Проектная работа по ОРКСЭ по теме «Семья»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».Проектная работа по ОРКСЭ по теме«Семья».









Проектная работа

Открытый урок по ОРКСЭ по теме»Семья».











Авторы разработки:

учитель начальных классов

Мухаметшина Л.В.,





Содержание

Ведение_________________________________________________________3 1.1 Изучение курса ОРКСЭ базируется на требованиях ФГОС начального общего образования__________________________________________________4
1.2 В результате изучения ОРКСЭ ученик должен: ___________________5 1.3.Религия и семья.______________________________________________6-8_

1.4. Конспект урока по теме «Семья»_______________________________9-25

1.5 Приложение к уроку.__________________________________________26-34

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………...…36

Введение

Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные действия совершались в рамках этой первоначальной социальной структуры.

На этой основе возникло предположение: семья и религия находятся между собой в такой тесной связи, что семья может быть понята именно как «естественный» носитель религии, как религиозное образование. Эта точка зрения была развита французским историком Н.Д. Фюстель де Куланжем в работе «Античный город» (1864), а также английским востоковедом В. Робертсон Смитом применительно к древнеарабскому обществу. Правда, то, что Фюстель де Куланж называл семьей, более точно можно было обозначить понятием «род». По мнению автора, «семья» в этом смысле была первоначально единственной формой общества, но христианство разрушило эту семью.


Цель исследования: выяснить, как традиционные религии относятся к семье Задачи исследования: формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Объектом исследования являются семьи класса. Предметом исследования являются ученики и родители


3 1.1 Изучение курса ОРКСЭ базируется на требованиях ФГОС начального общего образования (ФГОС: 12.4: Основы духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России): 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России



4

1.2 В результате изучения ОРКСЭ ученик должен: знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг,
сооружений, праздников, святынь. уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.



5

1.3.Религия и семья.

Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные действия совершались в рамках этой первоначальной социальной структуры.

На этой основе возникло предположение: семья и религия находятся между собой в такой тесной связи, что семья может быть понята именно как «естественный» носитель религии, как религиозное образование. Эта точка зрения была развита французским историком Н.Д. Фюстель де Куланжем в работе «Античный город» (1864), а также английским востоковедом В. Робертсон Смитом применительно к древнеарабскому обществу. Правда, то, что Фюстель де Куланж называл семьей, более точно можно было обозначить понятием «род». По мнению автора, «семья» в этом смысле была первоначально единственной формой общества, но христианство разрушило эту семью.

Точка зрения, рассматривающая семью как сакральное образование, обычно подтверждается ссылками на то, что во многих обществах религиозные ритуалы совершались в рамках семьи, и огонь домашнего очага считался священным. Довольно часто и в настоящее время семья является тем местом, где совершаются религиозные ритуалы, но при этом следует помнить, что то, что мы называем семьей сегодня, существенно отличается от того, что было семьей в древних обществах.

В ходе развития и внутренней дифференциации общества его институциональные образования разделились на две сферы - частную и общественную области жизни. Семья во многом утратила черты общественной (публичной) организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни. В то же время Р. Белла, прослеживая религиозную эволюцию, показывает, что в ней происходит «приватизация» религии (эта тенденция фиксируется также в теориях секуляризации). Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора, частным делом. Возможно, с этим связано то обстоятельство, что сегодня, в первую очередь, многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни. В свою очередь, в деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей - ритуальное оформление ее увеличения и уменьшения, бракосочетания, религиозное воспитание детей. Церковные деятели склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традиционных формах.

Действительно, в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность в большей степени обращена к женщинам и детям, среди церковных преобладают мероприятия, связанные с семьей, среди прихожан сегодня в церкви большинство составляют женщины.

6

Тем не менее, в ряде отношений взаимосвязь семьи и религии представляется в настоящее время не столь уж однозначно нерушимой; во всяком случае, понимание существа и характера этой связи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, и религия, как повлияли эти изменения на отношения между ними.

