Открытый урок на тему: «Силуэтная картина из нарезанной нити»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

28.03. 2014 г.

1 группа, 3 год обучения


Открытый урок кружка

«Флористика и дизайн интерьера» по теме:

«Силуэтная картина из нарезанной нити»


Руководитель кружка: Хаведжи Венера Алексеевна



Открытый урок на тему: «Силуэтная картина из нарезанной нити»







Тема занятия: «Силуэтная картина из нарезанной нити»
Цели занятия:

  • Образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения силуэтной картинки и с техникой выполнения картин и панно из нити;
  • Развивающая: развить творческое мышление учащихся, способствовать формированию аккуратности, усидчивости, внимательности; дать возможность учащимся проявить свои художественные способности;
  • Воспитательная: сформировать эстетический вкус учащихся.
Методы:
  1. Словесные - фронтальная беседа с учащимися;
  2. Наглядные - демонстрация образца;
  3. Практические - самостоятельная работа над картиной;
  4. Репродуктивные - изготовление картины по образцу.


Оборудование: рисунок, картон, клей, разноцветные акриловые нитки, ножницы.
Ход занятия:
  1. Приветствие и проверка подготовки к занятию;
  2. Беседа с учащимися;
а) сообщение целей и задач занятия; б) знакомство с историей возникновения силуэтной картинки.


СИЛУЭ́Т (франц. Silhouette) - форма, воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "далевой зрительной установки". Силуэт - это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами, а также в технике нарезной нити. Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуются черною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, или выкладывается нарезанной черной нитью по рисунку. Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом, а также разновидность графической техники, когда изображение дается на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром. В этой технике исполнялись обычно профильные портреты и несложные композиции. Силуэтные портреты были распространенными и модными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. История искусства силуэта Открытый урок на тему: «Силуэтная картина из нарезанной нити» История искусства силуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. Античная легенда о происхождении изобразительного искусства связана с выразительными качествами силуэта и контурной линии. Силуэт доминирует в первобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта, древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный и краснофигурный стили древнегреческой вазописи. Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всех формах архаического и примитивного искусства. В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театр теней. Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), вероятно с Китая проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы.
Открытый урок на тему: «Силуэтная картина из нарезанной нити»В Европе, как самостоятельный вид графики, искусство силуэта сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции. Термин"силуэт" появился случайно и происходит от фамилии Этьенна де Силуэтта (E.de Silhouette, 1709-1767), контролера финансов французского короля Людовика XV. Контролер финансов вызывал негодование скаредностью, ив отместку в 1759 г. на него сделали карикатуру - ненавистную тень всемогущего министра, вырезав ее из черной бумаги. Сам он также занимался вырезанием силуэтов. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, Этьен де Силуэт своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим, и нового рода портреты (portraits à laSilhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. В России один из первых силуэтов выполнил черной тушью по золотой фольге скульптор Ф. И. Шубин (1740-1805). Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоевв богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы. Мастером миниатюрного силуэтного портрета был Дмитрий Иванович Евреинов (1742-1814). Лучшим мастером силуэта начала XIX века был русский художник-дилетант граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени. Открытый урок на тему: «Силуэтная картина из нарезанной нити»Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение - это иллюстрации Е. Бем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей. Она создала особенный стиль графического силуэта, сентиментальный и "бидермайеровский". Художница Елизавета Меркурьевна Эндадурова - псевдоним Бём (1843-1914). Выпускница Рисовальной школы Общества Поощрения художеств, Е. Бём издавала книги для детей, произведения писателей русской натуральной школы, иллюстрированные собственными силуэтами с мельчайшей проработкой деталей пером и тушью. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники М. В. Добужинский, Е. С. Кругликова, Н.В.Ильин. В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники "Мира искусства", возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина, В. Н. Левитского. Открытый урок на тему: «Силуэтная картина из нарезанной нити»



Приемы силуэта использовал в ксилографиях и гравюрах на линолеуме В. А. Фаворский, другие мастера книжной графики: А. Д. Гончаров, В. В. Лебедев, Н. В. Ильин, Н. В. Кузьмин. В Париже в 1920-1926 гг. создавала графические силуэты русская самодеятельная художница Е. Ю. Кузьмина-Караваева. Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по-прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.
  1. Практическая работа
    • подбор картинки;
    • выбор цветовой гаммы нити;
    • выделение контура картины черной нитью;
    • нарезание нити;
    • приклеивание нити
(Акриловую нить нарезаем очень мелко, клеим хорошо прижимая к картону, готовую работу закрепляем лаком).

  1. Самостоятельное выполнение работы.
Учащиеся приступают к работе, руководитель следит за ходом работы и оказывает необходимую индивидуальную помощь учащимся. 5. Подведение итогов занятия.

Открытый урок на тему: «Силуэтная картина из нарезанной нити»

© 2010-2022