Выступление на МО «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время» (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (Сменная)

общеобразовательная школа №2 УФСИН России по Белгородской области»









Выступление на МО


«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время»

Подготовила:

учитель начальных классов

Смоляк Елена Владимировна.

г. Новый Оскол

2015 год Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе; активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока. Я попыталась выстроить концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой. 1. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается это через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. 2. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, мы в своих ОУ на уроках и внеклассных мероприятиях применяем некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести оценку этих направлений. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставим личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором я стараюсь использовать всё своё умение по решению данной проблемы. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Структурными элементами моих уроков выступают приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание. Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе. Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, мы проводим физкультминутки; проведение физкультминуток, игровых пауз, зрительной гимнастики - еще один способ сбережения здоровья учащихся, кроме того, определяем и фиксируем психологический климат на уроке, проводим эмоциональную разрядку, строго следим за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Для проведения физкультминутки я подбираю стихотворные тексты, выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Задача учителя заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков. Здоровье школьников - это политика, в которой воплотится наше будущее, сегодняшние дети - поколение 21 века, которое впитывает в себя множество культур, языков, традиций. Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь правильно выразить свои мысли и чувства, очень чётко координировать себя в мультикультурном обществе.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

  • Гигиенические условия в классе (кабинете);

  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем;

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;

  • Число использованных учителем видов преподавания;

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

  • Чередование видов преподавания;

  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

  • Физкультминутки и физкультпаузы;

  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

  • Благоприятный психологический климат на уроке;

  • Преобладающее выражение лица учителя;

  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

  • Темп и особенности окончания урока;

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди - доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило3. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута - 80%;

  • 25-35-я минута - 60-40%;

  • 35-40-я минута - 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

© 2010-2022