• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами урока математики на изучении темы «Уменьшение в несколько раз» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами урока математики на изучении темы «Уменьшение в несколько раз» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»






ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами урока математики на изучении темы

«Уменьшение в несколько раз»

(УМК «Перспективная начальная школа»)






Выполнила: Шумихина М.А.

МБОУ «СОШ № 36»

Курс № 29/5

Научный руководитель:

Шупик Ж.В.


















Новокузнецк, 2013







Введение Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач. Данная творческая разработка представляет собой конспект урока по математике во 2 классе, планируемого в III четверти в системе уроков «Перспективная начальная школа», одной из задач которого является формирование логического мышления (связь процедуры получения части с процедурами уменьшения и деления)















Содержание

I. Введение……………………………………………………………………...….2

II. Урок математики по теме «Сложениечисло10»………………………….3-6

III. Заключение…………………………………………………………………….…..7

IV. Литература………………………………………………………………………..8

V. Приложение…………………………………………………………………….....9









Тема: Уменьшение в несколько раз

Цели урока: -расширить представление обучающихся о понятии «деление»: -формировать умение выполнять уменьшение в несколько раз; -закреплять умение выполнять разностное сравнение; - развивать умение анализировать и обобщать. Учебно-дидактическое обеспечение: Учебник, Рабочая тетрадь, линейка, простой и цветные карандаши,счетные палочки; две полоски, каждая длиной 12 см(полоски разделены на 3 части, последняя часть - красного цвета)

Ход урока

I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация. - Ребята, вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке? (Научились делить число 10 на равные части)
- Деление числа 10 на две равные части уменьшает его или увеличивает? И во сколько раз? (Уменьшает число 10 в 2 раза) - А если разделить число 10 на 5? (Разделив число 10 на 5, мы уменьшаем число в 5 раз) - Что нового мы узнали на прошлом уроке? (Действие деление связано с уменьшением числа в несколько раз) - Кто может привести пример уменьшения числа в 2 раза посредством действия деления? Записываем на доске примеры, которые приводят дети 8:2=4 10:2=5…. - Сегодня на уроке мы узнаем, как выполнять уменьшение в несколько раз. А как вы думаете, зачем нам это знать? Задание 1 (У. с.103) Учитель читает задачу вслух, обучающиеся следят по учебнику. Ребятам дается время на решение задачи. Записываем на доске: 9•2=18 (сол.) Ответ: 18 солдатиков. Начинаем объяснение: Миша пересчитал всех солдатиков (18) и решил половину другу. Каким способом мы посоветуем Мише вновь разделить всех солдатиков на 2 равных набора? (Можно раскладывать солдатиков по одному - в каждую из двух коробок) - Сколько будет солдатиков в одной такой части? (9 солдатиков) - Можно ли считать один набор половиной всех солдатиков? (да, один набор - это половина всех солдатиков) -Один набор солдатиков Миша подарил другу. У Миши из двух равных частей осталась одна часть.Что можно сказать о количестве солдатиков? (Количество солдатиков у Миши уменьшилось в 2 раза) - Каким математическим действием можно вычислить количество солдатиков, оставшихся у Миши? (делением, т.е. 18:2=9) На что указывает число 18? (Сколько было у Миши солдатиков) А число 2?(Количество частей, на которые разделили всех солдатиков.) А число 9? (Количество солдатиков в одной части) Задание № 3 (У. с.104) У учеников на столах заранее заготовленные полоски (длина каждой полоски - 12 см). Одна из полосок разделена черточками на три равные части. - Ребята сравните полоски. Что можно сказать об их длине? (одинакова) - Отрежьте от полоски, разделенной на 3 части, две части и оставьте себе одну часть. Что теперь можно сказать о длин полоски? (Длина полоски стала меньше). - Кто может сказать во сколько раз? -Теперь оставшуюся часть полоски наложите на вторую полоску (ее длина равна длине разрезанной полоски), выясните сколько раз оставшуюся часть полоски можно уложить в целой? (3 раза) - Какой вывод можно сделать? (Длина оставшейся полоски в 3 раза меньше длины прежней полоски) - Как математически оформить наш вывод? 12 см : 3 = 4 см - Разделив полоску на 3 части, что мы с ней сделали? (уменьшили ее длину в 3 раза)





III. Постановка учебной задачи.

Работа в тетради. Запись даты. -Предлагаю найти значения суммы: 5+3 1+7 6+2 4+5 10+3 10+4 У доски работают 2 ученика. Остальные - в тетрадях. -Вы смогли решить все примеры? (Нет) В чём трудность?(К числу 10 прибавить числа 3 и 4 не можем). -Значит, какую тайну мы сегодня откроем? (Будем учиться к числу 10 прибавлять числа) -Сформулируйте тему урока.(…) -Какую цель поставим себе на урок?

