«Ситуация успеха как эффективный метод формирования компетентности учащихся начальных вспомогательных классов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат «Эверест»
















Статья на тему
«Ситуация успеха как эффективный метод формирования компетентности учащихся начальных вспомогательных классов»






подготовила

учитель начальных классов

Гинькевич Лидия Трофимовна







Екатеринбург, 2014




Ситуация успеха как эффективный метод формирования компетентности учащихся начальных вспомогательных классов


Процесс формирования компетентности у детей с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата затруднен из-за тяжести структуры дефекта, ограниченной психической и речевой активности, крайне бедного и формального опыта социального общения и, как следствие, снижения мотивации к речевому общению и трудностям речевого контакта, коммуникативности. Низкий уровень познавательной деятельности, навыков самоорганизации и самоконтроля, а, зачастую, отсутствие их, осложняет процесс обучения этих детей. Поэтому, большое значение имеет организация психолого-педагогических условий обучения на уроке с учетом психо-физиологических особенностей учеников, которые создают возможности для формирования компетентности на элементарном уровне в начальных классах как социально значимыми качествами личности. В работе с детьми с ограниченными возможностями развития основную роль играют эмоциональные методы: это поощрение, порицание, учебно-познавательные игры, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание, создание ситуации успеха. Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу является дидактическая игра, которая вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот ж материал без монотонности и скуки, что позволяет закрепить интерес к обучению, повышает прочность знаний, умений и навыков, корригирует внимание, мышление, память, целенаправленность, создает ситуацию успеха. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной и при этом осуществляется индивидуальная помощь учащимся. Сочетание познавательного и занимательного обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой на более качественном уровне. Воспитывая организованность, мы воспитываем самостоятельность, которая является основой ситуации успеха, повышающий качество обучения. Для этого я провожу игры, например для 1-2 -х классов:

  • "Кто лучше расскажет?" - учит детей составлять программу действий;
  • "Что нам надо сделать для работы?" - учит быстро готовиться к уроку;
  • "Найди свои ошибки" - воспитывает наблюдательность, любовь к порядку, взаимопроверку рабочего места;
  • "Волшебные минутки" -учит беречь свое и чужое время;
  • "Делу время, потехе час", "Сделал дело, гуляй смело!" - воспитывает умение рационально использовать время и т.д.
Дети сами составили пословицу: "Дружба силы прибавляет, дружба и в учебе помогает!" На уроках применяем орфографические, математические сказки, приглашаем героев из сказок. Для них и за них решаем задачи, считаем, обучаем их, делаем им покупки и т.д. Это Звукознайкин, Словознайкин, Буратино, Красная шапочка, Лиса Алиса, Незнайка, Петрушка и другие. На уроках путешествуем в Страну Знаний, выполняя задания на станциях: "Числовая", "Цифровая", "Думай-ка", "Знай-ка", "Отгадай-ка", "Решай-ка", "Буквенная", "Звуковая" и т.д. Дети становятся художниками, украшая елку заработанными игрушками; волшебниками, превращая зимнюю березку в весеннюю, наряжая ее зелеными листочками; выполняют задание королевы Осени, Весны, Зимы; разучивают инсценировки, драматизации. Нравится ребятам зарабатывать пятерки, копить их, а затем оформлять открытки, сделанные своими руками, дарить родителям в качестве трудового подарка к праздникам. Все это у малышей создает ситуацию успеха, повышает уровень знаний. Большое значение для повышения качества обучаемости имеет применение наглядных опор в виде таблиц, условно-графических обозначений, памяток, перфокарт, схем по всем предметам, особенно в 3-4 классах. Графическое обозначение - это фиксация пути рассуждения по применению правила, закона, решения задачи, составления рассказа и т.д. на практике на основе алгоритма с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Постепенно формируется навык самоконтроля и самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную роль играет оценка, заключенная в словах учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда ученика и является сильнейшим стимулом в учебном труде. Учитель должен демонстративно радоваться хорошим работам, огорчаться из-за плохих. Создание ситуации успеха подчинено основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития учащихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно, последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков, затруднений и выравнивания учащихся, они включаются во фронтальную работу класса. Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, если оно сопровождается успехом, повышает мотивы обучения, а значит и качество образования.


© 2010-2022