Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России » по теме: «Разделительный ь »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Банникова Татьяна Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Юрюзань

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе « Школа России »

по теме: « Разделительный ь » Цель: создание условий для формирования навыков правописания слов с разделительным ь. Личностные УУД: - заинтересованность в получении консультации, определять правила работы в парах -старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в приемлемой форме. Познавательные УУД: -находит необходимую информацию как в учебнике, - устанавливает причинно - следственные связи, проводит сравнение Регулятивные УУД: - учится высказывать свое предположение, пробует предлагать способы проверки - оценивает выполнения действия, ориентируясь на его содержательные основания Коммуникативные УУД: - оформляет свою мысль в устной и письменной речи - обосновывает высказанное суждение - уметь с достаточной полнотой высказывать свои мысли Оборудование: карточки для групповой работы, таблица-схема, тесты для системы голосования
Этап урока (учебная ситуация) Результаты этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе Действия педагога Действия обучающегося Самоопределение к деятельности Включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне. Самооценка. Формирование умения оценивать готовность к предстоящей деятельности Здравствуйте, ребята!

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.
Актуализация знаний Умение определять результат, цель и способ деятельности. ОС на умение воспринимать задание. Формирование и развитие ЦО к умению определять результат, цель, способ деятельности Сегодня на уроке. - я буду внимательным; - я буду активным; - я буду работать в тетради аккуратно; - я не буду подсказывать своим товарищам и др. Дети проговаривают с учителем.





Постановка учебной задачи Определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, овладеют способностью понимать учебную задачу. Определять и формулировать проблему Наблюдение.

Посмотрите на слова на экране.

Коньки, письмо, лень, конь, долька.

-что общего у всех этих слов? (мягкий знак)

-что он обозначает?

-Ребята, сегодня на уроке вы узнаете новую тайну мягкого знака

В шкатулочке секрет, тайна. Вы любите секреты?

В ней и находится эта новая тайна.

-пытаюсь открыть коробочку. Никак.

А чтобы её открыть нам нужны определённые знания о мягком знаке. А вот какие- давайте подумаем!

-Что вы знаете о мягком знаке?( не обозначает звука)

-Достаточно ли этих знаний, чтобы открыть шкатулочку? (нет)

-Чтобы открыть шкатулку мы будем добывать новые знания. А для этого…. Наблюдение за словами, выделяют общее

Систематизируют знания Решение учебной задачи Осознают роль языка и речи, подчеркивают важность орфографически грамотного письма. Учаться высказывать свое предположение на основе работы с материалом, осознают, достаточно ли имеющихся знаний для выполнения заданий. Формировать умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему изучения.

Для этого сравним два слова и сделаем фон разбор:

солю и солью

солю-4б., 4 зв

солью- 5 б., 5 зв.

Как так? Вы мне только что сказали. Что мягкий знак звука не обоз(Ю- два звука). А в первом слове? Почему в слове солю она обоз один звук., а в слове солью -два.( стоит после мягкого знака).

Вывод? Если Ю стоит после мягкого знака то обозначает два звука. А какие ещё буквы обоз два звука?( е ё я ).

-Сделайте предположение, если они в словах будут стоять после мягкого знака, то они тоже будут обоз два звука.

Приведите примеры.

  1. Давайте убедимся в наших догадках. Посмотрите на слова Семья, веселье, бельё, вьюга, соловьи.

- что можно о них сказать? (Ь)

-Мы говорили, что если е ё ю я стоят после Ь то обозначают два звука. Почему же в этом ряду появилось слово соловьи? Ведь она не обозначает два звука.

-посчитаем кол-во звуков в этом слове -7 звуков. Значит И тоже может обозначать два звука.

-А если мы допустим ошибку и не напишем его…

-Получится другое слово.

-Солови, семя, веселе и т.д.

-Для чего в этих словах нужен Ь?

-Что он делает с буквами в слове?(разделяет). А какие с какими? Давайте сейчас откроем шкатулочку? ОТКРЫЛАСЬ!!! Сейчас мы узнаем новую тайну мягкого знака!!(картинка Ь)

-А вот и он!!!

-а здесь ещё что-то лежит? (что может обозначать синий круг?)- согласный. А здесь ещё и буквы!! Называйте их…. Буквы е, ё, ю,я, и Как назвать одним словом? (Гласные) Где они стоят в словах? (после) А синий квадрат куда поставим?

