Сценарий урока русского языка Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих!

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка в 3 "А" классе Учитель начальных классов: Калашникова Марина Николаевна Тема:" Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих Тип урока : Открытие новых знаний Цель урока: познакомить учеников с новой орфограммой - правописанием мягкого знака в конце имён существительных женского рода. Этапы урока и УУД, формирующиеся на данном этапе: 1.Мотивация к учебной деятельности. УУД - регулятивные: волевая саморегуляция, личностные :действие смыслообразования. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в прбном учебном действии. УУД - познавательные :умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, познавательные : контроль. 3.Выявление места и причины затруднения. УУД - познавательные :постановка и формулирование проблемы. 4.Построение проекта выхода из затруднения. УУД - регулятивные: целеполагание ,планирование, познавательные : выбор способов решения проблемы. 5.Реализация построенного проекта. УУД - коммуникативные :планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли, познавательные :выделение необходимой информации ,анализ, синтез. 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД - коммуникативные :управление поведением партнёра ,умение выражать свои мысли. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД - регулятивные :контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция. 8.Включение в систему знаний и повторение. УУД - регулятивные: коррекция ,оценка. 9.Рефлексия учебной деятельности. УУД - познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные: умение выражать свои мысли, регулятивные: волевая саморегуляция, оценка. Форы учебного сотрудничества : групповая, парная. Предполагаемый контроль: текущий,взаимоконтроль, самоконтроль. Планируемый результат: выведено правило и сформировано умение применять его на практике. Демонстрационный материал ,оборудование: презентация. Раздаточный материал: карточка №1 для этапа повторения, лист- помощник, листок в клетку для самостоятельной работы,таблица самоанализа работы на уроке. Ход урока: 1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1)включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, 2) определение содержательных рамок урока, 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы (Слайд № 1: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»
- Как вы понимаете её?
- Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.
- Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Урок, настроение, улыбка, успех, знание.

- Скажите что объединяет эти слова с точки зрения русского языка? - Докажите. (Имя существительное) - Какой теме был посвящён прошлый урок? ( Род имён существительных). - Как думаете, всё ли вы знаете об имени существительном? - Чем, по вашему мнению мы будем заниматься сегодня? (Узнавать что - то "новое"). - Как же будет построен наш урок? ( Мы должны понять, что мы ещё не знаем, постараться самим "открыть новое" знание. - С чего начнём урок? ( С повторения необходимых знаний.) - Тогда давайте возьмём в качестве девиза такое утверждение: ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ - НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! (слайд № 2) - У вас есть желание добывать новые знания? - Тогда в путь - дорогу. Я желаю вам успеха! 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: 1) актуализировать знания о родах имён существительных, 2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию, 4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока, 5) организовать выполнение пробного учебного действия и фиксацию затруднения, 6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.

- Давайте вспомним, что мы знаем о роде имён существительных? (Ответы учащихся).

К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род - запомню я -
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё. Работа в парах - Я предлагаю вам выполнить задание на карточке с СОЛНЫШКОМ 1.Определи род имён существительных: имя ,мотор, сирень, день, утро,роса. 2.Заполни таблицу. Женский род Мужской род Средний род сирень роса

мотор день
имя утро ( слайд № 3 )Учитель открывает на доске образец проверки - Занесите результаты своей работы в таблицу. - Поставьте себе за первое задание на листочке "+". - Кто допустил ошибки? Какой сделаете вывод? ( Надо ещё потренироваться.) - Поставьте себе " ?". - Кто выполнил задание без ошибок? Какой сделаете вывод? ( Мы научились определять род имён существительных.)

Фиксирование затруднения.

- Назовите одним словом данные определения и запишите слова (один ученик на доске):
-Футбольное соревнование (матч)
-Двенадцать часов ночи. (Полночь.)
-Маленький ребёнок (Малыш)
-Добыча охотника (дичь)
-Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где - нет.)
- Какой вопрос возникает? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).
-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

