- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России Плешаков ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России Плешаков ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назарова О.А. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Думчевская средняя общеобразовательная школа
«Согласованно» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР: Директор
____ Пироженко С.В. _____ Бангерт Т.В.
« »августа 2014г. « » августа 2014г.
.
Рабочая программа
Окружающий мир 3 класс, начальное общее образование
Наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень(базовый, профильный-10-11кл.)
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам Начальная школа. Ч.1., 5-е издание - М., Просвещение., 2011г., 400с.(Стандарты второго поколения)
(точное название программы, указание авторов и ее выходные данные)
Составитель Назарова О.А.
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя, предмет,
квалификационная категория)
Думчево 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012
Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение,2012
Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение, 2012
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: - наблюдать объекты окружающего мира; - работать с учебником, энциклопедиями; - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; - рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии; - уметь работать в паре, группе, индивидуально; - уметь оценить себя, товарища; - формировать коммуникативные умения; - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; - уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
3 класс К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек - часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Содержание учебного предмета 3 класс (68 ч) Как устроен мир (7 ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Эта удивительная природа (19ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (8 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (12 ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам (12 ч) Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
3 класс Экскурсии: Природа, ее разнообразие. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Дорожные знаки в окрестностях школы. Практические работы: 1.Тела, вещества, частицы. 2.Состав и свойства воздуха. 3.Свойства воды. 4.Круговорот воды. 5.Состав почвы. 6.Размножение и развитие растений. 7Знакомство с внешним строением кожи. 8.Подсчет ударов пульса. 9.Полезные ископаемые. 10.Знакомство с культурными растениями. 11.Знакомство с различными монетами. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. Средства обучения: наглядные пособия: натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; географические и исторические карты; предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. мультимедийное оборудование компьютер медиапроекторУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС
№
Тема
Сроки прохождения темы
Всего
часов
В том числе проектов
В том
числе
проверочных работ
1
Как устроен мир
7
1
1
2
Эта удивительная природа
19
1
1
3
Мы и наше здоровье
10
1
1
4
Наша безопасность
8
1
1
5
Чему учит экономика
12
1
1
6
Путешествия по городам и странам
12
1
1
ИТОГО
68
6
6
Календарно-тематическое планирование
окружающий мир 3 класс
№ п/п
№ темы
Тема Практические работы, экскурсии
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты (УУД) Формы контроля Д/з
Как устроен мир-7 часов
1
Природа. Ценность природы для человека экскурсия
-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку,
- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
- взаимосвязь природы и человека
- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
-формирование личного отношения к окружающему миру
фронтальный с.8
2
Человек
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,
- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, фронтальный с.15
3
Наши проекты «Богатства, отданные людям»
В ходе выполнения дети учатся:
- определять цель проекта,
- распределять обязанности по проекту в группах,
- собирать материал в дополнительной литературе, Интернете,
-оформлять стенд, презентовать проект,
-оценивать результаты работы
фронтальный проект
4
Общество
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-определять место человека в мире,
-характеризовать семью, народ, государство как части общества,
- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
фронтальный с.23
5
Что такое экология
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, фронтальный с.28
6
Природа в опасности! Охрана природы
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- устанавливать причинно - следственные
фронтальный с34
7
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа»
-выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать правильность работы;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
индивидуальный
Эта удивительная природа-19 часов
8
Тела, вещества, частицы
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
-классифицировать тела и вещества,
- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ
- наблюдать опыт с растворением вещества
- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
фронтальный с.39
9
Разнообразие веществ Практическая работа №1
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, фронтальный с.45
10
Воздух и его охрана Практическая работа №2
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать схему(диаграмму) с целью определения состава воздуха фронтальный с.50
11
Вода Практическая работа №3
-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
фронтальный с.54
12
Превращение и круговорот воды Практическая работа №4
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;
-наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара;
-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;
-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе
фронтальный с.58
13
Берегите воду!
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные из учебника;
-работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста
фронтальный с.63
14
Что такое почва Практическая работа №5
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
-высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
-практическая работа: исследователь состав почвы в ходе учебного эксперимента,
фронтальный с.67
15
Разнообразие растений экскурсия
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
-знакомиться с группами растений по материалам учебника;
-работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать
фронтальный с.73
16
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-выявлять с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений;
- моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
фронтальный с.77
17
Размножение и развитие растений
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать условия, необходимые для размножения растений
фронтальный с.81
18
Охрана растений
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- актуализировать сведения. полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
-обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;
-оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;
фронтальный с.85
19
Разнообразие животных экскурсия
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;
-классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
приводить примеры животных разных групп;
с помощью атласа - определителя «О земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и соотносить их к определённой группе;
- обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги « Великан на поляне»
фронтальный с.93
20
Кто что ест
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать животных по типу питания,
- приводить примеры животных по типу питания;
- анализировать схемы цепей питания;
-характеризовать защитные приспособления растений и животных;
- обсуждать материал книги « Зелёные страницы» о божьих коровках;
-обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
21
Наши проекты «Разнообразие природы родного края»
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-определять цель и этапы работы;
-распределять обязанности;
-совместно со взрослыми определять с помощью атласа - определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
-находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
фронтальный с.96-97
22
Размножение и развитие животных
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать животных разных групп по способу размножения.