Объясните, почему мягкий знак изображён с ручками?( он не пускает, разделяет)

-Раз он разделяет, то какой он? (разделительный) Сформулируйте тему нашего урока

-Посмотрите на доску, кто сможет ответить, когда пишется разд. Ь

-А теперь откроем тетрадь, запишем число, классная работа.

-Интересно какой согласный спрятался за синим квадратом? (перевернуть Н)

-Давайте красиво и аккуратно запишем все эти слоги в тетрадь, Соблюдайте высоту . Осанка.

-учитель пишет на доске

-разделительный Ь -это орфограмма. Выделяется на письме….

-Какую тайну разделительного Ь мы узнали на уроке?(разделяет, показывает, что согласный не сливается с гласным)
Сравнивают слова, определяют количество звуков и букв



Делают предположения
Анализируют слова с мягким знаком











Составляют схему правила



Формулируют тему урока
Формулируют правило
Число, кл работа Минутка чистописания

Выделяют орфограмму. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) Работа в парах Обдумывают ответы, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, делают выводы в результате совместной работы. Формирование умений и навыков учащихся выполнять задание по алгоритму.

А теперь эту тайну мягкого знака мы постараемся использовать на уроке. Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите на партах конверты со словами (Листья, соль, муравьи, пеньки, ночью, боль, бельё, веселье, роль, соль.

распределите эти слова на две группы).

-Ваша пара читает что получилось -Почему именно эти слова вы объединили в группу с разделительным Ь? Когда он пишется?





Выполнение упражнения в парах Работа в парах с проверкой Структурируют знания и умения на основе известной информации, ориентируются на инструкцию учителя по выполнению задания. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Отгадайте , о каком литературном персонаже идёт речь: влюблённый, грустный актёр театра кукол Карабаса-барабаса. (Пьеро)

-Почему именно он появился ведь в театре было много кукол?(есть Ь. Какой? Разделительный. )

Он предлагает нам поиграть в слова- подобрать антонимы к следующим словам. Это задание трудное, вы можете советоваться с соседом по парте, только помните, это должны быть слова с разделительным Ь):

Работа… безделье

Болезнь -… здоровье

Скука-… веселье

Враги-… друзья

-подумали? Давайте подскажем тем, кто затрудняется, какие это слова

- запишите эти слова в тетрадь и выделите орфограмму.

- Какую же новую тайну Ь вы узнали на уроке?( разделяет…, пишется…)

-Поднимите руку те, кто понял тайну Ь.
Отгадывают загадку Находят орфограмму

Работа с антонимами

Выделяют орфограмму

Систематизируют знания Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных компетенций Проговаривают последовательность действий на уроке, формулируют полные ответы на вопросы, слушают и понимают речь других, позитивно относятся к процессу общения со сверстниками и взрослыми. Обеспечить условия для развития речи учащихся, развитие навыков написания слов с разделительным ь.

-А вот теперь поиграем в одну игру. Перед вами пульты… Я читаю вопрос, вы выбираете ответ.

Голосование

1. Разделительный мягкий знак показывает:

а) согласный звук не сливается с гласным звуком

б) мягкость согласного звука.

2.Разделительный мягкий знак пишется после согласных:

а) е, ё, и, я, ю, а

б) е, ё, и, яю,

3. В какой строчке записаны слоги с разделительным мягким знаком

а)ви,ня,зе,лю,лё б)вьи,нья,зье,лью,рьё

4. Выбери имена собственные с разделительным мягким знаком:

а)Илья,Марья

б) Ольга, Эльвира

5. Слова с разделительным мягким знаком записаны в:

а) в первый столбик б) второй столбик

плетью плеть

осенью осень

шалью шаль

медью медь

6. Выбери «лишнее» слово: крыльцо, льёт, шью, листья.

а)льёт б)крыльцо в) шью г) листья

7*. В каком предложении есть слово с разделительным Ь?

а) Привет дорогому гост..ю.

б) Зови дорогую гост…ю.



Работа с системой голосования Итог занятий. Рефлексия деятельности Адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять контроль по результату Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Как вы считаете, справились вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока? - Какую работу вы выполнили, для того чтобы изучить новую тему? - Что нового узнали на уроке? Возьмите звездочки и зажгите их на той ступеньке, как вы себя оцениваете. На следующем уроке мы продолжим разговор о разделительном ь. Задание на дом. Упр. 191 («Дидактический материал») Отвечают на вопросы.

Запись д/з в дневники



© 2010-2022