Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России Плешаков ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Думчевская средняя общеобразовательная школа

«Согласованно» «Утверждаю»

Зам.директора по УВР: Директор

____ Пироженко С.В. _____ Бангерт Т.В.

« »августа 2014г. « » августа 2014г.

.




Рабочая программа


Окружающий мир 3 класс, начальное общее образование

Наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень(базовый, профильный-10-11кл.)

на 2014-2015 учебный год


Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам Начальная школа. Ч.1., 5-е издание - М., Просвещение., 2011г., 400с.(Стандарты второго поколения)

(точное название программы, указание авторов и ее выходные данные)


Составитель Назарова О.А.

Учитель начальных классов

1 квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)




Думчево 2014г





Пояснительная записка



Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012

Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение,2012

Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение, 2012

Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.



Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира;





2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: - наблюдать объекты окружающего мира; - работать с учебником, энциклопедиями; - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; - рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии; - уметь работать в паре, группе, индивидуально; - уметь оценить себя, товарища; - формировать коммуникативные умения; - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; - уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

3 класс К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек - часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Содержание учебного предмета 3 класс (68 ч) Как устроен мир (7 ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Эта удивительная природа (19ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (8 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (12 ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам (12 ч) Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
3 класс Экскурсии: Природа, ее разнообразие. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Дорожные знаки в окрестностях школы. Практические работы: 1.Тела, вещества, частицы. 2.Состав и свойства воздуха. 3.Свойства воды. 4.Круговорот воды. 5.Состав почвы. 6.Размножение и развитие растений. 7Знакомство с внешним строением кожи. 8.Подсчет ударов пульса. 9.Полезные ископаемые. 10.Знакомство с культурными растениями. 11.Знакомство с различными монетами. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. Средства обучения: наглядные пособия: натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; географические и исторические карты; предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. мультимедийное оборудование компьютер медиапроектор

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС

Тема

Сроки прохождения темы

Всего

часов

В том числе проектов

В том

числе

проверочных работ

1

Как устроен мир


7

1

1

2

Эта удивительная природа


19

1

1

3

Мы и наше здоровье


10

1

1

4

Наша безопасность


8

1

1

5

Чему учит экономика


12

1

1

6

Путешествия по городам и странам


12

1

1


ИТОГО


68

6

6

Календарно-тематическое планирование

окружающий мир 3 класс

№ п/п

№ темы


Тема Практические работы, экскурсии

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты (УУД) Формы контроля Д/з


Как устроен мир-7 часов

1


Природа. Ценность природы для человека экскурсия

-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку,

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

-формирование личного отношения к окружающему миру


фронтальный с.8

2


Человек

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, фронтальный с.15

3


Наши проекты «Богатства, отданные людям»

В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, Интернете,

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы


фронтальный проект

4


Общество

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


фронтальный с.23

5


Что такое экология

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, фронтальный с.28

6

Природа в опасности! Охрана природы

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно - следственные


фронтальный с34

7


Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа»

-выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.


индивидуальный

Эта удивительная природа-19 часов

8


Тела, вещества, частицы

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдать опыт с растворением вещества

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы


- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми


фронтальный с.39

9


Разнообразие веществ Практическая работа №1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, фронтальный с.45

10


Воздух и его охрана Практическая работа №2

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать схему(диаграмму) с целью определения состава воздуха фронтальный с.50

11


Вода Практическая работа №3

-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,


фронтальный с.54

12


Превращение и круговорот воды Практическая работа №4

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

-наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара;

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе


фронтальный с.58

13


Берегите воду!

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные из учебника;

-работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста


фронтальный с.63

14


Что такое почва Практическая работа №5

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

-высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

-практическая работа: исследователь состав почвы в ходе учебного эксперимента,


фронтальный с.67

15


Разнообразие растений экскурсия

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

-знакомиться с группами растений по материалам учебника;

-работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать


фронтальный с.73

16


Солнце, растения и мы с вами

Размножение и развитие растений

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-выявлять с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений;

- моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;


фронтальный с.77

17


Размножение и развитие растений

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений


фронтальный с.81

18


Охрана растений

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать сведения. полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

-обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

-оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;


фронтальный с.85

19


Разнообразие животных экскурсия

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;

-классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

приводить примеры животных разных групп;

с помощью атласа - определителя «О земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и соотносить их к определённой группе;

- обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги « Великан на поляне»


фронтальный с.93

20


Кто что ест

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать животных по типу питания,

- приводить примеры животных по типу питания;

- анализировать схемы цепей питания;

-характеризовать защитные приспособления растений и животных;

- обсуждать материал книги « Зелёные страницы» о божьих коровках;

-обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;




21


Наши проекты «Разнообразие природы родного края»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-определять цель и этапы работы;

-распределять обязанности;

-совместно со взрослыми определять с помощью атласа - определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

-находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;


фронтальный с.96-97

22


Размножение и развитие животных

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать животных разных групп по способу размножения.

