Конспект открытого урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Доброе утро, девчонки, мальчишки!

Все вы достали тетрадки и книжки?

А свой дневник и пенал не забыли?

Всё аккуратно на парте сложили?

Будем сегодня трудиться старательно,

Слушать друг друга очень внимательно

И к нам УСПЕХ придёт обязательно!!!

  1. Повторение изученного материала.

Сегодня у нас в гостях профессор Пилюлькина. Она поможет нам разобраться в вопросах анатомии и физиологии. У нее к вам несколько вопросов.

- Давайте вспомним, какую большую тему вы изучаете на уроках окружающего мира. ("Человек")

- О чём именно говорили на прошлом уроке? ( "Кожа - наша первая одежда")

- Назовите орган осязания человека. (Кожа)

Какое значение имеет кожа для человека?

Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?

Как ухаживать за кожей?

Расскажите о волосах и ногтях.

Как нужно купаться и загорать на пляже?

  1. Изучение нового материала.

- О чём будем говорить сегодня, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Сл.1)

1. Не часы, а тикает. (Сердце)

2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. (Кровь)

3. Когда сытый, он молчит, когда голоден - урчит. (Желудок)

4. Орган зрения. (Глаз)

5. Органы дыхания человека. (Лёгкие)

6. И говорит, и ест. (Рот)

- Какое слово получилось в выделенной строке? (Скелет) (сл.2)

Выполним практическую работу на с. 15 учебника.

Сегодня мы с вами будем изучать скелет человека. Хотели бы вы, ребята, заглянуть внутрь человеческого организма, то есть самих себя?

- Можно ли это сделать? (Рентген)

- Таких приборов у нас в классе нет, но у нас в гостях профессор, которая поможет нам в изучении новой темы.

Профессор: кости, соединяясь между собой, образуют скелет. В скелете человека более 200 костей. Я принесла с собой небольшой фильм, где коротко рассказывается о скелете человека. Давайте посмотрим.

(фильм)

А сейчас рассмотрим рисунок в учебнике на с. 17. Из каких частей состоит скелет?

Череп

Твёрдый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Кости черепа очень тверды. Археологи находят в земле черепа людей, умерших много тысяч лет назад. Все другие кости их скелетов давно истлели и превратились в пыль. А черепа сохранились до наших дней.

В черепе только одна кость подвижная - это нижняя челюсть.

Грудная клетка

Грудная клетка состоит из двенадцати пар очень крепких, но гибких рёбер и грудины. У детей, занимающихся спортом, окружность грудной клетки больше на 6 - 8 см, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.

- Как вы думаете, какие органы защищает грудная клетка? (сердце, легкие)

Позвоночник

Основная опора скелета - эластичный, пружинящий позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться в разные стороны, кувыркаться, бегать, плавать.

Общее число позвонков у человека 33, но может колебаться от 30 до 35. Позвоночник заканчивается маленьким "хвостиком". Называется он копчиком.

Шейных позвонков у человека и почти у всех животных 7, независимо от длины шеи - например, у мыши или жирафа.

Кости таза

Кости таза называют тазовым поясом. Он создаёт опору внутренним органам. Давайте подумаем каким. (Желудок, печень, кишечник и т. д.)

Кости рук

Это плечо, предплечье и кости кисти. Они обеспечивают прочность и подвижность руки.

Кости ног

Это бедро (самая длинная кость человеческого скелета), голень и кости стопы. Они обеспечивают прочность и подвижность ноги. (сл.4)

А вот и еще один «гость». Посмотрите, это модель. Давайте на ней еще раз рассмотрим части скелета.

В скелете взрослого человека более 200 костей. Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например, в черепе, между ними образуется неподвижное соединение. В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Такое подвижное соединение костей называется суставом.

Кости состоят из органических веществ, минеральных веществ и воды. Органические вещества придают костям гибкость и упругость, а минеральные - твердость. Вместе они делают кости очень прочными.

В течение жизни состав костей меняется. У детей в костях много органических веществ, но мало минеральных, поэтому они гибкие и могут легко искривляться. Искривленными они могут остаться на всю жизнь. (сл.5)

-Вспомните, отчего ваши кости искривляются. (неправильная осанка при ходьбе и сидении) (сл.6)

Что необходимо предпринимать, чтобы ваши кости не искривлялись?

- А у нас настало время физминутки (В.Высоцкий "Утренняя гимнастика").

Профессор, какие рекомендации вы можете дать детям, чтобы их скелет оставался крепким на долгие годы?

Чтобы скелет нормально развивался, а тело становилось крепким и красивым, нужно постоянно следить за правильным положением тела при стоянии, сидении и ходьбе, то есть за своей осанкой. За столом сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед. При этом расстояние между сидящим и краем стола должно равняться ширине ладони. Обе ноги ставить на пол всей подошвой.

Мы тоже знаем некоторые правила, которые помогут в соблюдении правильной осанки. (ранец, гимнастика, физический труд, кальций) (сл.7)

Правильно, дети, при правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме.(сл.8)


  1. Закрепление изученного.

Работа в тетради на с. 5, задание 11.

Часть ноги, в которой много мелких костей (стопа)

"Доспехи", защищающие сердце, легкие и другие внутренние органы (ребра)

Верхняя часть руки до локтя (плечо)

Часть ноги от колена до стопы (голень)

Защитный "шлем" (череп)

Часть ноги с длинной и самой прочной костью (бедро)

Часть руки между плечевой костью и кистью (предплечье)

Название частей скелета, а также инструменты, используемые строителями (лопатка, кисть)

- Какое же значение имеет скелет для человека? (сл.10)

- А теперь разрешите спор двух мальчиков. Один из них утверждает: "Чтобы быть здоровым, надо больше лежать, тогда нагрузка на скелет будет меньше". Другой возражает: "Чтобы быть здоровым, надо больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом". Кто прав?

Дети высказывают предположения.

- Вспомните космонавтов. Находясь в невесомости, скелет не испытывает нагрузки. Организм это понимает и происходит отток кальция. Из-за этого, прилетая на землю, космонавты не могут ходить.

- Потрогайте хрящи в носу или в ушах. Какие они?

- У кого больше хрящей в организме: у вас или у взрослых?

- У кого более гибкий скелет: у вас или у взрослых?

- Хорошо это или плохо?

- Хорошо, т. к. вы чаще падаете, и большое количество хрящей не дает возможности скелету часто ломаться. А плохо, т. к. ваш скелет больше подвержен искривлению. Вы много времени проводите за партами. Какая часть скелета больше всего подвержена искривлению? (позвоночник) (сл.11)

- Почему искривление скелета и нарушение осанки - это очень плохо? (некрасивая внешность, искривление затрудняет работу сердца, ухудшается дыхание, нарушается кровообращение, пищеварение, вы быстрее устаете, вас могут часто мучить головные боли, учиться становится труднее. Посчитано, что больше половины школьников заканчивают школу с болезнями спины).

Самостоятельная работа.

- Давайте проверим, что мы усвоили на уроке. Напишем цифровой диктант (если утверждение верное, ставится цифра 1, если нет - цифра 0)

Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений (1)

Кости человека прочные, тяжёлые и упругие (0)

Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать (0)

При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме (1)

Чем старше человек, тем более хрупкие у него кости (1) (сл.12)

Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?

5. Оценки.

6. Домашнее задание (сл.13)

Спасибо за урок! (сл.14)



© 2010-2022