Если всё верно: Если есть различия: - Вы дали одинаковые ответы. - Что видите? ( Выполнили -Как докажите ,что вы правы? задание по - разному.) ( Доказать мы не можем.) - Кто считает свой ответ верным и может это доказать.( Доказать мы не можем.) - Вы зафиксировали затруднение. В чем причина затруднения?.
3.Выявление причины и места затруднения.
Цель:выявить место и причину затруднения. - Какое задание вы выполняли? ( Надо было записать правильно имена существительные). -В чём возникло расхождение ? ( Расхождение возникло в написании.) - Как называются согласные, после которых кто - то из вас написал мягкий знак? ( Шипящие). - В каком месте возникло расхождение в написании слов? ( На конце слова после шипящих). - А что вам обычно помогает писать слова правильно? ( Нам помогает правило.) -У вас есть такое правило? ( Мы не знаем правило). - В чём причина вашего затруднения? (Не знаем, какие слова нужно писать с мягким знаком, а какие без него). 4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель:1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока, 2) определить средства достижения цели и построить план.
- Молодцы! Поняв причину затруднения, надо ...(поставить цель.) - Какова же цель нашего урока? (Сформулировать правило и научиться его применять). (слайд № 4)- Назовите тему урока . ("Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих " - А теперь вспомним, что мы повторили в начале урока? ( Мы повторили род имён существительных). - Для чего мы это делали? ( Эти знания помогут сделать "открытие".) - Откройте учебники на стр.41 и познакомьтесь с правилом. -. 5.Реализация построенного проекта. Цель:1) реализовать построенный проект в соответствии с планом, 2) организовать фиксацию преодоления затруднения, 3) организовать уточнение нового знания. Слайд. № 5 - Вернемся к нашим словам: полночь, матч, малыш, дичь. В каких словах напишем мягкий знак? Почему? - Для достижения цели я предлагаю поработать по плану на листах-помощниках. С БАБОЧКОЙ - Я предлагаю поработать в группах. Помните, какую роль играет ответственный в группе. Учащимся раздаются листы-помощники с планом. Далее работа организуется по формулированию правила. Работа в группах: Лист - помощник. 1.Прочитайте слова: ложь, печь,ключ, плащ, помощь. 2.Определите род имён существительных. 3.Посмотрите, у существительных какого рода пишется мягкий знак? 4.Сделайте вывод. Вставьте пропущенные слова в правило:
В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих (ж,щ,ч,щ,) ______________ _____________ мягкий знак. На конце имён существительных мужского рода _________________________мягкий знак . - Прочитайте, что у вас получилось.(Ответы учащихся). - Молодцы! - Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) - Молодцы!

Физминутка
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:зафиксировать во внешней речи умение пользоваться правилом. Фронтальная работа. - Сейчас мы выполним упражнение №453 с. 41 - Прочитайте задание. Ученики по цепочке выполняют задание с комментированием. - Проверьте свои результаты. - Кто из вас ошибся? - В чём ошибки? - Исправьте ошибки. - Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ". - Какой следующий этап работы на уроке? ( Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7.Самоконтроль с проверкой по эталону.
Цель:1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке, 2) проверить умение пользоваться правилом. - Я предлагаю вам выполнить следующее задание: возьмите листочек в клетку. Если в слове есть мягкий знак, то вы его записываете (в клеточку), если в слове он не пишется, вы не ставите.(На доске показать обозначение). - Вам понятно задание? Работа в парах.ПЧЕЛКА

- А теперь поработайте в парах. Тренируемся!

рож. , печ. , мяч. , роскош ., вещ ., лещ ., мелоч ., реч. , душ . , ключ . Проверка организуется по образцу.( слайд № 6 ) -Проверьте свои результаты. - Кто из вас ошибся? - В чём ошибки?(...) - Исправьте ошибки. -Сделайте вывод.( Нужно ещё потренироваться.) - Кто не ошибся? - Сделайте вывод.( Мы всё хорошо усвоили.) - Молодцы! - Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".

Гимнастика для глаз. 8.Включение в систему новых знаний и повторение. Цель: 1) включить новое знание в систему знаний, 2) тренировать умение применять правило.

- А сейчас я предлагаю игру" Кто самый внимательный "

Спишите текст, вставляя, где нужно мягкий знак.

СЛАЙД 7

Дочь истопила печ. . Мама сварила борщ . и испекла калач. . Вдруг послышался плач. . Это проснулся малыш. . Его разбудила мыш..

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке,

3) обсудить домашнее задание.

- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? ( Вывести правило написания мягкого знака в именах существительных на конце слова и научиться его применять .)

- Вам удалось достичь цели? ( Да.)

- У кого не возникло трудностей в "открытии нового"?

- Кому ещё трудно?

- Теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке .

- У кого были ошибки? В каких заданиях?

-У кого все плюсы и нет вопросов?

Оцените себя: КАКОЙ СМАЙЛИК ВЫ ЗАРАБОТАЛИ НА УРОКЕ?

НАРИСУЙТЕ В ТЕТРАДИ СМАЙЛИК Домашнее задание: упражнение № 457, на странице .43 (учебник), выучить правило на странице 42 .

6


© 2010-2022