- моделировать стадии размножения животных разных групп;


фронтальный с.105

23


Охрана животных

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;


фронтальный с.109-119

24


В царстве грибов

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать понятия строение шляпочных грибов;

-с помощью иллюстраций учебника и атласа определителя различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы;

- обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

- моделировать различия грибов-двойников;


фронтальный с.116

25


Великий круговорот жизни

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители;

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ в природе;


фронтальный с.120

26


Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

- выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы


индивидуальный

Мы и наше здоровье-10 ч

27

1

Организм человека Практическая работа №5

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

-характеризовать системы органов тела( их части и назначения);

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить


-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем

фронтальный с. 124-125

28


Органы чувств

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

-формулировать правила гигиены органов чувств,

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный с.129

29


Надёжная защита организма

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-практическая работа: изучить свойства кожи;

-характеризовать средства гигиены и уход за кожей;

-характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

-работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи


фронтальный с.133

30


Опора тела и движения

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

-раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека;

-следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

-выполнять физкультминутки;


фронтальный с.137

31


Наше питание.

Наши проекты «Школа кулинаров»


Практическая работа №6

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения;

- моделировать строение пищеварительной системы;


фронтальный с.141, проект

32


Дыхание и кровообращение


Практическая работа №7


фронтальный с.146

33


Умей предупреждать болезни

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать факторы закаливания;

- формировать правила закаливания;

-составлять памятку по закаливанию;

-оставлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;


фронтальный с.149

34


Здоровый образ жизни

-понимать учебную задачу урока и

стремиться ее выполнить;

-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться их соблюдать;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


фронтальный с.153

35


Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа

-выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами


индивидуальный

36


Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

групповой

Наша безопасность- 8 часов

37


Огонь, вода и газ

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,

-моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

-умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

-уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

- усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности




фронтальный с.7

38


Чтобы путь был счастливым

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;

- работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте готовить сообщения;

-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

фронтальный с.13

39


Дорожные знаки экскурсия

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах;

-анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

-выполнять тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков;

фронтальный с.17

40


Наши проекты «Кто нас защитит»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС;

-интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции. пожарной охраны;.

взаимоконтроль с.18-19

41


Опасные места

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

-обсуждать потенциально опасные места в доме и вне его;

фронтальный с.24

42


Природа и наша безопасность

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать опасности природного характера;

-находить в атласе - определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах;

-обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»;


фронтальный с.30

43


Экологическая безопасность Практическая работа №8

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-анализировать по схеме цепь загрязнения;

-приводить примеры цепей загрязнения;

-моделировать пути поступления загрязнения веществ в организм;

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;


фронтальный с.36

44


Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


индивидуальный

Чему учит экономика-12 часов

45


Для чего нужна экономика

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

-различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг;

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

- формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

- понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике


фронтальный с.41

46


Природные богатства и труд людей -основа экономики

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

фронтальный с.45

47


Полезные ископаемые Практическая работа №9

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;

-определять полезные ископаемые с помощью атласа - определителя « От земли до неба»;

-выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

фронтальный с.50

48


Растениеводство Практическая работа №10

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;

-практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

-различать и классифицировать культурные растения;

фронтальный с.54

49

5

Животноводство

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;

-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводства;

фронтальный с.59

50


Какая бывает промышленность

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

-соотносить продукцию и отрасли промышленности;

-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

-характеризовать труд работников отрасли промышленности;

фронтальный с.63

51


Наши проекты: «Экономика родного края»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего города;

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д;

-коллективно составлять книгу - справочник «Экономика родного края»;

групповой с.64-65

52


Что такое деньги Практическая работа №11

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля - продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи;

-раскрывать роль денег в экономике;

-различать денежные единицы разных стран;

фронтальный с.69-70

53


Государственный бюджет

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

фронтальный с.74

54


Семейный бюджет

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

-выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

фронтальный с.78

55


Экономика и экология

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

фронтальный с.84

56


Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальный

Путешествие по городам и странам-12 часов

57-58


Золотое кольцо России

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

-узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

-моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности, сувениры и т.д.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

- конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

- формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

фронтальный сообщения

59

Наши проекты «Музей путешествий»

В ходе проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

-оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения (экскурсия по музею);

-презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

групповой с.98-99

60

Наши ближайшие соседи

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

фронтальный с.104-105

61

На севере Европы

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

фронтальный сообщения

62


Что такое Бенилюкс

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

фронтальный сообщения

63




В центре Европы

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах в центе Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;


фронтальный с.130-131

64


По Франциии Великобритании

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании, подготовить сообщение с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы;

-выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

фронтальный сообщения

65


На юге Европы

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;

фронтальный с.148

66


По знаменитым местам мира

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

-определять цели международного туризма;

-работать с картой;

фронтальный с.153

67


Проверочная работа.

-выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

индивидуальный

68


Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Презентации проектов

«Кто нас защищает»,

«Экономика родного края»,

«Музей путешествий»

-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом;

-обсуждать выступление учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


групповой
















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся: Особенности организации контроля по окружающему миру Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету "Окружающий мир" Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объектов на карте.


Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: "5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. "4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. "3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. "2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.

Р е к о м е н д а ц и и п о о ц е н и в а н и ю р е з у л ь т а т о в тестирования

Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В - в 2 балла, уровня С - в 3 балла. 13-16 баллов (80-100%) - оценка «5»; 10-13 баллов (60-80%) - оценка «4»; 6-10 баллов (40-60%) - оценка «3»; 0-6 баллов (0-40%) - оценка «2».

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 - 4 классы. М.: Просвещение. 2011

Учебники

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.

2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.

3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.

4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.

Рабочие тетради

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2

2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2

3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2

4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2

Тесты

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 1 класс.

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 2 класс.

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 3 класс.

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 4 класс.

Методические пособия

1.Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 1 класс

2. Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 2 класс

Плешаков А. А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.


© 2010-2022