- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития речи Типы текстов - 3 класс. Урок направлен на развитие функциональной грамотности учащихся
Урок развития речи Типы текстов - 3 класс. Урок направлен на развитие функциональной грамотности учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Павловская Т.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок развития речи
3 класс
учитель начальных классов
КГУ «СШЛОД №34»
II категории
высшего уровня квалификации
Павловская Татьяна Владимировна
Тема: Типы текста
Цель: закрепление сведений учащихся о типах текста, выявление особенностей смешанного типа текста.
Задачи:
- повторить сведения об особенностях текста и типах текста;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход урока
- Организационный момент.
Деление учащихся на группы с помощью разноцветных фигур (по цвету). Проверка готовности.
Создание благоприятного психологического настроя. На доске «Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой. Аристотель -Как вы понимаете данную фразу? Каким образом мы можем отнести эту фразу к нашему уроку?
- Формирование темы урока. Постановка учебной задачи.
- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, вам в группе необходимо разгадать анаграмму. Для этого необходимо вычеркнуть все буквы латинского алфавита. GТFRИQПSЫZZ VТDЕSКNСRWТQSАV (типы текста) - Какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель поставим для себя на урок?
- Актуализация знаний.
- Что такое текст? Какие особенности отличают текст от набора предложений? Вывешивание на доску.
- Завершенность
- Связность
- Подчиненность общей теме и идее
- Информативность
- Работа по теме урока.
1 группа. 1. На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. 2. Весна идет по дорогам страны. Птицы собираются в стаи для долгого полета. Люди проводят субботники. Солнце стало светить намного ярче. Красив лес зимой! Деревья стоят в своем серебристом наряде. Скоро побегут звонкие ручейки.
2 группа. 1. С Севера осенью прилетели к нам красивые птицы свиристели. Вдалеке слышен стук дятла. Мимо пролетела стая ворон. На белом снегу отпечатались следы зайца. Медведь залег в берлогу. Погостят свиристели и улетят весной на Родину. И кого только не увидишь в зимнем лесу! 2. Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик -щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила. Мальчик взглянул на небо.
3 группа. 1. А что было бы, если б не было весны? Наверное, мир бы остановился… Не было бы обновления природы, прекрасных цветов, трав. Ведь самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить! 2. Однажды жарким летним днем мы с бабушкой пошли в лес по ягоды. В горах еще лежал снег. На поле мы набрали полные корзины ягод и собирались уже идти домой, как вдруг я заметила, что под молодой елкой кто-то шевелится.
4 группа. Игра «Собери рассыпавшуюся схему», составление кластера «Типы текстов». Определите типы данных текстов. Определите, к какому типу относятся данные тексты.
1. Передо мной игрушка из дерева - конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.
2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.
3. Собака - ваша тень, ваше второе безмолвное "я". Собака следует за вами повсюду. А что было бы, если бы человек не приручил это животное? Наверно, у людей не было бы возможности почувствовать силу настоящей дружбы. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака - бесценный помощник. Проверка работ 1-3 групп.
- Задание следующее: в текстах определите тему и идею. Дайте название. Определите тип текста. Докажите. Проверка работы 4 группы. Один из участников группы презентует работу и дает характеристику текстам. Оцените свое умение определять тип текста на вазе с тюльпанами. Критерии предоставлены на доске. - А можем ли мы сказать, что данные отрывки - части одного текста? Почему? Какой вывод можем сделать? Как вы думаете, как мы можем назвать такой тип текста, если мы «смешиваем» различные типы?
- Скажите, что мы узнали из получившегося текста? Какова его тема? Основная мысль? В текстах смешанного типа преобладает один тип, и только присутствуют элементы другого. Подумайте, а в литературных произведениях с каким типом текста мы сталкиваемся чаще всего? Приведите примеры.
-
Закрепление.
Смена состава групп.
Учащиеся пересаживаются в другую группу в зависимости от формы фигуры. Сейчас в новой группе вам предстоит выступить в роли составителей текстов. Для всех групп тема одинаковая «Весенняя песня», ваша задача - составить текст, согласно вашему типу. (повествование, описание, рассуждение, смешанный). Проверка. Оцените свою работу на вазе с тюльпанами. (способность составить текст в зависимости от типовых особенностей)
-
Итог урока.
- Что повторяли на уроке? Что нового узнали сегодня на уроке? Какой вывод можем сделать?
-
Рефлексия учебной деятельности.
Расположите свою вазу цветов под той пословицей, которая соответствует вашей работе на уроке.
-
Всякое умение трудом даётся.
-
Тише едешь - дальше будешь.
-
Язык болтает, а голова не знает.
Свободное высказывание учащихся по анализу (рефлексия деятельности) своей работы.