Исследовательская работа по математике

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….......2

2. Основная часть……………………………………………………….......

2.1. Как люди научились считать.…………………………………… …...3

2.2. Как люди научились записывать цифры……………………………..4

2. 3. Как к нам пришли современные цифры…………………………….5-6

2.4. Магия чисел…………………………………………………………….7

3. Цифры и числа в нашей жизни…………………………………………..8

4. Мои исследования и наблюдения и их результаты…………………9-10

5. Заключение…………………………………………..................................11

6. Литература…………………………...........................................................12

7. Приложение……………………………………………………………13-22


Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. Иоганн Гете



  1. ВВЕДЕНИЕ.


Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы все это подсчитать, нужно знать числа. В этом нам помогают учителя и учебники, родители и старшие друзья. А между тем, раньше люди не умели считать! Это трудно представить, но это факт. И мне стало интересно, а как считали древние люди, которые их не знали. Как люди научились их записывать? Задав эти вопросы ребятам своего и других классов, я понял, что точного ответа не знает никто. Когда я спросили об этом учителя, он предложил мне самому докопаться до истины. Так возникла идея создания данной работы. Была выбрана тема исследования: «Цифры - гениальное изобретение человечества» Гипотеза: предположим, что числа, цифры, и действия с ними были известны еще во времена древнего человека. Думаем, что, учится считать, требовала жизнь. Числа и цифры играют важную роль в жизни человека.
Предмет исследования: цифры и числа.

Цель: собрать материал о цифрах и числах, проследить какую роль они играют в нашей жизни.

Задачи:

  • изучить историю возникновения цифр;

  • узнать о значении цифр в жизни человека;

  • подобрать пословицы, загадки, ребусы, стихи, сказки, в которых упоминаются цифры;

  • провести среди учеников и их родителей опрос по выявлению любимого числа;

  • выявить отношение школьников к магическим числам;

  • составить альбом «Цифры в стихах»


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



  1. 1. КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ.


Исследовательская работа по математикеДавным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями - различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и «обучение» шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как "один" и "много". Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: "Много". Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д. УИсследовательская работа по математикечиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами - против берлоги, трех - с одной стороны и трех - с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах. Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают не дюжинами и полудюжинами, а пятерками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками. Вот как трудно было людям научиться считать!


  1. 2. КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ.


В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели ещё делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или верёвке. Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел. Очень разные и порою даже забавные эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать15, надо было ставить5 палочек 1 подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи - значок в виде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальцы, сто тысяч - лягушкой, а миллион - фигурой человека с поднятыми руками. Не очень-то удобно было, записывать таким, способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить. Очень большая возня была с этими значками - иероглифами! Исследовательская работа по математикеПо-другому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. И потому все числа у них составлялись иИсследовательская работа по математикез сочетаний клинышков. Если надо было записать единицу - ставили 1 клинышек, если два - ставили рядышком 2 клинышка, пять - 5. Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I-один, II-два, III-три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, её изображали знаком - V, и этот значок стал обозначать цифру - пять. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть - VI, семь - VII. Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV - это пять без одного. Десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернутая вниз - X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками. Если рядом c X написать одну палочку справа - XI, то будит одиннадцать, а если слева - IX - девять. Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева - отнимается. Поэтому знак VI означает 5+1, то есть 6, а знак IV - 5 - 1, то есть 4. Римские цифры употребляются довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы. Римская нумерация была большим изобретением для своего времени. И все же для записи и выполнения арифметических действий она была не очень удобна. После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. Исследовательская работа по математикеИсследовательская работа по математикеГреки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами. В Древней Руси буква «а» - обозначала единицу, «в» - два, «г» - три, т.д. Специальная черточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра, Так же буква «а» с особым значком слева обозначала тысячу, а обведённая кружком - десять тысяч, или «тьму», как тогда называлось такое число. Однако и буквенная нумерация тоже была не удобна для обозначения большого числа. 2.3. КАК К НАМ ПРИШЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРЫ


