Конспект урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин. У Лукоморья

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.С. Пушкин. « У Лукоморья…»

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

Задачи:

Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательные:

прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

формировать коммуникативные навыки работы в группах;

развивать позитивную самооценку учащихся.

Планируемые результаты:

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

научатся проявлять любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии,

научатся принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия.

научатся понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного; находить нужную информацию в словарях, в том числе в конце учебника;

научатся сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

.

Оборудование к уроку: Портрет А.С.Пушкина, увертюра оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка ,Т. Хренников - «Руслан и Людмила» ,Т. Хренников "Руслан и Людмила", - тема Финна, выставка книг А. С. Пушкина, ноутбук, проектор, экран, словарь В.И.Даля, клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила", разноцветные лепестки для цветка "Настроение", аудиозапись пролога поэмы «Руслан и Людмила» в исполнении Киреевой Татьяны.

Современные технологии: технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности; информационно-компьютерные технологии.

I. Организационный момент.(1мин)
Психологический настрой на работу.
Учитель:

- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
Подарите улыбки друг другу

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин)

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!

- Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке?(ответы учеников)
- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина. А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

III. Актуализация знаний. (10 мин)

( Звучит музыка , на доске портрет А.С.Пушкина)

На фоне музыки чтение учителем слов с доски:

Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу. (Н. Доризо.)

Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо.

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные песни и сказки мамы. Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли "незаходящим солнцем русской поэзии".

Рассказ ученика об А.С.Пушкине. ( Слайды 2-4)
1 ученик
Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Отец поэта Сергей Львович отставной военный, был потомок знатного рода, страстный любитель поэзии, собрал богатейшую библиотеку. Мать, Надежда Осиповна, была красива, образована, остроумна. Как принято было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров иностранцев. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки.
2 ученик
Страсть к поэзии появилась у Пушкина рано. На 8 году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, эпиграммы. В 9 писал басни, пьесы, большую поэму со сказочным сюжетом.

3 ученик. Слайд 5.
Самыми близкими сердцу А.С.Пушкина стали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и его няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни, сказки запомнились ему на всю жизнь.

Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой…

А ветер сыпал снежной крупкой,

Пути в деревню заметал.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке.

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок.

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!»

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

-У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей Пушкин представляет собой поэта-сказочника. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. ( Слайды 7-11)
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины…
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Работа в группах. ( 7 мин). Викторина по сказкам А.С.Пушкина (презентация «Что за прелесть эти сказки»)

IV. Первичное усвоение новых знаний. (22 мин)

(Музыка)

В одной из сказок Арины Родионовны имеются такие слова: "У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет -песни поет".

Пролог указывает на некий чудесный, фантастический, волшебный, мифологический славянский мир.

Все было мудро предназначено

Судьбой - и сказка и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

Трудилась,

Господа не гневала,

Жила, как все.

Вставала рано.

Но без нее, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

(Звучит увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила»)

Просмотр клипа.

«У лукоморья дуб зелёный…»
Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме.
Работа со словарем.

- Что такое поэма?

- Что такое лукоморье? Кто знает? Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря В.И.Даля.

- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Рисуют в тетрадях).

Словарная работа. Слайд 13.

Эти устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения. Слайд 14.

- А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.(Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл.)

Работа над произведением .
-Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте мы отправимся в лукоморье.
Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?
Первичное восприятие текста. ( Прослушивание записи)
Беседа по первичному восприятию:
- Понравился пролог?

- Что понравилось?

Чтение в паре. Вопросы после чтения:

-Каким же поэт изобразил лукоморье?
(Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? (Высказывания учеников)

- Что особенно понравилось и почему? (Высказывания учеников)

- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
(Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.)
-Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
(Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.)
-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
(Высказывания учеников)

-Что вы можете сказать о второй части?
(Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.)
-Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…

Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину
-Какие сказочные персонажи повстречались? Что вы о них знаете?( Ответы) Слайды 15-19.

Физкультминутка. А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке - бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке - смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит - во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят - нас к себе позвать хотят!

-Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
(Напевное, плавное.)

-Какая должна быть интонация?
(Интонация торжественности и таинственности.)

-Как вы можете объяснить слова поэта:
«Там русский дух…там Русью пахнет!» Слайд 20
Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.

-Как нужно читать эти строки?
(Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.)

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Ученик читает стихотворение

Если очень захотеть -
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться.
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда -
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
- Имя Пушкина никогда не забудется : он всегда с нами. Наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.

…Великим быть желаю,

Люблю России честь!

Так сказано им было. Так оно и есть.

Итог урока. (2 мин)
-С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
-Что особенно вам понравилось?
Рефлексия «Цветок настроения» (1 мин)
Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

Домашнее задание (1 мин) : предлагаю по выбору учащихся: выучить пролог наизусть, выразительное чтение отрывка, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.

Литература:

1.Климанова Л.Ф «Литературное чтение 2 класс»

  • Кутявина С.В.Поурочные разработки по литературному чтению- М.: Просвещение, 2013г.
  • Сказки А.С. Пушкина

2.активные ссылки на страницы материалов в Интернете:

bibnout.ru/

ninaantipowa.ucoz.ru/

nsportal.ru/nachalnaya-shkola

resobr.ru/

festival.1september.ru/


© 2010-2022