Презентация по литературному чтению на тему Акула Л. Н. Толстой (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов в уроке. Я хочу, чтобы хорошее настроение и желание трудиться сохранилось у нас на протяжении всего урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное морское путешествие. А на каком транспорте мы можем туда попасть?(предположения детей)

Я предлагаю вам отправиться вот на этом красивейшем паруснике(слайд).

Но чтобы попасть на этот корабль и проверить, готовы ли вы к путешествию необходимо пройти небольшое испытание виде проверки д/з:

Давайте вспомним:

- С детством, какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (портрет - презентация)

- Где родился и провел свое детство Л.Н.Толстой?

- Что вспоминает Л.Н.Толстой о своей матери? (зачитать)

- Сколько детей было в семье Толстовых? (5 детей)

- Кто был заводилой в играх детей? (Николай)

- Что еще узнали о нем?

- В чем заключалась тайна, о которой объявил

младшим Николай? ( прочитать)

- Что вы можете сказать о зеленой палочке?

- Как относились дети ко всем этим тайнам?

( верили, трепетали, с важностью)

Итог: Став взрослым Лев Николаевич Толстой не перестал верить, что есть истина, и она будет открыта людям, и люди будут счастливы, не будет зла. И всю свою жизнь Толстой приносил добро людям .

Эта игра запомнилась будущему писателю на всю жизнь. По его просьбе он был похоронен в том углу парка, где в детстве искал «зеленую палочку».

(показ фотографии - презентация)

Так в Ясной поляне он устроил школу для бедных крестьянских детей. Сам для них написал Азбуку, другие книги. В этих книгах было много рассказов, басен, сказок. С многими его произведениями вы уже познакомились.

Вспомните их. Назовите книги, которые вы уже читали? (выставка книг - презентация)

(Дети вспоминают:«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Как мальчик рассказал про то, как его в лесу застала гроза», «Котёнок», «Филиппок».)

-Отлично…С первым испытанием вы справились и я вас приглашаю на борт корабля.

Посмотрите…на борту корабля вас приветствует капитан. Вы получаете от него бортовые журналы(лежат на столах).Давайте посмотрим, какие открытия нам предстоит сделать сегодня….

Бортовой журнал

- познакомиться с новым произведением Л.Н Толстого и его литературными героями;
- научиться анализировать их поступки;
- научиться понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

Итак, в путь…гудок ….слайд мы плывем кругом море, вокруг много морских жителей…Каких?

(ответы детей)

А что вы знаете про акул?(сообщение Насти)


- Акула - страшная хищница моря. Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Очень древние рыбы. Они очень быстро плавают. Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Но не все акулы хищники. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьезные раны. Иногда акулы могут нападать на людей. На людей акула нападает чаще всего, когда вода в море теплая, свыше 180.

-Что нового узнали об акулах?

Я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить. Он так и называется « Акула»

- И посмотрите, мы приближаемся к берегам материка, который называется

Африка(слайд)

Учитель: - Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем из рассказа одного старого артиллериста. Но для того ,чтобы понять его рассказ мы должны узнать значения некоторых слов, которые нам не совсем понятны….

Давайте выясним их значение.

. Найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных.

Слайд

артиллерист - а) военнослужащий

б) спортсмен

полотно - в) слабое освещение

г) льняная ткань

фитиль - д) горючий шнур для орудия

е) тропическое растение

ропот - ж) негромкая недовольная речь

з) классическая музыка

хобот - и) удлиненный нос

к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)

Ну а теперь сядьте поудобнее и представьте ,что перед вами морские просторы,вы плывете красивом паруснике и слушаете невероятную историю,которую вам рассказывает старый артиллерист…

(прослушивание рассказа артиллериста)

Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. Сразу же обратимся к тексту, зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств

С.37 1-ый абзац - акула, чудовище

2 -ой абзац - бледный, не шевелясь

3 -Ий абзац - пронзительный визг

4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл

лицо руками

-Кто первый начал действовать? Найдите, зачитайте.

-Почему артиллерист смотрел на мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий?

+ там был его сын……………………………………………..

-Что же заставило артиллериста броситься на помощь?

+отцовские чувства

- Прочитаем, как повел себя дальше артиллерист. Дайте характеристику этому герою. Отметка в журнале…

Давайте обсудим услышанный рассказ…

Как на судне оказались маленькие мальчики?