- моделировать стадии размножения животных разных групп;
фронтальный с.105
23
Охрана животных
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах;
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
фронтальный с.109-119
24
В царстве грибов
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать понятия строение шляпочных грибов;
-с помощью иллюстраций учебника и атласа определителя различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы;
- обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
- моделировать различия грибов-двойников;
фронтальный с.116
25
Великий круговорот жизни
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители;
-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ в природе;
фронтальный с.120
26
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
- выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать правильность работы
индивидуальный
Мы и наше здоровье-10 ч
27
1
Организм человека Практическая работа №5
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;
-характеризовать системы органов тела( их части и назначения);
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья
-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем
фронтальный с. 124-125
28
Органы чувств
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;
-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
-формулировать правила гигиены органов чувств,
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
фронтальный с.129
29
Надёжная защита организма
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-практическая работа: изучить свойства кожи;
-характеризовать средства гигиены и уход за кожей;
-характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
-работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи
фронтальный с.133
30
Опора тела и движения
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма
-раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека;
-следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
-выполнять физкультминутки;
фронтальный с.137
31
Наше питание.
Наши проекты «Школа кулинаров»
Практическая работа №6
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;
-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения;
- моделировать строение пищеварительной системы;
фронтальный с.141, проект
32
Дыхание и кровообращение
Практическая работа №7
фронтальный с.146
33
Умей предупреждать болезни
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать факторы закаливания;
- формировать правила закаливания;
-составлять памятку по закаливанию;
-оставлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
фронтальный с.149
34
Здоровый образ жизни
-понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
- обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться их соблюдать;
-работать с терминологическим словарём;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
фронтальный с.153
35
Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа
-выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
индивидуальный
36
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,
«Школа кулинаров».
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,
-обсуждать выступления учащихся,
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
групповой
Наша безопасность- 8 часов
37
Огонь, вода и газ
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах;
-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,
-моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
-умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения
-уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
- усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности
фронтальный с.7
38
Чтобы путь был счастливым
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;
- работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте готовить сообщения;
-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
фронтальный с.13
39
Дорожные знаки экскурсия
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах;
-анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
-выполнять тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков;
фронтальный с.17
40
Наши проекты «Кто нас защитит»
В ходе выполнения проекта дети учатся:
находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС;
-интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции. пожарной охраны;.
взаимоконтроль с.18-19
41
Опасные места
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
-обсуждать потенциально опасные места в доме и вне его;
фронтальный с.24
42
Природа и наша безопасность
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать опасности природного характера;
-находить в атласе - определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах;
-обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»;
фронтальный с.30
43
Экологическая безопасность Практическая работа №8
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-анализировать по схеме цепь загрязнения;
-приводить примеры цепей загрязнения;
-моделировать пути поступления загрязнения веществ в организм;
-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
фронтальный с.36
44
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
индивидуальный
Чему учит экономика-12 часов
45
Для чего нужна экономика
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
-различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг;
-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
- формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
- понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
фронтальный с.41
46
Природные богатства и труд людей -основа экономики
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
фронтальный с.45
47
Полезные ископаемые Практическая работа №9
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;
-определять полезные ископаемые с помощью атласа - определителя « От земли до неба»;
-выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
фронтальный с.50
48
Растениеводство Практическая работа №10
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;
-практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
-различать и классифицировать культурные растения;
фронтальный с.54
49
5
Животноводство
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;
-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводства;
фронтальный с.59
50
Какая бывает промышленность
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
-соотносить продукцию и отрасли промышленности;
-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
-характеризовать труд работников отрасли промышленности;
фронтальный с.63
51
Наши проекты: «Экономика родного края»
В ходе выполнения проекта дети учатся:
- собирать информацию об экономике своего города;
-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д;
-коллективно составлять книгу - справочник «Экономика родного края»;
групповой с.64-65
52
Что такое деньги Практическая работа №11
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля - продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи;
-раскрывать роль денег в экономике;
-различать денежные единицы разных стран;
фронтальный с.69-70
53
Государственный бюджет
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
фронтальный с.74
54
Семейный бюджет
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
-выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
фронтальный с.78
55
Экономика и экология
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;
-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
фронтальный с.84
56
Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
индивидуальный
Путешествие по городам и странам-12 часов
57-58
Золотое кольцо России
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
-узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
-моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности, сувениры и т.д.
- умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
- конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
- формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,
фронтальный сообщения
59
Наши проекты «Музей путешествий»
В ходе проекта дети учатся:
- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);
-оформлять экспозицию музея;
- готовить сообщения (экскурсия по музею);
-презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов
групповой с.98-99
60
Наши ближайшие соседи
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
фронтальный с.104-105
61
На севере Европы
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
фронтальный сообщения
62
Что такое Бенилюкс
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
-составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
фронтальный сообщения
63
В центре Европы
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах в центе Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;
фронтальный с.130-131
64
По Франциии Великобритании
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании, подготовить сообщение с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы;
-выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
фронтальный сообщения
65
На юге Европы
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;
фронтальный с.148
66
По знаменитым местам мира
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;
-определять цели международного туризма;
-работать с картой;
фронтальный с.153
67
Проверочная работа.
-выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
индивидуальный
68
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».
Презентации проектов
«Кто нас защищает»,
«Экономика родного края»,
«Музей путешествий»
-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом;
-обсуждать выступление учащихся;
-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
групповой
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся: Особенности организации контроля по окружающему миру Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету "Окружающий мир" Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: "5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. "4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. "3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. "2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.
Р е к о м е н д а ц и и п о о ц е н и в а н и ю р е з у л ь т а т о в тестирования
Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В - в 2 балла, уровня С - в 3 балла. 13-16 баллов (80-100%) - оценка «5»; 10-13 баллов (60-80%) - оценка «4»; 6-10 баллов (40-60%) - оценка «3»; 0-6 баллов (0-40%) - оценка «2».
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 - 4 классы. М.: Просвещение. 2011
Учебники
1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.
2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.
3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.
4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.
Рабочие тетради
1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2
2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2
3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2
4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2
Тесты
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 1 класс.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 2 класс.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 3 класс.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 4 класс.
Методические пособия
1.Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 1 класс
2. Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 2 класс
Плешаков А. А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.