Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка

урока русского языка в 3-ем классе на тему:

«Волшебная сила письма»

Автор: Агеева Светлана Николаевна,





учитель начальных классов

МКОУ

«Средняя общеобразовательная школа №2»

города Кирова Калужской области











Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА Тип урока: 1.Урок изучения нового материала и первичного закрепления. 2. Урок комплексного применения знаний и умений. 1. Обучающая:

  • формировать желание писать письма;
  • учить детей писать письма в соответствии с правилами и нормами их написания;
  • познакомить с видами писем;
  • дать представление о традициях эпистолярного жанра, его особенностях, культуре речи, культуре чувств;
  • формировать навыки использования языковых особенностей жанра;
  • совершенствовать умение владеть русским языком
2. Развивающая:
  • развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
  • формировать изложения устной речи на письме;
  • развивать речь учащихся;
  • продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;
3. Воспитательная:
  • формировать эстетический вкус к слову;
  • воспитывать отношение к письму, как к духовной ценности;
  • воспитывать чувства доброты и отзывчивости;
  • воспитывать уважение к работникам почты;
  • содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
  • направить деятельность учащихся на создание творческого продукта (письма-поздравления)
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • воспитывать творчески активную, духовно богатую личность.


Оборудование: компьютер, экран, карточки с текстом, конверты и открытки, приготовленные детьми на уроках труда, карточки с информацией о ветеранах.





Ход урока.

1. Мобилизующий этап.


- Ребята, разгадав ребус, вы узнаете какое слово зашифровано:

П О Л' Ё' Т' + М' Е' Ч Т А = ? (почта)

- Слово почта пришло к нам из польского языка в 16 веке. Русская почта является одной из старейших в Европе.

- Слово «почта» как магнит притягивает к себе другие слова, связанные с этим словом.

- Назовите эти слова. ( Например: письмо, почтальон, посылка, газеты, журналы и т.д.)


2. Вступительная беседа.

- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из этих слов. Догадайтесь о каком. (Загадка Агеевой С.Н.)


Белое, бумажное,

С печатями и марками.

Внутри листочки важные,

Для многих долгожданные.

(Письмо)


(демонстрация письма).


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


- Что же такое «письмо»?

- Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. - Письмо - это способ общения на расстоянии. Можно ли современному человеку обойтись без писем? - Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком-то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом. И все-таки… чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? ( Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).


3. Формулирование учащимися темы и целей урока.


Приоткрыв почтовый ящик,

И увидев там письмо,

Сердце радостно забьется

И засветится лицо.



Посмотрев кто отправитель,

Изучив кто адресат,

Вынув листик из конверта,

Узнать новости ты рад. (Агеева С.Н.)


-Ребята, а вы получали когда-нибудь письма? От кого?

-Какие чувства вы при этом испытывали? Почему?

- Действительно, бывает, что тебе грустно, поссорился с близким человеком или за окном капает моросящий серый дождик… Вдруг в почтовом ящике, как по волшебству, находишь письмо. И сразу все неприятности забываются, а настроение улучшается.

(На доске открывается тема урока: «Волшебная сила письма»)

- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос «В чем же волшебная сила письма?».


  1. Путешествие вглубь веков

- Потребность в обмене информацией возникла еще при первобытном обществе. Для того чтобы выжить, первобытные люди стали сознавать необходимость совместной деятельности. При этом появилась потребность в передаче сообщений друг другу. Вначале передача сообщений выражалась только жестами и звуками. Передача сообщений голосом имела ограниченные возможности. И человек столетиями искал и находил все более и более совершенные средства для передачи сообщений. - Письма люди писали друг другу еще издавна, потому что всегда была потребность в общении. Существуют пещеры, которые до сих пор хранят надписи на скалах - неразгаданные письма из прошлого. Ученые до сих пор стараются изучить и прочитать «письма», написанные древними людьми на стенах пещер. Что хотели сообщить наши предки своими наскальными рисунками? О чем они думали много веков назад, когда рисовали свои рисунки? Кому адресованы эти послания? Пока остается тайной. Слайд №1.


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


- Вот на стене пещеры целая панорама! Какая огромная и длинная картина! Нам нужно «прочитать» ее содержание. Слайд №2.