Изобретение цифр, которыми мы пользуемся сейчас, принадлежит индусам. В Древней Индии впервые была изобретена система записи чисел по разрядам, т.е. ступеньками. Только названий разрядов у них было больше, и чтобы назвать большое число, им приходилось после каждой цифры произносить название разряда, к которому эта цифра принадлежала. Это было весьма неудобно, и индусы со временем стали просто называть подряд все цифры большого числа. Потом, чтобы упростить процесс, они стали называть большое число просто перечисляя подряд все цифры, из которых оно состояло. И у них получалось: три, один, два, пять, девять, восемь, четыре. А если в числе не было какого-нибудь разряда, как например в числе 101, то индусы вместо названия отсутствующей цифры разряда, говорили слово «пусто». Чтобы не получалось путаницы, при записи на месте «пустого» разряда ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок. Такой кружок назывался «сунья», что переводится как «пусто», «пустое место». Например, число 3.063 звучало как три, сунья, шесть, три.
Система записи чисел по разрядам с помощью девяти цифр появилась в Индии уже в VI веке, а в VIII веке появилась и десятая цифра - «сунья». Современное слово «ноль» родилось гораздо позже, чем сама «цифра 0». Оно происходит от латинского слова «nihil» (нихиль) - «никакая». Почему же изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий? На первый взгляд кажется, что это самая «несолидная» цифра. Пустое место - и все. Дело в том, что при разрядном (позиционном) способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало зависеть от ее позиции, от места в числе. Например, одна и та же цифра 4 в числе 405 обозначает четыре сотни, в числе 41 - четыре десятка, а в числе 4181 - четыре тысячи. Выходит, что при помощи всего лишь девяти цифр можно записать любое даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что означает. Индийский способ записи чисел по разрядам оказался таким удобным для вычислений, что теперь весь мир пользуется только им. Нам даже трудно себе представить, что можно писать и считать числа как-то иначе. Но почему же мы их называем «арабскими»? Да потому, что народы Европы узнали их от арабов. АИсследовательская работа по математикерабы очень ценили науку и хорошо понимали ее значение. Они тщательно собирали, изучали и переводили на свой язык книги древний ученых по математике, астрономии, медицине. Арабы изучали не только европейские книги, но знакомились с научными достижениями Китая и Индии. А в Древней Индии математика пользовалась большим почетом, и арабы стали первым «чужим» народом, которому удалось познакомиться и поучиться у математиков-индусов.
Благодаря арабам об этом способе записи чисел узнала вся Европа. Кстати, слово «цифра» арабское. Арабские математики перевели индийское слово «сунья» по смыслу на свой язык. Вместо «сунья» они стали говорить «сифр» или «цифр», а это уже знакомое нам слово. Так слово «цифра» по наследству от арабов досталась и нам. Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел. ОИсследовательская работа по математикеднако не следует думать, что арабские математики были только прилежными учениками. Ученые арабских стран много сделали для науки и сами. Особенно больших успехов они добились в математике и астрономии.
В IX веке в городе Хорезме жил и работал математик Мухаммед бен Муса ал-Хорезми. Он написал книгу об общих правилах решения арифметических задач при помощи уравнений. Она называлась «Китаб ал-Джебр». Эта книга дала имя науке алгебре.
Несмотря на огромное преимущество арабской записи цифр, еще несколько столетий в Европе употреблялись громоздкие римские цифры. Только в XV веке арабские цифры прочно вошли в обиход европейских математиков. Из Европы в XV веке арабские цифры пришли и в Россию, но распространение получили лишь в XVII столетии. Ими, например, проставляли в книгах страницы, а для записи чисел использовали все-таки буквы. Только после введения Петром I гражданского шрифта, арабские цифры практически полностью сумели вытеснить буквенное обозначение цифр.

Они остались с нами до настоящего времени.