Прежде всего, в общественном сознании произошло изменение в оценке значимости и необходимости ритуального сопровождения таких событий как рождение ребенка, бракосочетание и смерть. Сегодня достаточно значительному числу людей представляется возможным обойтись без церковного ритуала в этих случаях. Очень часто ритуалы рассматриваются как желательные потому, что они имеют эстетические достоинства или просто потому, что «так принято», т.е. они утратили прежний «жизненно-необходимый смысл». Большинство проявлений жизни утрачивают свое прежнее сакральное измерение. Смерть в современном обществе воспринимается в отличие от прежнего, преимущественно как «удел старости». Во всяком случае, в отличие от того общества, которое изучал Б. Малиновский, в современном обществе практически больше не существует такой социальной группы, в которой смерть одного из членов воспринималась бы как угроза ее существованию. Это пример, показывающий изменение социального смысла и значения многих ритуалов, продолжающих еще существовать.

Если внимательно присмотреться к продолжающим совершаться ритуалам и составу их участников, то во многих случаях обнаружится отсутствие четко определенной по составу и численности социальной группы, которая является их носителем. Это происходит по причине столь очевидного ослабления родственных связей; часто они поддерживаются чисто номинально и не рассматриваются как обязывающие к определенным поступкам, участию в семейных церемониях. Возрастающее различие социальных позиций среди родственников приводит к тому, что нередко контакты в социально оформленном ритуальном выражении заменяются более «приватными», «интимными» и в оформлении семейных событий, т.е. без церковного ритуала. Короче говоря, современная семья не является тем незыблемым фундаментом церковно-ритуальной деятельности, каким она была в традиционном обществе. Часто без церковного ритуала считают возможным обойтись, заменяя его тем или иным эквивалентом, не имеющим отношения к церкви и религии. Семья большей частью перестает быть местом проведения общественных ритуалов (государственных праздников).

Для понимания отмеченных изменений представляет интерес осуществленный Т. Парсонсом теоретический анализ отношений, связывающих «семью и церковь» в современном обществе. Он исходит из того, что современная семья и церковь в ходе и в результате социальной дифференциации стали весьма специализированными структурами. Они утратили возможность, которой обладали прежде, выступать в качестве компетентных инстанций, организующих определенные сферы жизни тех или иных групп. Как семья, так и церковь в современном обществе оказывают влияние на индивидов не посредством «организаторской компетенции в определенных сферах жизни», но благодаря «мотивационному ангажементу» (семья) и «ценностному ангажементу» (церковь). 7

Утраченное значение «организующей силы» оба института компенсируют выполняемыми функциями поддержания общества в двух существенных для него процессах, связанных с «пограничными структурами» жизни индивида. Семья - в социализации индивида, закладывая основу личности в промежуток от рождения до начинающегося участия в жизни (большого) общества. Церковь - в соотнесении человека с конечными условиями его существования, «последней реальностью», выходящей за пределы конкретных контекстов жизненного опыта, помогающим обрести смысл жизни и справиться с загадкой смерти.



8











Цели: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье.



Задачи: формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

9 Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», видеоролик «Гимн семье», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.

Оформление: рисунки детей по теме «Семья», сочинения «Моя семья», пословицы и поговорки о семье, высказывания великих людей о семье, выставка семейных фотографий на тему Моя семья», видеоролик «Гимн семье», медаль «За любовь и верность»,

стенд: "Заповеди семейной жизни"

Приглашенные: родители, бабушки, дедушки.















10

Ход урока



I. Организация деятельности учащихся II. Подготовка к изучению нового материала 1.Беседа с учащимися по вопросам - У каждого человека есть свои ценности. - А что вы понимаете под этим словом?

(запись ответов детей) - Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)

2.Чтение стихотворения подготовленным учеником

Как появилось слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

"Кто деток родит мне, богиня моя"?

И Ева тихонько ответила "я",

"Кто их воспитает, царица моя"?

И Ева коротко ответила "я"

"Кто пищу сготовит, о, радость моя"?

