- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Кто что ест. Цепи питания
Конспект урока по окружающему миру на тему Кто что ест. Цепи питания
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабко О.Е. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель:
- выделять группы животных по способу их питания;
- составлять и объяснять цепи питания;
- развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.
- способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
- содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Ход урока
-
Организационный момент
Встало солнышко давно,
Нас оно торопит в класс.
Заглянуло к нам в окно.
Урок окружающего мира у нас.
- Какими мы должны быть?
-
Быть внимательными
-
Быть старательными
-
Аккуратными,
-
Изобретательными
-
Не вертеться по сторонам
-
Будет порядок и тут и там
-
Речевые правила, речевая разминка.
-
При разговоре держи себя уверенно и спокойно
-
Четко и внятно проговаривай все звуки
-
Начинай говорить на выдохе
-
Сначала подумай, а потом говори
-
Отвечай полными предложениями
Та-та-та - хвост пушистый у кота.
Ко-ко-ко - кошка любит молоко.
Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
-
Проверка домашнего задания.
Игра «Крестики - нолики»
1. Наука о животных называется зоологией.
2. У насекомых 6 пар ног.
3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы - это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.
8. У птиц есть зубы.
9. Плавники нужны рыбам для дыхания.
-
Актуализация знаний.
- Отгадайте загадки.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
А еще строят плотины.
Что за зверь лесной
Ходит вниз головой?
Хрюкает как свинка
На спине щетинка?
Думал кошка,
крикнул «Брысь»!
Оказалось, это …
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …
- Каким одним словом можно назвать бобра, кабана, рысь, муху, змею, рыб, жабу, воробья?
- Напомните признаки жизни животных.
-
Ознакомление с темой урока.
- Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Тема нашего сегодняшнего урока «Кто что ест? Цепи питания.»
- Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.
-
Работа по теме.
1)Рассказ.
А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.
У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.
На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.
А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.
Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.
Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.
Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.
А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.
Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.
2) Беседа
Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.
Чем могут питаться животные?
К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?
растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);
Как называются животные, которые питаются насекомыми?
насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)
К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?
хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).
А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.
всеядные (барсук, медведь, галка).
Физминутка
3) Работа с учебником с 94
- Откройте учебники на с. 94.
- Давайте прочитаем статью в учебнике.
- На какие группы делятся животные по особенностям питания?
4) Игра «Найди пару»
Орех - белка
Жук - дятел
Заяц - лиса - Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.
5) Работа с карточками
- Давайте попробуем составить цепь питания.
ЖЕЛУДЬ - МЫШЬ - СОВА
РЯБИНА - ЗАЯЦ - ВОЛК
КАПУСТА - СЛИЗНИ - ЖАБА - ЦАПЛЯ
ВОДОРОСЛИ - КАРАСЬ - ЩУКА
ЯБЛОНЯ - ТЛЯ - БОЖЬЯ КОРОВКА
РОЖЬ - МЫШЬ - ЗМЕЯ
ПШЕНИЦА - КУЗНЕЧИК - ЖАБА - ЗМЕЯ - ЕЖ
НЕКТАР - МУХА - ПАУК
ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ - ЧЕРВЬ - СИНИЦА - КОРШУН
Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества. Второе звено - это растительноядные животные. Почему? Они питаются растениями. Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.
6) Практическая работа
Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.
Какая возникла экологическая проблема?
нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.
Учитель: По чьей вине он произошел?
Дети: По вине человека.
Учитель: Как его пришлось решать?
Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.
Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.
Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер.
Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
-
Итог.
-
На какие группы делятся животные по особенностям питания?
-
Что такое цепь питания?
-
Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?
Домашнее задание
С .94 - 95 чит., отв. ?
Урок окончен. Вы ребята ничего, мы ребята - во!