IV. «Открытие» детьми нового знания.

Работа по учебнику. С. 32, №1. При выполнении этого задания дети вспоминают, что числа второго десятка получаются из 1 десятка и некоторого числа единиц. -Открыть тайну нам сегодня помогут Миша и Маша. Прочитайте рассуждение Миши. Сами сформулируйте правило. (Ответы детей.) -А теперь найдите правило в учебнике и сравните с нашим выводом. Совпадает ли правило с нашим? -Решите примеры: 10+2= 10+6= 10+5= 10+8= Один ученик решает на доске. -Сравните своё решение с решением на доске. Если всё правильно, поставьте себе «+». - У кого решение не совпало? Поставьте себе «?». Почему у вас не всё получилось? Нужно потренироваться?

V. Физминутка Игра «Живые числа» У уч-ся карточки с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17 -На какие две группы вы можете разделиться? (однозначные и двузначные) -А ну-ка, числа, разделитесь. Дети выходят к доске и выполняют задание, перечисляют числа своей группы. У остальных детей на парте карточки с примерами 10-6, 1+4, 6+0, 5+2, 3+5, 10-1, 10+2, 10+3, 10+4, 10+5, 10+6, 10+7 -Примеры, встаньте к своим числам-значениям. Каждая пара читает свой пример и садится на место. -Какие из примеров были посложнее?

VI. Первичное закрепление -Все ли из вас легко решают? Надо ли ещё потренироваться?

1. Работа по учебнику. Задание №2. Самостоятельная работа. - Как называются данные математические записи? (Суммы). -Как называются числа при сложении? (Слагаемые). -Запишите в тетрадь все суммы, в которых первое слагаемое -10, а второе- однозначное число. -Вычислите значения этих сумм. -Проверьте по образцу на доске. Если правильно выполнили - поставьте «+» Если допустили ошибки - поставьте «?». Дети выписали и решили 10+1, 10+7, 10+9. -У кого возникли затруднения? -А какие ещё похожие на эти примеры есть в этом задании? (2+10, 5+10) -Как будете рассуждать, если надо будет найти значение суммы, в которой первое слагаемое однозначное число, а второе- 10? (Будем использовать закон перестановки слагаемых) Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях: 2+10=10+2=12 5+10=10+5=15 2. Работа в парах. Выполните задание №3. -Составьте и запишите 3 суммы, в которых одно слагаемое 10, а другое - однозначное число. Один ученик в паре составляет суммы, а другой - находит их значения. Взаимопроверка.

VII. Включение нового знания в систему знаний. -Предлагаю вам поработать с карточками. У вас на партах карточки с заданиями двух уровней: А- легче, В- сложнее. Подумайте и определите, какое задание вы будете выполнять.



Задание А. 6+3= 8+2= 3+10= 10+5= 10+1= 10+4= Задание В. Вставь пропуски. …+5=15 10+…=17 …+6=16 10+…=12 10+…=19 …+1=11 Проверка по образцу. Кто решил задание А? Оцените себя: «+» или «?».Кто решил задание В? Оцените себя: «+» или «?».

VIII. Рефлексия -Вернёмся к девизу урока. -Какую тайну математики открыли? Над какой темой урока работали? -Какую учебную задачу ставили? Чему научились?(…) -Какие трудности испытывали? -Надо ещё потренироваться? Оцените свою работу при помощи игры «Дистанция» Дети встают возле своих мест. Чем успешнее и активнее они были на уроке (по их мнению), тем ближе каждый ребёнок подходит к доске. -Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? (Да) Постарались всё понять? (Да) Учились тайны открывать? (Да)



© 2010-2022