И Ева все так же ответила "я"

"Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!" 11

"я", "я" …тихо молвила Ева - "я", "я"…

Сказала она знаменитых семь "я

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья? Конфуций писал: "Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви". Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль - для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар - счастья материнства и отцовства 3 Словарная работа Этимология слова - Согласно Ляпунову сѣмья представляет собой собир сѣмь, подобно братия. Лексическое значение слова - группа живущих вместе близких родственников Семья - самое главное в жизни для каждого человека Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья! Её основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б) совместное проживание в одном помещении, 12 в) общий совместный бюджет. 4. Презентация «Памятники семье Памятник семье - это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества



(Венценосная семья)

Памятник Семье Николая II, расположенный рядом с Храмом-на-Крови в Екатеринбурге.



Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит памятник семье работы скульптора Николая Филатова Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери. При взгляде на этот памятник почему-то вспоминается фраза из "Анны Карениной": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."



Памятник семье Володичкиных построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран. (Варварское отношение к памятникам) В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа. 14 Скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова и называющаяся «Монумент Дружбы народов», была открыта 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов, С.Адылов). Она простояла на этом месте почти 26 лет.





Памятник Петру и Февронии



15

- Кто такие Пётр и Феврония?



Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака. Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.

















17



икона Петра и Февронии Муромских, резная рама Икона изображает святых муромских чудотворцев Петра и Февронию (в иночестве - Давида и Евфросинию).





2008 год. Указом Президента России объявлен Годом Семьи. Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»

Особая благодарность министром была высказана в адрес многодетных семей и семей, где воспитываются приемные дети. 18

Присутствовали семьи на открытии Года Семьи в России, победители республиканского конкурса «Семья года 2007» семья Дружининых из Новочебоксарска и легендарная семья Суворовых из Чебоксар. Семья Суворовых воспитывает 3-х своих сыновей и 20 приемных сыновей и дочерей. Эта семья живет под девизом «Когда на Земле рождается ребенок, в небе зажигается звезда надежды…» А напутствием молодым семьям были слова: «Дай нам Бог сохранить семью. Семья - самое дорогое, самое ценное, что у нас есть. Будет счастлива семья - будет счастлива страна. В единении наша сила» В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских - 8 июля - был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. И, что логично, первый памятник появился в городе Петра и Февронии - в древнем Муроме.





Гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии находится в Свято-Троицком женском монастыре.



19



Ныне к мощам святых Петра и Февронии съезжается множество паломников со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. Православная Церковь почитает их как покровителей семьи. В монастырской летописи есть свидетельства о благополучных разрешениях семейных конфликтов и даровании бездетным супругам долгожданного ребенка.



В 2009 году впервые праздник в Муроме возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На торжествах присутствовала супруга президента РФ Светлана Медведева. По традиции в этот день чествуются крепкие семейные пары, отметившие «серебряную» или «золотую» свадьбу. Эти семьи получают медаль «За любовь и верность». (Показ медали) 20

III. Изучение нового материала. 1.Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с обучающимися: - как вы понимаете тему урока? - какую роль играет семья в вашей жизни? Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже - Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания. В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений - жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи. Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, - это и есть малая Церковь.

Постановка цели: - как традиционные религии относятся к семье. 21 2. Работа по учебнику - чтение текста (с.74 - 75). - Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? 3. Высказывания обучающихся. 4.Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал).

22

Иудаизм В иудаизме семья - это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой. Христианство Для православных христиан брак - это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. Буддизм В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах. Ислам Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство - это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей». - как вы понимаете это выражение?

Физкультминутка



IV.Закрепление (компьютер ) 23

Тренажёр - Выберите верный вариант 1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью» 2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым 3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать» 4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь

V.Контроль (компьютер)

Укажите правильный ответ 1.В православной традиции венчание - …одно из важнейших таинств 2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой 3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом 4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

VI.Работа в группах - Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи. Изобразите её. Обоснуйте. (Показ подготовленного эскиза эмблемы) Хорошая семья - это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды. 24

VII.Итог урока.

- Почему в православии семью называют малой Церковью? - Как должны жить люди в христианском браке? - Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе? - В чём состоит значение брака в буддизме?

VIII Релаксация.

- Что самое интересное было в уроке? - О чём вам хочется рассказать друзьям?