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс

- Картинку можно истолковать по- разному: «Люди охотятся на оленей»; «Жили-были олени и люди»; «Я и мои братья пошли охотиться на оленя»; «Люди хотели убить оленей, но они от них убежали» и т.д. В этом-то и был очень серьезный недостаток древнего письма, которое имело вид различных картинок, потому что одну и ту же картину, фразу, или даже слово можно прочитать по-разному.

- В чем же волшебная сила древних наскальных картин? (обобщающие ответы детей).

- Шли века, а потребность в передачи информации на расстоянии оставалась.

- Древние тексты выдавливали, вырезали, рисовали, писали на стенах и различных предметах: на камне, металлических, деревянных, глиняных табличках, на коже, на коре березы (бересте). Слайд №3.

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс



Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 классСамые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре. Слайд № 4.


5. Продолжение путешествия


. Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы.
В начале существования Руси, в последней четверти IX века, у славян возникла собственная система обмена письменными сообщениями.
Летописи свидетельствуют, что во времена правления великого князя Олега между княжествами Древней Руси гонцы с посланиями передвигались на лошадях. Княжеские посланники могли менять уставших лошадей в любом селе по пути следования или просто конфисковать коня у первого встречного на дороге.

В Х веке на Руси появилась княжеская повинность под названием «повоз» (от слова «повозка»), для нее население было обязано предоставлять лошадей, повозки и лодки для перевозки гонцов. Слайд № 5.

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. Гонцы возвращались с полей сражений с сообщениями о победе или поражении. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

- Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

- В старину для перевозки корреспонденции использовали почтовые кареты. В России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей, а ямщиками - людей, которые управляют лошадьми почтовых троек. Слайд №6.

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


- В России была распространена и голубиная почта. Почтовых голубей приучали разносить письма из города в город. Письмо привязывали к ноге голубя. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Слайд № 7.


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс

- В старину, чтобы сообщить о чем-то важном не одному человеку, а целому поселению в России использовали звон колоколов. Воистину колокола - голос России. В беде ли, в радости, оповещали они народ и люди молились на них. Голос тяжелого русского колокола приводил землю в трепет, а звон малых наполнял душу радостью. Звон колоколов приветствовал высоких гостей, собирал народ на вече, сообщал о свадьбе, смерти или казни, предупреждал о приближении врага и пожаре, указывал дорогу путникам, подавал сигналы времени. Когда же приходил конец страшной войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, как мощные победные ликующие трезвоны. Слайд № 8.


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс



6. Работа с текстом

- Один маленький пингвиненок написал письмо своим друзьям. Послушайте, как он это сделал.

Чтение учителем рассказа «Письмо» Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 классПИСЬМО

Однажды пингвиненку Пиню принесли большой конверт. Это было письмо от пингвинят из московского зоопарка. « Вот беда, - подумал Пинь. - Как же я напишу ответ, если не на чем писать? Ведь у меня нет бумаги!»

Но вот он увидел большой камень, который лежал на берегу океана. « Напишу на камне», - решил Пинь.

Он разыскал старый корабельный гвоздь и принялся торопливо выцарапывать буквы. Вдруг камень зашевелился и произнес: - Глупый Пинь, зачем ты меня щекочешь? (Вы ребята, конечно, догадались, что это был не камень, а обыкновенный тюлень). Пинь ответил: - Я пишу письмо пингвинятам в Москву! - Почему же ты пишешь на моей спине? - Я ошибся, я думал, это камень! - Что же, по-твоему, на камне можно писать безграмотно? - рассердился тюлень. - Посмотри, вместо слова Москва ты написал « Масхва». В одном слове две ошибки сделал, а еще пингвинёнок. Пиню стало стыдно - стыдно, и он убежал ….. Недалеко от своего дома Пинь увидел огромную льдину. «Напишу на льдине, - решил Пинь. - Льдина будет плыть, плыть и доплывет до Московского зоопарка». Он долго долбил холодные бока льдины старательно выводя крупные буквы: Москва, зоопарк, пингвинятам. Писал вам на тюлене - не получилось. Пишу на льдине. Передаю вам антарктический привет от всех пингвинят ! Из-за тучи выглянуло веселое солнышко и так сильно пригрело, что льдина начала таять. - Что ты делаешь, солнышко? - закричал Пинь . - Мое письмо сейчас совсем растает! Солнышко ласково улыбнулось и снова спряталось за тучку. А льдина с письмом плыла по океану, покачивалась на волнах. Все смотрели и говорили: - Это письмо написал пингвиненок Пинь! Наверное, он хорошо учится, потому что не сделал в письме не одной ошибки. ( И. Холин. )


7. Проверка первичного восприятия

- Что и кому написал пингвиненок?