  1. 4. МАГИЯ ЧИСЕЛ


Вера в счастливые и несчастливые числа восходят к временам, когда только возникал счет. Люди не имели общих чисел для всех предметов, а существовали разные обозначения для каждого числа в зависимости оттого, что считали: один счет был для камней, другой для рыб и т.д. Лишь постепенно люди сделались способными отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. Это привело к тому, что числу приписывали магическое значение, оно представлялось в виде какого-то таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье. Число 3: Тройка так часто фигурировала в приметах и поверьях, что и в дальнейшем не давала покоя ученым умам. Таинственное число три! На Руси число 3 всегда было особенным. Три богатыря, три желания, тридевятое царство и т. д. Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи.
В христианстве: Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух; единство тела и души в человеке и Церкви. Три ипостаси - это догмат троицы, что является отличительной особенностью христианства от ислама и иудаизма. Поэтому число "3" - это священное число Христианства. Число 11: После первой десятки, вслед за таинственным числом 10, начинаются двузначные числа. Они являются комбинацией однозначных чисел и потому вторичны по отношению к ним. Каждое двузначное число путем суммирования составляющих его цифр может быть сведено к однозначному, которое следует считать его скрытой сущностью. Тем не менее, поскольку акт Творения считается священным, то и двузначные числа несут в себе и священный аспект. Число 11 называется мистическим числом, потому что его обладатели имеют особую чувствительность к вибрациям и могут видеть духов и привидений. Это часть их склонной фантазировать природы; они часто любят создавать личностные ритуалы для всего, чем занимаются - чтобы привлекать внимание и вызывать у окружающих разнообразные чувства. Число 12: Особое значение придается числу 12 - оно играет большую роль в астрологии, при исчислении времени и для календаря. Смена времен года легко вычисляется по полнолуниям. 12 раз появляется на небе круглая Луна, пока замкнется круг времен года. На основе этих наблюдений наши предки разделили год. Сутки тоже делятся на 2 части по 12 часов. А Солнцу требуется 12 месяцев, чтобы совершить свой годовой путь. Число 12, по-видимому, представляет основной принцип Вселенной. В истории мы тоже замечаем присутствие числа12. Так, римляне записали свои законы в V в. до н.э.на 12 скрижалях - эти скрижали представляли основу римской жизни. Итак, получается, что это число символизирует порядок в пространстве и времени. Число 13: А теперь о другом числе - 13, «чертовой дюжине». Происхождение этого суеверия подобно происхождению многих других суеверий, рожденных когда-то фантазией наших предков. Для некоторых людей нет страшнее дня, чем пятница тринадцатое. Нельзя сказать точно, как и когда именно появилось это суеверие. Еще задолго до двадцатого века число 13 считалось неудачным, пятница тоже считалась неудачным днем, но никакой связи между ними не было. Существует несколько версий происхождения понятия «пятница тринадцатое». Наиболее популярная связывает это событие с Тайной Вечерей, в которой принимали участие тринадцать человек - Иисус, 12 его учеников, тринадцатым из которых был Иуда. Нет никаких оснований считать пятницу тринадцатое счастливым или несчастливым днем, точно так же как не стоит считать само число хорошим или плохим.

  1. ЦИФРЫ И ЧИСЛА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Пословицы и поговорки


Пословицы, поговорки и крылатые выражения являются народным достоянием и накапливаются народом. Числа являются источником происхождения многих пословиц. Без них наша речь была бы бедна и обыденна. У наших предков пословицы, поговорки, крылатые выражения всегда носили поучительный характер. (Приложение 1)


Стихи и сказки о цифрах и числах


Существует большое количество стихов и сказок о цифрах. Небольшие стихотворения или яркие фразы дольше остаются в памяти, чем числа. Поэтому для запоминания чисел придумывают особые стихотворения или отдельные фразы. Описание цифр включает в себя либо ассоциацию на знакомые предметы, например, два бублика, либо, что еще лучше, прямо указывает на расположение элементов цифры в пространстве: "ручку вправо изогнула…" (Приложение 3) Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены сказки "О нуле", "Победа знаний", "Герой планеты Фиалка". (Приложение 4)


Загадки и ребусы


Есть очень много загадок с числами. Ребусы - это рисованные загадки. Они появились примерно в XV веке во Франции. В XVI веке они проникают в Англию, Германию, Италию. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Там стал выходить специаельный журнал «Ребус». Сейчас ребус можно назвать как отличительная гимнастика для ума. Существуют определенные правила разгадывания ребусов, которые одновременно являются и правилами их составления. Если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5- опять; 100Г - стог). Одной из главных трудностей при разгадывании ребусов является умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. (Приложение 2)


4.МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ


Любимые числа

Было интересно узнать, какие числа привлекают людей, нравятся им.