IX. Видеоролик «Гимн семье».

X. Дом. Задание Составить генеалогическое древо семьи

25

1.6 Приложение

(дополнительный материал)



1.Материал по памятнику семьи Шамахмудовых

2.Материалы по памятнику семьи Володичкиных

3.Материалы о памятниках Петру и Февронии

4.Памятник семьи Гумилёвых

5Пословицы о семье

6 Высказывания великих людей о семье

7.Рубрика «Это интересно»

8.Слова песни «Гимн семьи»

Памятник семье Шамахмудовых



В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа. Памятник ликвидировали в то время, когда в Узбекистане всегда сносят и ломают памятники - вечером. Перед дворцом Дружбы народов я застал два экскаватора и бригаду рабочих с отбойными молотками и кувалдами в руках, взломанный асфальт, груды обломков. Остатки постамента долго пытались поддеть ковшом. Поодаль стояли не решающиеся подойти поближе зрители. Человек в гражданской одежде, руководивший работами, рассказал, что памятник сносят не окончательно, а лишь перенесут на другое место - куда-то на Чиланзар (один из «спальных» районов Ташкента. - прим. ред.). «Что вы, такой памятник сносить…». Он также пояснил, что на его месте будет разбита клумба с цветами. Причин, по которым возникла острая необходимость перетаскивать памятник Шамахмудовым, начальник назвать не смог, сославшись на свою неосведомленность. Отметим, что о великом подвиге семьи Шамахмудовых в Узбекистане известно буквально каждому. В начале Великой Отечественной войны кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова после обращения женщин Ташкента ко всем женщинам Узбекистана с призывом проявить материнскую заботу об эвакуированных детях взяли на воспитание 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. 26 Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами страны. Шамахмудовы явились прототипами главных героев романа Рахмата Файзи «Его величество Человек» и художественного фильма «Ты не сирота». Скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова и называющаяся «Монумент Дружбы народов», была открыта 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов, С.Адылов). Она простояла на этом месте почти 26 лет. Причиной сноса памятника, как удалось выяснить, стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов. Теперь он будет называться «Дворец Независимости



Памятник семье Володичкиных Учитель алексеевской школы Нина Косарева по собственной инициативе начала создавать музей легендарной семьи ещё в восьмидесятых годах, разместив его в небольшой комнатке дома, в котором жила семья Володичкиных. За эти годы она сумела собрать много экспонатов и документов. Инициатива строительства памятника принадлежит рабочей группе областной Книги Памяти. Решение о возведении мемориального комплекса по увековечению памяти погибших при защите Отечества девяти братьев Володичкиных и их матери - Прасковьи Еремеевны было принято администрацией Самарской области в декабре 1993 года. Архитектором комплекса стал Юрий Храмов (род. 1934), автор многих известных самарских зданий.[ 7 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. В день открытия памятника, который успел стать достопримечательностью международного значения, мемориал посетили более пяти тысяч человек. За 10 лет существования музея в нём побывало около 150 тысяч человек со всех уголков земли. Среди посетителей были и американские миллионеры, и норвежские туристы, и писатель Александр Солженицын. Памятник семье Володичкиных - это стела из розового и серого гранита 11,5 метра высотой. 9 журавлей из бронзы (100 килограммов каждый) клином уходят в небо. В иконообразном воздушном пространстве - бронзовая скульптура матери Прасковьи Еремеевны Володичкиной (4,5 тонны и 5,5 метра высотой). Памятник Петру и Февронии вАрхангельске



Памятник Петру и Февронии в Архангельске выполнен из бронзы и в высоту достигает 3,3 метра. Скульптор изобразил сцену возвращения князей Петра и Февронии из изгнания обратно на княжение в Муром. Памятник в Архангельске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». По замыслу организаторов проекта, они хотели создать местную традицию для молодоженов - в день бракосочетания или венчания приезжать к памятнику Петру и Февронии, чтобы поклониться святым покровителям брака и обратиться к ним с просьбой о благополучии семейной жизни.

