- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по чтению 2 класс
Рабочая программа по чтению 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Школина Р.А. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи для ученика 2 класса Мустафина Линара Рустамовича разработана в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ, индивидуального учебного плана, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010г., учебника Чтение: 2 класс: Авт.-сост. С.Ю.Ильина СПб.: "Просвещение", 2011 Чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
2.Общая характеристика учебного предмета
Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Главная цель предмета:
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- обучение последовательно и правильно излагать свои мысли;
- социальная адаптация и реабилитация.
Задачи обучения чтению во 2 классе:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- выработка умения правильно строить предложения;
- формировать нравственные качества. Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой организации процесса обучения чтению и обучению речи является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных учащихся. Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела.. Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями, самостоятельная работа и др. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занима- тельных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к ч
3.Описание места учебного предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В течение всего года будет формироваться техника чтения, проводиться работа над пониманием прочитанного, развитием устной речи учащихся, работа по внеклассному чтению, которая будет способствовать развитию интереса к чтению.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и
интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
6.содержание программы
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ:
- составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
- осознанное, правильное плавное чтение по слогам без искажения звукового состава слов и предложений, текстов, которые даны в послоговой разбивке. Постепенный переход к чтению целыми словами.
- соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО:
- ответы на вопросы по содержанию текста, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин
- нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы
- элементарная оценка прочитанного.
развитие устной речи:
- развитие связной устной речи
- пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя
- обогащение и уточнение словарного запаса,
-- обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного, с этой целью во 2 классе в зависимости от сложности текста и индивидуальных особенностей детей используются вопросы
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворении, чтение их перед классом.
Тексты для заучивания:
Сеф Р. «Я могу считать до ста…»
Школьные загадки.
Осенние загадки.
Загадки о животных
Птичьи загадки Зимние загадки.
Загадки о наших питомцах
Красильников Н. Доброе утро.
МодзалевскийЛ. Появление весны.
Весенние загадки.
Летние загадки
Книжкины загадки.
Внеклассное чтение.
- Чтение детских книг с рассматриванием иллюстраций.
- Запоминание названия книги, её автора и основного содержания.
- Мотивация самостоятельного чтения:
предоставление выбора книги по желанию ученика,
драматизация прочитанного,
иллюстрирование прочитанного.
Произведения для внеклассного чтения.
Ушинский К. Четыре желания.
Козлов С. Осенние корабли.
Петушок - золотой гребешок.
Маша и медведь.
Паустовский К. Кот-ворюга. Рассказы.
Стихи Агнии Барто (Сторож, Уехали)
Соколов - Микитов И. Листопадничек.
Маршак С. Про всё на свете.
Чаплина В. Птицы под нашим окном.
Горький М. Воробьишко.
Козлов С. Снег пошёл.
Успенский Э.Каникулы в Простоквашино.
Житков Б. Рассказы про животных.
Пермяк Е. Маленькие лукавинки. Торопливый ножик.
Носов Н. Весёлая семейка.
Зощенко М. Самое главное.
Воронкова Л. Бабушкины дела.
Артюхова Н. Саша - дразнилка.
Заходер Б. Очень вежливый индюк.
Емельянова Мамины руки.
Михалков С. Басни.
Сладков Н. Лесные сказки.
Аким Я. Весна, весною, о весне.
Пришвин М. Этажи леса.
Твои защитники. Рассказы о войне.
Остер Г. Котёнок примени Гав.
Пантелеев Л. Большая стирка.
Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
Цыферов Г. Разноцветный жираф.
Берестов В. Как хорошо уметь читать. Стихи.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.
1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
.Предполагаемые конечные результаты.
1-й уровень
Учащиеся должны знать
наизусть 3-5 небольших стихотворений.
Отчетливо читать их перед классом
Учащиеся должны уметь:
- читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- пересказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
2-й уровень.
Учащиеся должны знать
наизусть 2-3 коротких стихотворения..
Учащиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией.
Содержание учебного предмета
№
Тема раздела
Количество часов
1
Зазвенел звонок - начался урок
10
2
Осенние страницы
6
3
Сказка за сказкой
4
4
Мир животных
4
5
Птицы - наши друзья
4
6
Зимние страницы
6
7
Всё мы сделаем сами и своими руками
6
8
Буду делать хорошо и не буду плохо
4
9
Ежели вы вежливы
4
10
Весенние страницы
6
11
Посмеёмся, улыбнёмся
4
12
Летние страницы
4
13
Как хорошо уметь читать
6
Всего
68
Календарно - тематическое планирование.
