- Преподавателю
- Начальные классы
- Дистанционный урок новых знаний по теме «Звук [ш], буква ш» (1 класс)
Дистанционный урок новых знаний по теме «Звук [ш], буква ш» (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кубрак А.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Описание дистанционного урока для учащихся начальной школы
Автор: Кубрак Алина Владимировна (учитель начальных классов).
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Красноярск (Железнодорожный район).
Краткая аннотация: Урок новых знаний по теме «Звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с ФГОС и содержанием программы по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа 2100»). Урок содержит много познавательного материала. Учащиеся знакомятся с новой буквой и ее звуком. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit. Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний. Имеется видео «Видео-урок Звук ш, буква ш. Кубрак» с фрагментами этого урока.
Предмет: обучение грамоте.
Класс: 1.
УМК: программа «Школа 2100».
Тема урока: звук [ш], буква ш.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Форма урока: урок-беседа с использованием ИКТ-презентации.
Оборудование: ноутбук, колонки, презентация, модели звуков, шарики (круги) из цветной бумаги трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный) у каждого ученика.
Требования к уровню ИКТ-компетентности обучающихся: умение работы в Рower Poit.
Тип доставки учебного материала: 12shkolakrs.ru/p43aa1.html
Цель урока: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
Задачи урока:
образовательные:
- формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;
- овладевать начертаниями письменных букв;
развивающие:
- развивать умение слышать и слушать;
- обогащать словарный запас обучающихся;
воспитательные:
- воспитывать аккуратность.
Формирование УУД на уроке:
познавательные УУД: формируем умение:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные УУД: формируем умение:
- целеполагания (постановка учебной задачи);
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- планирования предстоящей работы (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные УУД: формируем умение:
- слушать и понимать речь других;
- строить речевые высказывания в устной форме в соответствии с поставленными задачами;
- участвовать в диалоге на уроке;
личностные УУД: формируем умение:
- высказывать предположения, отвечать на вопросы;
- оценивать усвоенный материал;
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Время реализации урока: 45 минут.
Основные этапы урока:
№ п/п
Этапы урока
Дидактические функции
Деятельность учащихся
Время
1.
Организационный момент
Настраивание на урок
Приветствуют учителя и гостей
2 мин.
2.
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
Формулирование учебной проблемы
Определяют то, чем будут заниматься на уроке; выполняют дыхательную гимнастику; формулируют тему урока
10 мин.
3.
Открытие нового знания
Развитие умения выделять звук [ш] в слове и записывать его соответствующей буквой ш
Знакомятся со звуком [ш]; знакомятся с печатной буквой ш; знакомятся с письменной строчной буквой ш; прописывают элементы буквы ш, букву ш; читают слоги и слова с буквой ш; находят букву ш в словах
30 мин.
4.
Итог урока, рефлексия
Завершение урока, самооценка
Подводят итог урока; оценивают себя и свою деятельность
3 мин.
Технологии, методы: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
Ход урока:
Этапы урока
Формирование УУД
1. Организационный момент.
(Слайд 1)
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
- Ребята, мы начинаем урок обучения грамоте. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте гостей. Присаживайтесь.
Коммуникативные УУД
2. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
1) Побуждающий диалог.
- Сегодня к нам пришла одна гостья.
(Слайд 2)
-
Звучит фонограмма «Песня Шапокляк».
- Узнали? Вот эта героиня у нас в гостях. Но пришла она не одна. Посмотрите.
-
На доске: рисунок Шапокляк, звуковичок с восклицательным знаком.
- Сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых знаний, так как звуковичок не одет, на нём нет буквы.
- Что необычного заметили у звуковичка? (Восклицательный знак)
- Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Это нам и предстоит сегодня открыть - новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков.
2) Дыхательная гимнастика.
- Какой звук будем «открывать», узнаете из языковой разминки.
(Слайд 3)
Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
Как шумит лес? (Ш-ш-ш)
Как гусь шипит? (Ш-ш-ш)
3) Подведение к формулированию темы.
- Знакомы ли мы с таким звуком?
- Сформулируйте тему урока. (Звук [ш], буква ш)
(Слайд 4)
- Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?
-
Дети ставят задачи:
1) узнать про новый звук и новую букву;
2) научиться писать новую букву;
3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
3. Открытие нового знания.
1) Знакомство с новым звуком.