27

Памятник Петру и Февронии в Ульяновске

Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность. Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

Памятник Петру и Февронии в Сочи

Памятник Петру и Февронии в Сочи представляет собой Петра и Февронию в монашеских одеждах под деревьями, в кроне деревьев в гнезде расположилось семейство голубей, а под деревом сидит заяц, друг Февронии еще с девических времен. Памятник отлит из бронзы, его вес 3 тонны, высота - 3,2 метра. Памятник в Сочи установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи»

Памятник Петру и Февронии в Ярославле

Памятник Петру и Февронии в Ярославле представляет собой трехметровую бронзовую скульптурную композицию с фигурами святых Петра и Февронии, держащих в руках голубя - символ семейного очага и мира. Памятник в Ярославле установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи»

Памятник Петру и Февронии в Абакане

Памятник Петру и Февронии в Абакане установили недалеко от металлического дуба, на который молодожены, по местной традиции, вешают замки с именами своей пары, а ключ от замка бросают на дно рядом расположенного водоема. Теперь это традиционное свадебное место Абакана дополнилось памятником Петру и Февронии - в день бракосочетания новобрачные могут попросить святых сделать их брак счастливым.



Памятник Петру и Февронии в Ейске

Памятник Петру и Февронии был отлит из бронзы на заводе в Ростове-на-Дону и предназначался в начале для Батайска Ростовской области, но у заказчика не оказалось средств, и, в итоге, скульптурная композиция была установлена в курортном Ейске Краснодарского края. Высота бронзового памятника - три метра 28



Сегодня в обители святых покровителей семьи князя Петра и княгини Февронии действует детский пансионат «Надежда». В нем живут 20 девочек от 6 до 17 лет. Сюда приходят учителя и воспитанницы получают среднее и музыкальное образование

Памятник семье Гумилёвых В августе 2003 г., накануне годовщины со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва в центре города Бежецка (Тверская область), День Города был открыт памятник семье Гумилёвых. Состоялось открытие своеобразного "тройного памятника" - Анне Ахматовой, Николаю Гумилёву и Льву Николаевичу Гумилёву. Несомненно, что эта композиция своей художественной значимостью украсила бы любой столичный город. Знаменательно, что именно этот маленький провинциальный городок Бежецк стал первым, где установлен памятник Льву Николаевичу Гумилёву вместе с его родителями. Монумент был установлен в местном парке ветеранов на улице Большой. Как известно, неподалеку от Бежецка располагалось родовое имение семьи Гумилёвых - Слепнево. Поэтому бежечане решили увековечить память знаменитой семьи. Деньги на строительство были выделены из Федерального бюджета России, бюджетов Тверской области и Бежецкого района. На открытии памятника было зачитано письмо Натальи Викторовны Гумилёвой, вдовы ученого. Она написала, что Лев Николаевич мечтал о таком памятнике, который бы увековечил тройственный союз членов их семьи.
Первоначально на месте будущей скульптурной композиции, посвящённой Николаю Гумилёву, Анне Ахматовой и их сыну Льву Гумилёву был установлен памятный камень-знак. Затем был проведен конкурс работ, в котором лучшим был признан проект скульпторов из Москвы - заслуженного художника России, лауреата премии Москвы Андрея Ковальчука и заслуженного архитектора России, профессора Николая Ковальчука Почти два года скульптор из Москвы Андрей Ковальчук работал над созданием этой, по его словам, камерной композиции величайшей семьи, оставившей огромный вклад в поэзии и науке. У скульптора были различные варианты. Но он предложил архитекторам - своему отцу Николаю Ковальчуку и главному архитектору города Бежецка Павлу Зорину - отразить в своем авторском замысле, в лицах своих героев, два периода времени этой творческой семьи, с начала двадцатых до восьмидесятых годов двадцатого века. Именно поэтому русские поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв на памятнике изображены молодыми. А их сын Лев Николаевич представлен в этой скульптурной группе в том возрасте, когда он был уже хорошо известен как ученый-этнограф и историк. Бронзовую композицию образуют сидящая в кресле Анна Ахматова, рядом с ней на высоком постаменте бюст поэта Николая Гумилёва, а недалеко, идущим к людям, в полный рост с книгой в руке изображен Лев Николаевич Гумилёв.Теперь именно к нему приезжают свадьбы фотографироваться. Раньше приезжали к вечному огню. Изменился стереотип поведения, как сказал бы Лев Николаевич Гумилёв.