+ответы детей

-Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.

+ ( по тексту)

-Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?

+ смелость

-Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

А еще до армии будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру. Вот и вы теперь о нем знаете кое-что и можете угадать по портрету .

- Давайте попробуем восстановить последовательность событий в рассказе…

Работа в парах(восстанови последовательность)

«Корабль у берегов Африки».

«Купание в парусе».

«Плавание наперегонки в открытом море»

«Появление морского чудовища».

«Пронзительный визг».

«Выстрел».

« Мальчики на корабле».

Проверка... чтение каждой части и ответы на вопросы ; выбор рисунка с доски и прикрепление в нужной последовательности… (Чтение первой части) У: Где стоял корабль? Д: Корабль стоял у берегов Африки. У: Как Толстой описывает погоду в этот день? Д: День был прекрасный… У: С чем автор сравнивает погоду?
(Чтение второй части) У: Где матросы устроили купальню? Д: Матросы, в парусе устроили купальню.
(Чтение третьей части) У: Кто же был с матросами на корабле? Д: Два мальчика. У: Почему дети решили сплавать в открытое море? Д: Им тесно было в парусе У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста) У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? Д: Это означит не сдаваться, постараться победить. У: Что выражает лицо артиллериста? Д: Радость. Он гордился сыном. (Чтение четвертой части) У: С какого слова автор начинает эту часть? Почему? Д: Автор начинает часть со слова «Вдруг…». У: Что увидели матросы с палубы? Д: Матросы увидели акулу. У: Какими словами автор называет акулу? Почему? Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница. У: Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда. А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? У: Как отреагировали дети на его слова? Д: Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче. У: С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань. У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах? Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. У: Как матросы решили помочь мальчикам? Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам. У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы? Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро. У: Как мы будем читать? Д: Быстро и с чувством волнения. У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? Д: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.
(Чтение пятой части). У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик? У: ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
(Чтение шестой части). У: Как подействовал визг мальчика на отца? Д: «Сорвался», «побежал». У: Как он все делал? Д: Он делал все быстро. У: Какое решение принимает артиллерист? У: Какой будет темп чтения? Какое чувство? Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца) У: Как действует команда? Почему все замерли от страха? У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся? Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.
(Чтение рассказа до конца.) У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал? Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море. У: Какое он сейчас он испытывает чувство? Д: Чувство счастья, успокоения. У: Что его успокоило? У: Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?

Итог урока. - 5 мин.

- Кому из героев вы больше всего сопереживали?

- Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? (Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды, показаны опасности, подстерегающие детей.)

-Пора возвращаться к родным берегам. Наше путешествие заканчивается и впереди виднеется наш родной дом, а дома вы должны будете научиться пересказать рассказ по плану….

Посмотрите на ваши бортовые журналы и скажите все ли у нас сегодня получилось…..

- У русских людей есть такая традиция: всё доброе, светлое сбудется, если это пожелание искреннее.На партах у вас чайки, на которых вы должны написать свои самые добрые пожелания самым близким, дорогим людям.И этих чаек мы отпустим,перед тем,как сойдем с борта нашего корабля… Помните, любовь побеждает всё!


Скажите,понравилось ли вам наше путешествие…

Бортовой журнал

-познакомимся с новым произведением Л.Н Толстого и его литературными героями;
- будем учиться анализировать их поступки;
- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

Дополнительный материал…


1.- Для кого и как закончилась эта история

+ -

1. Дети остались живы. 1. Убили акулу - животное.

2. Отец не потерял сына. 2. Поступили необдуманно.

3. Совершил поступок. 3.Заставили отца переживать.

4. Дети вынесут из этой истории

урок на всю жизнь.

Тестовая проверочная работа.
1. Автор рассказа «Акула»
а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин
2. Определи жанр произведения «Акула»
а) сказка в) стихотворение
б) рассказ г) басня
3. Отметь имя и отчество Толстого
а) Алексей Константинович
б) Алексей Николаевич
в) Лев Николаевич
4. Старый артиллерист побежал:
а) в каюту б) на палубу в) к пушке
5.Корабль стоял у берегов
а) Америки б) Африки в) Индии
6. Главный герой рассказа «Акула»
а) мальчик б) матрос в) артиллерист
7. Самый напряженный момент в произведении называется
а) завязка б) развязка в) кульминация


Проверка тестовой работы.


© 2010-2022