(Слайд 5)
- Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? (Он согласный, при произношении встречает преграду)
- Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (Мягкий или твёрдый, звонкий или глухой)
- Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (Надеваем наушники, произносим звук и слушаем)
- Надеваем чёрную шляпку на звуковичка. (Учитель приклеивает на доске)
(Слайд 6)
- А чтобы узнать бывает звук [ш] твёрдым или мягким, мы послушать, как он звучит в словах. Для этого Шапокляк приготовила вам задание «составить схемы слов: штаны, шар, мыши». (3 человека работают у доски)
- Дайте характеристику нового звука. ([ш] - твёрдый)
- Что мы можем сделать с башмачком? («Надеваем» синий башмачок)
- Может быть, в других словах этот звук произноситься мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произноситься, твёрдо или мягко?
-
Учитель читает стихотворение:
(Слайд 7)
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
Был ничей, а будет наш.
- Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].
- Звук [ш] всегда твёрдый. («Надеваем» второй синий башмачок)
- Так чем же новый звук отличается от других звуков? (Он всегда твёрдый)
- Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране. Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.
(Слайд 8)
- Откройте пропись на с. 26. «Оденьте» звуковичка.
2) Знакомство с печатной буквой ш.
- Звук [ш] обозначается буквой ш.
-
Показ печатной буквы ш.
(Слайд 9)
- Что напоминает вам эта буква?
- Прочитайте стихотворение. (1 ученик читает стихотворение)
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
3) Знакомство с письменной строчной буквой ш.
- Наша следующая задача - научиться писать строчную букву ш. Но для начала проведем пальчиковую гимнастику «Шарик».
(Слайд 10)
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
(Слайд 11)
- Рассмотрите табло в прописи на с. 26. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?
- Я напишу эту букву под счёт: раз - и - два - и - три - и. (Показ на доске)
- Напишите пальчиком на своей ладошке (под счёт), в воздухе (под счёт).
(Слайд 12)
- Посмотрите правильное написание буквы ш на экране.
- Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (Одинаковое)
-
Дети пишут под счёт на табло сначала элементы буквы, потом сами буквы. (Учитель на доске)
- Пропишите 1 строку в прописи. (Учитель на доске)
- Самостоятельно напишите наклонные палочки синей ручкой, букву ш зелёной ручкой (2 строки). (Учитель на доске 1 строку)
- Рассмотрите иллюстрацию в прописи на с. 26. Поразмыслите и отыщите 5 вещей на букву «ш». (Ширма, шар, штаны, шутник, башмаки)
- Молодцы! Теперь немного отдохнем и проведем игру «Кто самый внимательный?» В этой игре мы будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова - приседаете, если в конце слова - кружитесь, если в середине - хлопаете в ладоши.
(Слайд 13)
Шуба, кошка, карандаш, машина, шарф, лягушка, мышь, шкаф.
4) Написание слогов.
- Прочитайте про себя слоги на с. 27 вашей прописи и обведите слоги с буквой ш.
- Вы научились писать новую букву?
5) Чтение по Букварю.
-
Разучивание скороговорки.
- Чтобы хорошо произносить шипящие звуки, разучим чистоговорки.
(Слайды 14, 15, 16)
Ша - ша - ша - мама моет малыша.
Шу - шу - шу - я письмо пишу.
Аш - аш - аш - у Наташи карандаш.
-
Чтение слогов.
- Самостоятельно прочитайте слоги и слова в букваре на с. 80.
(Слайд 17)
- Теперь хором прочитаем слоги на слайде.
- Для того, чтобы ближе познакомится с буквой ш и словами, в которых она встречается. Я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Азбука-малышка».
(Слайды 18, 19)
- Назовите слова, начинающиеся со слога ша, шу, ше, шо, ши.
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
4. Итог урока, рефлексия.
- Чему мы хотели научиться? Нам это удалось?
- У кого были затруднения? Какие?
- Давайте Шапокляк преподнесём подарок. А какой, отгадайте:
(Слайд 20)
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (Шары)
- Почему именно этот предмет мы дарим? (Начинается со звука [ш], который мы сегодня изучили)
(Слайд 21)
- Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, подарите зелёный шарик, если были трудности, но вы с ними справились - подарите жёлтый шарик, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться - подарите красный шарик.
(Слайд 22)
- Урок закончен. Спасибо за урок!
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
(Слайд 23)
-
Смотрим мультфильм «Шапокляк» на перемене.
8