Пословицы и поговорки о семье



Где любовь и совет, там и горя нет. (русская пословица 29

Чужая жена всем девицей кажется. (русская пословица)

Без мужа - что без головы, а без жены - что без ума. (русская пословица)

Жена не гусли, - поиграв, на стену не повесишь. (русская пословица)

Даже самая прекрасная девушка Франции может дать только то, что у нее есть. (французская пословица)

Семья сильна, когда над ней крыша одна. (русская пословица)

Намеки да попреки - семейные пороки. (русская пословица)

Муж без жены - что гусь без воды. (русская пословица)

Не все замужние женщины - жены. (японская пословица)

Краса до венца, а ум до конца. (русская пословица)

Мотоват, да не женат - одному себе в наклад, а женат, да мотоват - семерым живет в наклад. (русская пословица)

В каждой избушке свои погремушки. (русская пословица)

Слепой щенок и тот к матери ползет. (русская пословица)

Если женщина не права, пойди извинись. (французская пословица) 30

28

Всякая невеста для своего жениха родится. (русская пословица)

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим - коршуна. (русская пословица)

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается. (русская пословица)

Жениться - не воды напиться. (русская пословица)

Если женщина тебя ненавидит, то значит она тебя любила, любит или будет любить. (немецкая пословица)

Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость. (русская пословица)













Рубрика «Это интересно»







В Древнем Риме в каждой семье имелись свои домашние боги - лары и пенаты. Они охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. А в дни семейных праздников для них выставляли еду. 31 29

Высказывания великих людей

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. - Л. Толстой

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. - Л. Толстой



Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка. Л. Толстой

Немалое благо для семьи - изгнание из нее негодяя. П. Бомарше

Тот дом хорош, где хороши обитатели. Д. Герберт

В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. -

В. Сухомлинский

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Нельзя найти счастья в браке, если вы не принесете его с собой.

В. Сухомлинский



Хорошая семья-это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. . 32 Народ, который в семейной жизни не терпит несправедливости, не станет совершать ее в общественной жизни. И. Зейме Женщина - спасение или гибель семьи. А. Амиель

Домашний очаг, согретый теплом верного друга, делает человека неуязвимым. М. Андерсен-Нексе

Любовь к родине начинается с семьи. Ф. Бэкон

Уважение - это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, последнего - от угрызений совести. О Бальзак

Слова песни Инь-Ян - Гимн Семьи



Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.

И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства
Страны моей, моей России.
33
Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.

Припев:
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.



Стенд: "Заповеди семейной жизни"



Свято храни честь своей семьи.

Люби свою семью и делай ее лучше.

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

Подари родителям радость.

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Доброе дело - дороже богатства.

Жизнь - это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их







34
Заключение.

Никакой учебный предмет сам по себе не воспитывает ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность. Детей мы учим простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Но здоровье человека - это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья. О том, как сохранить физическое здоровье, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим. Нравственный человек ведёт безопасный для окружающих и для себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Новый предмет открывает перед родителями возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. Только совместно с родителями мы сможем сохранить и преумножить эти традиции. Ведь главное наше достояние - это наши дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своей страны.

35 Список использованной литературы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Аркадьева А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе//Начальное образование. - 2011. - № 3. Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников//Образование в современной школе. - 2012. - № 4. Григорьев ВД. Социальное и духовное в воспитании человека//Воспитательная работа в школе. - 2009. - №10. Клепиков В. Психолого-педагогический механизм приобщения к ценностям// Воспитательная работа в школе. - 2010. -№ 9. Колокольцева М.А. Семейные проекты как средство нравственного воспитания младших школьников,/Начальное образование. - 2011. - № 3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006. - №1. //Начальное образование.- 2005 - №2. Лапшина Т.П. Воспитание культуры поведения//Начальная школа. 2010. - №1. Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. № 2. - 2012. Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4. Основы религиозных культур и светской этики (итоги эксперимента и перспективы учебного курса) / Библиотечка журнала «Вестник образования России». - 2012. - № 1. Г.И. Тарасова. Нравственная значимость современного урока//Начальная школа. - 2010. - №1. Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника// Начальная школа.- 2010. - № 4.
Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной»Основы мировых религиозных культур» 36

© 2010-2022