- На чем он написал письмо?

- Кто прочитал письмо и порадовался за пингвиненка?

- Ребята, как вы думаете, попадет ли письмо к пингвинятам в Москву? - Почему?

- Хотя письмо - маленький путешественник, само оно не сможет найти адресата.

- Ребята, давайте поможем пингвиненку Пиню и расскажем что нужно сделать, чтобы письмо нашло адресата. Расскажите, как сегодня путешествует письмо?


8. Как путешествует письмо.

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


Итак, сначала письмо опускают в специальный …………………. (почтовый ящик).


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс

(дети договаривают предложения и на доске вывешиваются картинки)

Затем приходит ……… Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс (почтальон) и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их на почту.




После штемпелевания и гашения марок письма


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс ……..(сортируются). Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран.

Почта, которую приходится отправлять на специальных ………….. (машинах),

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


Упаковывается в ……… Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс (мешки) и отвозится на железнодорожные вокзалы и в аэропорты.


Затем ………. (самолетом) или …….. (поездом)



Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 классКонспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма вновь……… (сортируются)


Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс



в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.



Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


- Интересное путешествие, не правда ли? А сколько людей, которые как добрые волшебники, помогают письму найти своего адресата. И не зря осенью 2006 года в городе Нижний Новгород люди установили памятник почтальону.

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс

9. Физминутка

(исполнение танцевальных движений под музыку «Песенка почтальона»)

10.Знакомство с видами письма по содержанию.

- Письма, ребята, бывают разные. В зависимости от содержания их можно разделить на группы. Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить письма по содержанию? (ответы детей)

Вывод с краткой характеристикой каждого вида письма

  • Письмо деловое

  • Письмо личное

  • Письмо - поздравление

  • Письмо - просьба

  • Любовное письмо

  • Благодарственное письмо

  • Письмо - обращение

  • Письмо - рассказ

  • Телеграмма - срочное, краткое письмо

  • Электронное письмо

  • СМС

- Прочитайте письмо (по карточке) и скажите, к какому виду писем оно относится?

«Дорогая мама! Похоже, что нашей семье пришёл конец. Боссе и Бетан больны какой-то тиной, и их увезли в больницу, а меня езолировали, это совсем не болно, но я, конечно, заболею этой тиной. А папа в Лондоне, жив ли он теперь, не знаю, хотя пока не слышно, что он заболел. Но, наверное, болен, раз все наши больны. Я скучаю по тебе. Как ты себя чувствуешь? Ты очень больна или не очень? Разговаривать я могу только с Карлсоном, но я стараюс говорить поменьше, потому что ты будешь волноваться, а тебе надо покой, говорит домомучительница. Она не болна, и Карлсон тоже, но и они скоро заболеют.

Прощай, мамочка. Будь эдорова».

- Вы догадались, кто и кому написал это письмо? Как называется произведение, в котором было написано это письмо? («Три повести о малыше и Карлсоне» А. Линдгрен).

- Обрадуется мама Малыша такому письму? Почему?

11. Знакомство с правилами письма.

1.Писать следует четко, понятно, вежливо, доброжелательно и скромно.

2.Когда вы пишите письмо, надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и четкие.

3.Письмо как сочинение должно быть коротким. Нужно писать сжато, но все же полно по содержанию.

12. Знакомство со структурой письма

- Каким бы по содержанию не было письмо, в нем можно выделить три части.

1.Обращение. Например: "Дорогие бабушка и дедушка!"

2. Основная часть (вопросы, просьбы, рассказ о каких-либо событиях, поздравление, пожелание).

3. Прощание, подпись и дата.

Все части в письме должны быть четко выделены.

- Сегодня мы узнали о том, какие бывают письма, какие существуют правила написания письма и законы переписки, познакомились со структурой письма.

13. Самостоятельная работа в парах.

- Написать хорошее письмо - это настоящее искусство. Исправьте ошибки, допущенные в письме Малыша и измените содержание письма так, чтобы оно порадовало его маму?

