Конспект урока по окружающему миру на тему Кто что ест. Цепи питания

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: "Кто что ест? Цепи питания."

Цель:

  • выделять группы животных по способу их питания;
  • составлять и объяснять цепи питания;
  • развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Ход урока

  1. Организационный момент

Встало солнышко давно,

Нас оно торопит в класс.

Заглянуло к нам в окно.

Урок окружающего мира у нас.

- Какими мы должны быть?

  • Быть внимательными

  • Быть старательными

  • Аккуратными,

  • Изобретательными

  • Не вертеться по сторонам

  • Будет порядок и тут и там


  1. Речевые правила, речевая разминка.

  • При разговоре держи себя уверенно и спокойно

  • Четко и внятно проговаривай все звуки

  • Начинай говорить на выдохе

  • Сначала подумай, а потом говори

  • Отвечай полными предложениями

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Ко-ко-ко - кошка любит молоко.

Жа-жа-жа - убежали два ежа.

Ву-ву-ву - в лесу видели сову.


  1. Проверка домашнего задания.

Игра «Крестики - нолики»

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 6 пар ног.

3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

6. Мыши, тараканы - это домашние животные.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.

8. У птиц есть зубы.

9. Плавники нужны рыбам для дыхания.


  1. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки.

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

А еще строят плотины.

Что за зверь лесной

Ходит вниз головой?

Хрюкает как свинка

На спине щетинка?

Думал кошка,

крикнул «Брысь»!

Оказалось, это …

Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …

- Каким одним словом можно назвать бобра, кабана, рысь, муху, змею, рыб, жабу, воробья?

- Напомните признаки жизни животных.


  1. Ознакомление с темой урока.

- Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Тема нашего сегодняшнего урока «Кто что ест? Цепи питания.»

- Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.


  1. Работа по теме.

1)Рассказ.

А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.

У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.

На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.

А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.

Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.

А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.

Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

2) Беседа

Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.

Чем могут питаться животные?

К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?

растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);

Как называются животные, которые питаются насекомыми?

насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)

К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?

хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).

А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.

всеядные (барсук, медведь, галка).

Физминутка

3) Работа с учебником с 94

- Откройте учебники на с. 94.

- Давайте прочитаем статью в учебнике.

- На какие группы делятся животные по особенностям питания?

4) Игра «Найди пару»

Орех - белка

Жук - дятел

Заяц - лиса - Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.

5) Работа с карточками

- Давайте попробуем составить цепь питания.

ЖЕЛУДЬ - МЫШЬ - СОВА

РЯБИНА - ЗАЯЦ - ВОЛК

КАПУСТА - СЛИЗНИ - ЖАБА - ЦАПЛЯ

ВОДОРОСЛИ - КАРАСЬ - ЩУКА

ЯБЛОНЯ - ТЛЯ - БОЖЬЯ КОРОВКА

РОЖЬ - МЫШЬ - ЗМЕЯ

ПШЕНИЦА - КУЗНЕЧИК - ЖАБА - ЗМЕЯ - ЕЖ

НЕКТАР - МУХА - ПАУК

ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ - ЧЕРВЬ - СИНИЦА - КОРШУН


Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества. Второе звено - это растительноядные животные. Почему? Они питаются растениями. Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.


6) Практическая работа

Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.

Какая возникла экологическая проблема?

нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.

Учитель: По чьей вине он произошел?

Дети: По вине человека.

Учитель: Как его пришлось решать?

Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.

Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.

Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер.

Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.


  1. Итог.

  • На какие группы делятся животные по особенностям питания?

  • Что такое цепь питания?

  • Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?

Домашнее задание

С .94 - 95 чит., отв. ?

Урок окончен. Вы ребята ничего, мы ребята - во!



© 2010-2022