Классный час Добро и зло

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Добро и зло"


Цели:

  1. Формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
  2. Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
  3. Освоение содержания заповедей христианской морали.
Оформление:
  • таблица с пословицами:
"Стол спасибом красится", "Спеси боятся, а вежливость чтут", "Посади свинью за стол, она и ноги на стол", "Не дорого ничто - дорого вежливо";
  • макет солнца, но без лучиков.

Ход классного часа.

1. Вводная беседа о правилах и законах, включая нравственные, по которым мы живем. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле в нашей жизни. А начнем мы наш разговор с правил и законов, по которым мы живем изо дня в день. Назовите их.

  • правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов;
  • порядки, существующие в семьях;
  • особые правила, действующие в школе.
- А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало? - Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Что такое совесть? Совесть - это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам.

2. Знакомство с Библией, детской библией.

- Из уроков истории вы знаете о том, что наше летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, что наша Русь в 988 году приняла крещение и стала христианской. В Библии как раз и рассказывается об этом человеке, о его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги). - Библия - первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. - Гуттенберг). Вследствие повышения грамотности и распространения христианства Библия читалась все большим и большим числом людей. В настоящее время распространение Библии возросло. Она переведена на 2000 языков. У кого дома есть такая книга? Что вы знаете об этой книге? - А вот "Детская библия" (показ книги). Она подготовлена для молодых читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены, описаны не все, а только некоторые события. В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что - хорошо, а что - плохо. Послушайте одну из них. "Мудрый царь Соломон". "Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: "Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!" Другая же закричала: "Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его". - Которая же из них была матерью? (Выслушать высказывания детей). - Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.

3. Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни

- Дома вы тоже написали коротенькие рассказы, раскрывая свои представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни. Прочитайте их. Заслушиваются работы детей:

4. Соотнесение нравственных законов (христианских заповедей) с их разъяснениями.

- Прочитайте написанное на доске. Определите, какое разъяснение соответствует каждому закону.



Нравственные законы


Разъяснение


- почитай отца твоего и матерь твою

- не убей

- не укради


- не произноси ложного свидетельства на своего друга


- жизнь человеческая неприкосновенна; эта заповедь оберегает жизнь любого человека

- мы обязаны уважать своих родителей

- никто не имеет право брать то, что принадлежит другому

- люди должны всегда говорить правду: дома, в школе, на отдыхе

5. Знакомство с "добрыми" и "злыми" рисунками детей

(Рисунки открываются поочередно, выслушиваются комментарии учащихся). Учитель делает "качественный" анализ рисунков и анализ их "количественного" состава: - "Добрых" рисунков оказалось гораздо больше, чем "злых". Содержанием "добрых" рисунков является нечто "красивое": мама, любимые животные, надежный друг, цветы, появление на свет малыша и т.д. Содержанием "злого" рисунка явился волк-хищник, хитрый убийца. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному - Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.

Вывод. Итог.

- А от кого и от чего зависит наличие зла в жизни? (Выслушать ответы детей. При затруднении предложить разрешить ситуацию: - Можно ли как предательство, т.е. зло, рассматривать такую ситуацию: вы взяли в дом щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? И будет ли виновата выброшенная за дверь собака, вынужденная голодать, мерзнуть и мокнуть, в том, что она, когда вырастет, будет бросаться на людей и ее будут называть злой?) Сформулировать вывод: станет ли зла еще больше - зависит от человека. - Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают вас стойкими и весёлыми. Учитель: Ребята, когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта - не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети. Учитель: Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему? Этому нужно учиться. - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботу и внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне будите называть волшебные слова. Остановка "Волшебных слов".

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора! Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас есть карточки-лучики, напишите на них волшебные слова. Прочитайте слова, которые вы написали и прикрепите лучи к нашему солнышку.

Солнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось светло,
Заплясали, засверкали вдруг
Солнечные зайчики вокруг. Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи перечисленные качества? (Воспитанному, вежливому). - А как вы думаете каких людей называют добрыми? Вежливыми? Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству. "Вежливый " - древнерусское "вежа" - знающий, учтивый. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. "Невежа" -обратный смысл - грубиян, не соблюдающий правил приличия. Учитель: А сейчас давайте поиграем. Игра "Не ошибись, пожалуйста" Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Правила вежливости: 1.Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
  1. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  2. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
  3. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
  4. Не отвечай на грубость грубостью.
  5. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Песня: Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождя и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня может выручить
Если что-нибудь приключиться вдруг
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг. Остановка "Внимательных ребят". Учитель: Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением.

  • Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.
Посмотрите, пожалуйста, на эти лица. Что они выражают? Классный час Добро и зло Рисунок 2 /Открываю карточки/. - Какие взрослые вам больше нравятся? - Какими чаще всего бываете вы? Поднимите карточки от 1 до 5.
  • Работа в парах.
Изобразите на лице радость, огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой "раз" и согнали грустное настроение и показали радость. Скажите друг другу вежливые слова.

Учащимся предлагается для анализа рассказ Г. Юдина "Свинья в гостях".

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила. Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела. Потом улеглась на скатерть и говорит: - Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала. Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и наутёк.

Беседа.

Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы, которые написаны на доске.

- Можно ли свинью назвать вежливой?
- Почему собака залаяла на свинью?
- Подбери пословицу, которая более точно подойдёт к рассказу.

Инсценировка стихотворения.

Вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом
И закричал: - А я причём!
Но, досчитав до тридцати, сказал:
- Ну, дедушка, прости. Вопросы учащимся: - Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?
- А как бы вы извинились?

Пошёл я гулять и в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", - я шепнул виновато.
- Ступай, -улыбнулась.
- Прощаю пока, -
И ухо моё отпустила рука.
"Простите"…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово. Вопросы учащимся:

- Как можно оценить поступок мальчика?
- Можно ли его извинение считать искренним?

Работа в группах.

Ребята делятся на группы и решают проблемные ситуации, которые находятся в конвертах. Ситуации могут быть такими:
  • Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.
  • Вы едете в полном автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.

- Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла…

(Как должен поступить Витя?)

- Дед про внучку говорил:
Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада…

(Действия внучки?)

Ребята обсуждают ситуацию и комментируют её. Остановка "Фантазёров". Изобразите доброту на бумаге. - Как вы её представляете, в виде чего? И расскажите о своей доброте. (Дети вывешивают на доску свои рисунки). Остановка "Доброты" Дети читают стихи:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможем
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря! - А как сделать, чтобы все люди стали сказочно добрыми и вежливыми? - Ребята, я ведь пришла к вам не с простыми руками. Я принесла лекарство от грубости, от драк и жадности. Вот кому только их раздать? Как вы думаете? - Я думаю, что мы раздадим их всему классу. Только запомните: перед тем как их принимать, надо загадать доброе желание, тогда лекарство подействует. ( Учитель раздает детям расфасованные в упаковки конфеты в виде таблеток).






© 2010-2022