- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование по ИЗО 2 класс (Школа 2100)
Планирование по ИЗО 2 класс (Школа 2100)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котельникова Ю.Е. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Искусство (ИЗО)
Пояснительная записка
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пост гать окружающий мир. Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности. Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Содержание программы
Занятие 1 (1 ч), стр. 4-7 учебника. Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике.
Выполнение заданий в учебнике.
Занятие 2 (1 ч), стр. 8-9 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради. Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.
Занятия 3-4 (2 ч), стр. 10-11 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради.
Продолжение изучения техники аппликации на примере работ
А. Матисса. Понятие о силуэте.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради.
Коллективная работа «Цветочный луг». Занятия 5-6 (2 ч), стр. 12-13 и 46-47 учебника, стр. 6-9 рабочей тетради. Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии.
Коллективная композиция «Портрет класса». Занятия 7-9 (3 ч), стр. 14-17 учебника, стр. 10-13 рабочей тетради. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр. 10-11 рабочей тетради). Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике.
Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова
(стр. 12-13 рабочей тетради). Занятия 10-11 (2 ч), стр. 18-19 учебника, стр. 14-15 рабочей тетради. Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры.
Оформление работ и организация в классе коллективной выставки
«Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика). Занятие 12 (1 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме. Занятия 13-14 (2 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради.
Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача
объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Расширение понятий об источнике света, форме, светотени
(свет, тень, полутень, падающая тень). Занятия 15-16 (2 ч), стр. 24-25, 48-49 и 60-61 учебника, стр. 24-27 рабочей тетради. Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 48-49 учебника). Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем (стр. 60 учебника). Выполнение заданий в учебнике (стр. 24-25) и в рабочей тетради (стр. 18-19). Занятия 17-18 (2 ч), стр. 26-27 и 61 учебника, стр. 20-21 рабочей тетради. Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг» (стр. 20-21 рабочей тетради). Оформление работ и организация в классе коллективной выставки
«Мой пушистый друг» Занятия 19-21 (3 ч), стр. 28-31 учебника и стр. 32-35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, ком- позиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 28-29) и в рабочей тетради (стр. 32-33). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 30-31) и в рабочей тетради (стр. 34-35). Коллективное панно «Лоскутное одеяло» (стр. 34-35 рабочей тетради). Занятия 22-23 (2 ч), стр. 32-33 учебника, стр. 26-29 рабочей тетради. Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 26-27) и в учебнике. Выполнение задания «Расписная тарелка». Занятия 24-26 (2-3 ч), стр. 34-37 и 52-53 учебника, стр. 36-37 и 42-43 рабочей тетради. Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 52-53 учебника). Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 36-37) и в учебнике (стр. 34-36). Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42-43 рабочей тетради). Занятие 27 (1 ч), стр. 38-39 и 50- 51 учебника. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета. По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) написать с натуры небольшой букет цветов в выбранном ребёнком колорите. Занятие 28 (1 ч), стр. 38-39 и 54-55 учебника. Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ
И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома. Занятия 29-30 (2 ч), стр. 42-43 и 56-57 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради. Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46-47 рабочей тетради).
Коллективная работа «Египетские письмена». Занятия 31-32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные на стр. 22-25, 30-31, 38-39 рабочей тетради.
Основные требования к знаниям и умениям на конец года:
1. Овладевать языком изобразительного искусства: • иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика); • понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит; • знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент; • уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: • учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине; • учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины. 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами; • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• аппликации;
• гравюры; • построения растительного орнамента с использованием раз- личных видов его композиции;
• различных приёмов работы акварельными красками;
• работы гуашевыми красками. 4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (городецкая роспись). 5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
Образовательная система «Школа 2100»
Тематическое планирование: искусство (ИЗО)
2 класс
Учитель: Котельникова Юлия Евгеньевна
Учебно-методический комплект:
1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс. - М. : Баласс, 2011. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
2. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2-го класса «Разноцветный мир». - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Периодичность: 1 часов в неделю
1 четверть 8 часов
2 четверть 7 часов
3 четверть 10 часов
4 четверть 7 часов
№ урока п/п
Тема урока
Количество часов
Страницы учебника
Знания, умения, навыки
УУД
Презентации, используемые материалы
Д/З
Дата
1.
Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.
1
стр. 4-7 учебника
Личностные универсальные действия: - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей; - овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные универсальные действия:
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные действия:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные учебные действия:
Бумага, мягкий простой карандаш
2.
Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов. «Бабочки-красавицы»
1
стр. 8-9 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради
Бумага, цветные карандаши
3-4
Аппликация. «Цветочный луг»
2
стр. 10-11 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради
Бумага в клетку, цветная бумага, гуашь
5-6
Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины.
«Портрет в подарок», «Портрет класса»
2
стр. 12-13 и 46-47 учебника, стр. 6-9 рабочей тетради
Фотографии, картон, шаблон рамки, цветная бумага, памятка работы с ножницами
7-9
Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера.
Развиваем наблюдательность: наброски. «Наши друзья меньшие». Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»
3
стр. 14-17 учебника, стр. 10-13 рабочей тетради
Бумага, цветные карандаши, гуашь, акварель
Изготовить «доску» для печати
10-11
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.
«Гравюра»
2
стр. 18-19 учебника, стр. 14-15 рабочей тетради
«Доска» для печати (из картофелины), бумага, гуашь, простые карандаши различной твёрдости
12 Для любознательных.
Русский лубок и его выразительные средства.
1
стр. 20-21 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради
Бумага, цветные карандаши
13-14
Рисунок. Штриховка. «Карандаш-волшебник»
2
стр. 22-23 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради
Бумага, простые карандаши различной твёрдости
Изготовить рамку-видоискатель
15-16 Натюрморт.
Твоя мастерская: рисование с натуры. «Натюрморт»
2
стр. 24-25, 48-49 и 60-61 учебника, стр. 24-27 рабочей тетради
2 композиции из неживых предметов (1 предмет, 3 предмета), рамка-видоискатель, простой карандаш, бумага
17-18
Братья наши меньшие.
Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца. «Мой пушистый друг»
2
стр. 26-27 и 61 учебника, стр. 20-21 рабочей тетради
Бумага, акварель, гуашь
19-21 Растительный орнамент.
Как получаются разные орнаменты? «Рождение орнамента», «Лоскутное одеяло»
3
стр. 28-31 учебника и стр. 32-35 рабочей тетради
Фотография веточки укропа, бумага, цветные карандаши, цветная бумага, фломастеры, гуашь, акварель
22-23 Народные промыслы России. Городецкая роспись. «Городецкая роспись»
2
стр. 32-33 учебника, стр. 26-29 рабочей тетради
Гуашь, шаблон-круг (тарелка), плотная цветная бумага или цветной картон
24-26 Весенние впечатления.
Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж. «Чудеса акварели», «Весна пришла»
3
стр. 34-37 и 52-53 учебника, стр. 36-37 и 42-43 рабочей тетради
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Бумага, акварель
27
Колорит - душа живописи. «Цветущий сад»,
1
стр. 38-39 и 50- 51 учебника
Бумага, акварель, гуашь/фломастеры, цветная бумага, памятка по работе с ножницами
28
Бытовая живопись.
1
стр. 38-39 и 54-55 учебника
Репродукции:
И.Владимиров «На уроке грамоты у дъячка», з.Серебрякова «Тата и Катя», Ф.Решетников «Опять двойка»
Придумать рассказ по картине И.Фирсова «Юный живописец»
29-30
Искусство Древне- го Египта. Древнеегипетский рельеф. «В долине Нила», «Египетские письмена»
2
стр. 42-43 и 56-57 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради
Бумага, акварель, гуашь, цветные карандаши/фломастеры
Скопировать рисунок по клеткам
31-32
Проекты.
2 стр. 22-25,
30-31, 38-39 рабочей тетради
Материалы по выбору учеников