№ №
пп/п
Тема урока
Кол-во часов по теме
Виды деятельности учащегося
дата
Планир.
Фактич.
Осень в школе. По Н. Саксонской
1
01.09
Школьные слова. По В. Драгунскому
1
04.09
«Таня знала буквы…» Л. Толстой
1
08.09
Про то , для кого Вовка учится. По В. Голявкину
1
11.09
Пятерка. По Р. Сефу
1
15.09
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому
1
18.09
Первый урок. По В. Голявкину
1
22.09
Уроки .По В. Драгунскому
1
25.09
Давайте складывать слова. Г. Мамлин
1
29.09
Школьные загадки.
1
02.10
Художник-Осень.
По Г. Скребицкому
1
06.10
Падают, падают листья…М. Ивенсон
1
09.10
Здравствуй, осень.
В.Викторов
1
13.10
Народные приметы.
1
16.10
Белкина кладовка. Е. Благинина
1
20.10
Кто сажает лес. По Г. Снегиреву
1
23.10
Русские народные сказки.
Вершки и корешки.
1
27.10
Русские народные сказки. Лиса и кувшин.
1
30.10
Сказки разных народов. Заяц и черепаха.
1
06.11
Сказки разных народов. Добрый крестьянин.
1
10.11
Кто любит собак. Р. Сеф
1
13.11
Котёнок. Е. Благинина
1
17.11
Медвежонок. По Г. Снегиреву
1
20.11
Детский дом. С. Маршак
1
24.11
Ворон. Г.Снегирев
1
27.11
Спор на скворечнике. Г. Ладонщиков
1
01.12
Птичка По В. Голявкину
1
04.12
Птичьи загадки.
1
08.12
По ягоды на лыжах. Н. Егоров
1
11.12
Семка и мороз. По Е. Кузнецовой.
1
15.12
Книга зимы. В. Бианки
1
18.12
Зайчик и рябина. В. Сухомлинский
1
22.12
Что такое Новый год? Е. Малахова
1
25.12
Снеговики. По Л. Сергееву.
1
29.12
Знают мамы, знают дети.(немецкая песенка)
1
15.01
Вот какие наши руки. А. Гарф
1
19.01
Белоручки. В. Голышкин
1
22.01
Десять помощников.
М. Коцюбинский
1
26.01
Вкусный пирог. По П. Тихонову
1
29.01
Доктор Петрова.
М. Моисеева
1
2.02
Подружки. А.Кузнецова
1
5.02
Рыцари. А. Барто
1
9.02
Жалейкин и пруд.
Н. Сладков
1
12.02
Сказка про честные ушки. С.Прокофьева
1
16.02
Как Маша яблоко ела. Л. Каминский
1
19.02
Удивительное превращение. По В. Голышкину
1
26.02
Брысь, шапочка! А. Седугин
1
1.03
Песенка о вежливости. С. Маршак
1
4.03
Весна - красна.
И. Соколов- Микитов
1
11.03
Песенка капели. М. Борисова
1
15.03
Художник - Весна.
По Г. Скребицкому
1
18.03
Салют весне. З. Александрова
1
22.03
Девятое мая. Г. Виеру
1
5.04
Весенние загадки.
1
8.04
Память. Э.Успенский
1
12.04
Хорошо спрятанная котлета. Г. Остер
1
15.04
Банька. Ю. Кушак
1
19.04
Познакомился. В. Лапшин
1
22.04
Земляника. Е.Трутнева
1
26.04
Солнце и радуга. К. Ушинский
1
29.04
Шмель и Миша. А. Седугин
1
3.05
Каникулы. Л.Фадеева
1
6.05
Читалочка. В. Берестов
1
10.05
Раньше улица молчала. И. Железнова
1
13.05
Читателю. Р.Сеф
1
17.05
Ау. Л. Пантелеев
1
20.05
Прощальная игра. Д. Чиарди.
1
24.05
Книжкины загадки.
1
27.05
Резерв
1
31.05
Материально-техническое обеспечение прораммы
Литература для учителя. 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету
«Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010, г.
2 Ильина С.Ю.Чтение: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида. 2 класс. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008 г.
3. Книги для внеклассного чтения.
4.Занимательное азбуковедение. Авт.- сост. В. В. Волина. - М. Просвещение, 1994г.
5. Волина В.В. Игры в рифмы.- С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 1997г.
6. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.- М.: Просвещение, 1991г
7. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 1999г.
8. Лободина Н.В. Чтение. Тексты для проверки техники и выразительности чтения. -Волгоград: Учитель, 2011г
9. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -М.: Аквариум, СПб.Дельта,1996г