Редактирование письма, написанного Малышом своей маме.

Чтение писем, отредактированных учащимися.

- Итак, мы помогли Малышу написать письмо для мамы. Можно ли теперь назвать его волшебным? Почему?

- Действительно, когда читаешь письмо, кажется, что видишь автора строк, слышишь его голос. И новости о далеком человеке, его радости и огорчения, его переживания и достижения кажутся такими близкими, что на душе становится легче, как будто поговорил с родным человеком.

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс

14. Письмо-поздравление ветерану

Волшебное письмо

Думал я день Листья на дереве - Думал два и четыре, Краской зеленой; Как рассказать всему миру Краской коричневой - О мире. Горные склоны; Чтобы письмо мое Краской оранжевой - Без перевода Жаркое солнце; Сразу дошло Разною краской - До любого народа. Мой дом и оконце; И наконец - то Желтой - Меня осенило: Колосья Понял я, Созревающего хлеба; Что не нужны мне Синею краской - Чернила! Прозрачное небо; Яркими красками Белого голубя - С кистью в руке Белым оставлю. Буду писать Целый рассказ На таком языке: Я из красок составлю.

( Ю. Коринец. )

- Почему письмо называется волшебным?

- Давайте и мы с вами побудем стать маленькими волшебниками и доставим радость людям, которые в годы Великой Отечественной войны защищали нашу Родину и отстояли мир . Мы напишем им письма-поздравления. У вас на партах лежат конверты и открытки, сделанные вами на уроках труда. Сейчас мы с вами красиво и аккуратно подпишем конверты (на партах лежат листочки с адресами и данными ветеранов) и поздравим их с Днем Победы.

Письмо-поздравление ветерану (составила Агеева С.Н.) Слайд № 9.

Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс

Дорогой (ая) ________________!

Мы поздравляем Вас с великим Днем Победы.

Желаем не болеть и радостными быть.

И пусть обходят Вас все горести и беды.

Желаем много лет еще прожить.

Вы сберегли для нас родную землю

И победили Вы врага,

Вы сохранили нашу веру.

Так будьте ж счастливы всегда!

Ученики 3 «А» класса.

- Письмо уже почти готово отправиться в путешествие, но ему необходим «билет». Билетом для письма является почтовая марка. Марки бывают разные (демонстрация) маленькие и большие, простые и цветные. В нашей стране почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году. (дети наклеивают марку на конверт)

- Итак, осталось отнести письма на почту.

Почта двери открывает.

Письма в гости приглашает.

Писем много разных:

Светлых и прекрасных.

Вот письмо от брата.

Служит он солдатом.

Вот письмо от друга.

Написал он с юга.

Ждут их все с волненьем,

С огромным нетерпеньем. ( Агеева С.Н.)

15. Итог урока. Слайд № 11.

Рефлексия.

Вопросы детям:

- Какую проблему решали на уроке?

- Можно ли ее быстро решить?

- Важен ли труд работников почты?

- Чем вы были удивлены?

- Я очень надеюсь, что вы поняли как можно сделать письма волшебными.

Не ленитесь, напишите

Пару строк своим родным!

Не ленитесь, подарите Радость людям дорогим! ( Агеева С.Н.)






Конспект урока по письму «Волшебная сила письма» 3 класс


Урок в 3 «А» классе ведет Агеева Светлана Николаевна.






В разработке урока были использованы материалы:
1. Кэрролл Л. Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма. Журнал «Воспитание школьников» №2, 2003, стр. 66-69.

2.Канакина В.П. «Радость познания - в слове». Москва. 1996г.

3.Голуб И.Б. «Путешествие по стране слов». Москва. 1992г.

4.Чекунова Н.А. «Работа над словом». Ж. «Начальная школа», №12, 1994г. 5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Издательский дом «Русский язык», 1997. 6. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1990. 7. Древнерусская литература. М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996. 8. Письма как исповедальная философия. Материал взят из сети Интернет. 9. В Доминенко. К истории эпистолярного жанра. Материал взят из сети Интернет. 10. А. Лившиц. История русской письменности для школьников. М.: «Чистые пруды», 2005. 11. Е.П. Немировский. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М.: Просвещение, 1991.

© 2010-2022