Для этого я провёл опрос среди учеников 3, 4, 5, 6 классов и их родителей.
Исследовательская работа по математике



Любимые числа. Распределение мест:

7

1

место

8

2

место

5

3

место






Подведя итоги, пришёл к выводу, что самое любимое число 7, так же нравятся числа 8 и 5.


Я решили проверить насколько суеверны учащиеся нашей школы. С 11 по 14 февраля 2013 года был проведен опрос среди учащихся. Всего было опрошено 16 человек. 8 девочек и 8 мальчиков.
Социологический опрос показал:

вопрос

Ответы ДА д/м Нет д/м

  1. Считаете ли вы число 13 несчастливым числом?

9

7/2

7

1/6 2. Согласны ли Вы с мнением, что числа 3,11 является счастливым?

6

5/1

10

3/7 3. Боитесь ли вы пятницу, 13?

7

6/1

9

2/7 4. Стали бы вы жить в гостинице на 13 этаже в 13 номере?

10

2/8

6

6/0


Вывод: Влияние чисел зависит от возраста и пола. Более суеверными оказались девочки и чем старше, тем суевернее.

Исследовательская работа по математике5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я нашёл для себя много нового и интересного. В ходе работы пришёл к выводу, что числа играют важную роль в жизни человека.
Результаты исследовательской работы:

  • изучил литературный материал, рассказывающий о числах и цифрах;
  • сделал подборку пословиц, ребусов, стихов, загадок, литературных произведений;
  • составил альбом «Цифры в стихах»;

Об особенностях чисел написано много разнообразных книг. Поэты посвящают им стихи, писатели используют в своих произведениях. Мир чисел полон интереснейших тайн, среди них есть и те, что до сих пор не познаны. В ходе исследования я понял, что моя гипотеза подтвердилась. Мне удалось найти ответы на волнующие вопросы, но я вполне уверен, что этих знаний недостаточно. Для того чтобы быть успешным, нужно хорошо знать математику, а результат будет более эффективным, если знать историю развития данной науки. Я считаю, что собранный мною материал, будет интересен всем ученикам нашей школы. Его можно использовать на уроках математики, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружков. Он интересен и познавателен.

6. ЛИТЕРАТУРА


  1. Акимова С. Занимательная математика. - СПб.; Тригон, 1997г.
  2. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей - М.:Знание, 1994г.
  3. Дектярёва З. А. Математика после уроков. - Краснодар, 1999г.
  4. Депман И. Я. За страницами учебника математики. - М.; Просвещение, 2000г.
  5. Математика: Школьная энциклопедия. - М.; «Большая Российская энциклопедия», 2002г.
  6. Нагибин. Е.С. Канин Ф.Ф.«Математическая шкатулка». Москва, «Просвещение», 1999 г.
  7. «Что? Зачем? Почему?». Большая книга вопросов и ответов. 2003г.
  8. «Что такое? Кто такой». Москва. Педагогика, 2009 год.
  9. «Школьникам о математике и математиках». Составитель Лиман М.М. Москва, Просвещение. 2001 г.
  10. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Москва, «Астрель», 2004 г.
  11. Интернет ссылки:
home-edu.ru prozagadki.ru/60-rebusy.html blog.kp.ru/users/irmi/post123480211/ dob.1september.ru




































ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


Исследовательская работа по математике


0

Ноль без палочки (прост.). Ничего не стоящий, не значащий человек.
Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. (сравн. "сводить на нет").

1

Один - задириха, другой - неуступиха.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Один в поле не воин.
Один в море - не рыбак.
Одна рука узла не вяжет.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна голова на плечах.
Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.


2


Два сапога - пара.
Как две капли воды.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Не может связать двух слов.
Ни два, ни полтора.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Один ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе


3

Хвастуну цена - три копейки.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
Из третьих уст, из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).
От горшка три вершка. Очень низкий, низкого роста, маленький.
С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).
Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
Плакать в три ручья. То есть очень горько плакать.


4


Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).
Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.


5


Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.
Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.


6


Шестое чувство.
"Шестерка".


7

Семеро с ложкой - один с плошкой.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
Одним махом семерых убивахом.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.
На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.
Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.
Семь бед - один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.
У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.
Семь чудес света. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.


8


Весна да осень - на дню погод восемь.

9

Девятый вал. Бурное, сильное проявление чего-либо грозного: наивысший подъем, взлет.

За тридевять земель, в тридевятом царстве. Тридевять = 27 (3*9) В старину счет велся по девяткам.

10

Дело десятое. Не столь важно, совершенно не существенно.

Не трусливого десятка. Смелый, небоязливый.

С пятого на десятое. Непоследовательно, бессвязно, пропуская подробности.





Приложение 2


Исследовательская работа по математике

000

ТЯ

натянули

Р 1 НА

родина

1 ОЧКА

одиночка, розочка

ПО 2 Л

подвал

С 3 ЖИ

стрижи

3 О

трио

3 Исследовательская работа по математике

тритон

3 Исследовательская работа по математике АЖ

трикотаж

3 Б Исследовательская работа по математике

трибуна

Ш 3 Х

штрих

ВИ 3 НА

витрина

_5_ Исследовательская работа по математике

Ш

пятнашки

О 5

опять

7 Я

семья

Исследовательская работа по математике

7

восемь

40 А

сорока

И 100 РИЯ

история

100 ЛБ

столб





Приложение 3


Исследовательская работа по математике

Число 1

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

Число 2

А вот это цифра «два»

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт -

Прямо лебедем плывёт.

Число 3

А вот это - посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка третий из значков -

Состоит из двух крючков.

Этот месяц дугой,

Ниже - месяц другой.

А теперь - посмотри:

Получилась цифра «три»!

Число 4

За тремя идёт четыре,

Острый локоть оттопыря.

Смотри, четыре - это стул,

Который я перевернул.

Когда - то в древнем мире

Не знал никто, никто,

Что дважды два - четыре,

А пятью двадцать - сто.

Число 5

На бумаге цифра 5

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Рады мы её принять.

Число 6

Ребята продолжаем счёт…

Вслед за пятёркой

Шесть идёт.

Есть в доме у меня сосед,

Ему исполнилось шесть лет.

Он любознателен, умён,

Ещё не ходит в школу он,

Но знает буквы все подряд.

Прочёл Букварь и очень рад.

Число7

В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Семь щенков, семь дымков,

Семь драчливых петухов

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят.

Распустили семь хвостов,

Каждый хвост семи цветов.

Число 8

У восьмёрки два кольца.

Без начала и конца.

Цифра 8 так вкусна:

Из двух бубликов она.

Число 9

Цифра девять, иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой 6 девятка станет.

Приложение 4


Исследовательская работа по математике




СТРАНА ЦИФИРИЯ. Прежде чем мы попадаем с вами в сказочную Страну Цифирию, попросим каждую цифру представиться и сказать, на что она похожа. 1Исследовательская работа по математике - обломанный сучок 2 - утка 3 - ласточка 4 - стул перевёрнутый 5 - серп 6 - дверной замочек 7 - кочерга 8 - два бублика 9 - кот с хвостом. Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику. Наконец-то мы сможем там отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы. Ну что ж, давайте попробуем. В небе парит ласточка (это цифра 3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном. У крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замочек (6) и открываем дверь. Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает налево (9). Поставили у стола перевёрнутый стул (4), поели бубликов и тронулись в обратный путь.





СКАЗКА О СТРАНЕ ЦИФИРИИ. ДИсследовательская работа по математикеалеко-далеко, за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. Рано утром, как только солнце коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно число не делится на Ноль. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать да добра наживать.

22


© 2010-2022