- Преподавателю
- Начальные классы
- Правописание разделительного ь знака
Правописание разделительного ь знака
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Арсенова О.Н. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Правописание разделительного ь знака
Цель: Ознакомить с правилом употребления твердого знака
Задачи:
- закрепить знания о правописании разделительного ь знака
- познакомить с новой буквой (ъ), учить читать слова с разделительным твердым знаком.
- развивать внимание учащихся.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Орг.момент
Актуализация знаний. Вступительная беседа
физминутка
Первичное восприятие и осмысление знаний
Осмысление и закрепление знаний
Выполнение работы. Практическая часть.
Подведение итогов.
Здравствуйте, ребята!
- сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут….
- Мне пришла телеграмма от буквы, чтобы узнать от какой, возьмите конверт и попробуйте сложить из тех фигур, которые есть в конверте, букву.
- так какая же буква прислала телеграмму?
- теперь мы знаем, что телеграмму прислал мягкий знак.
Но чтобы прочитать телеграмму, мы должны выполнить 2 задания.
Распределите карточки со словами в 2 столбика.
1) Ь - показ.мягкости 2)Ь - разделительный
(Коньки, вьюга, метель, крыльцо, сосулька, вьет, воробьи, зверье, мальчик, пальчик, медведь, семья)
- молодцы, вы правильно распределили, а сейчас второе задание.
- послушайте вопрос: В какой части слова мы пишем разделительный мягкий знак?
Правильно, главное, что вы должны запомнить, что разделительный Ь пишется не после приставки, а в корне или после корня
- перед какими буквами мы пишем разделительный Ь?
- что показывает разделительный ь?
- молодцы, ребята вы хорошо справились с этими заданиями, теперь мы можем прочитать телеграмму от Ь.
- был я высоковат...
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного!-
И так согнулся я, что превратился в твердый знак.
- Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Друзья! Ваш разговор - никчёмные слова,-
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы, два брата, хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- так и помирились два разделительных знака. И Стали жить поживать, да и буквы разделять. (сгинаю вместе с учеником букву из проволоки)
- про разделительный мягкий знак вы уже знаете, сегодня на уроке мы познакомимся поближе с разделительным Ъ знаком.
- А так же узнаем, для чего он нужен, какую работу выполняет и где стоит
- произнесите слова : сел и съел
- что одинакового в этих словах?
- в чем отличие?
- правильно. Где звуков больше?
- как обозначено на письме появление этого звука?
- Можно ли знак, с помощью которого обозначается звук Й назвать разделительным?
Посмотрите на доску сравните пары слов:
Ехать-подъехать
Ёжиться-съёжиться
Юбилейный-предъюбилейный
- что общего в этих словах?
- чем различаются слова в каждой паре?
-В каком месте находится ъ?
Продолжите высказывание :
- разделительный Ъ пишется сразу после (какой части слова?) и перед…(какой частью слова?)
- откройте учебник на стр.108прочитайте то, что нужно запомнить (третий абзац снизу)
Работа по Р.Т
- Откройте Р.Т. прочитайте задание к упражнению №73.
- что нужно сделать?
- (разбираем 2 слова и соотносим в нужный столбик)
- затем ребята делают самостоятельно упражнение.
-Давайте проверим какие слова вы записали в 1 столбик?
- какие слова вы записали во 2 столбик?
№117 Прочитай задание….
Что нужно сделать?
Прочитай слова…..
- Такие слова существую в действительности?
- Как нужно изменить произношение слова, чтобы получились нормальные, настоящие слова?
- прочитайте теперь слова с разделительным твердым знаком.
- прочитай правило в рамке.
- запишите слова правильно.
Перед тем как записать слова правильно, проверьте, есть ли в этих словах приставки.
- давайте еще раз вспомним, так в чем же отличие написания разделительных знаков?
- а что общего?
Итак, с какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
- в какой части слова пишется разделительный ъ?
-Перед какими буквами пишется разделительный ъ?
- а разделительный мягкий знак?
- разделительный ъ знак показывает, что после него….
-Приветствуют
-Ь
-
Коньки, метель, крыльцо, сосулька, мальчик, пальчик, медведь
-
Вьюга, вьет, воробьи, зверье, семья
- Разделительный ь пишем в корне и после корня слова
- перед буквами
е, ё, ю, я, и.
- что буква гласного, которая за ним идет, обозначает два звука, один из которых[ Й']
Т.к выполняют одну и ту же работу
В слове съел , если убрать Ъ есть все эти буквы.
Больше звуков,разное значение слов
-В слове съел
- ъ
- Да
-один корень, т.е слова однокоренные
- во втором столбике слова с приставкой, везде есть ъ
-после приставки
1)приставки
2)корнем
При разборе слова по составу ъ включают в приставку
-прочитать слова
- Образовать слова с данными приставками и записать их в два столбика
1. объявить, предъявить, подъехать, съехать, объяснить, разъяснить
2.проявить, заявить, поехать, наехать, пояснить, выяснить
-нет
- нужно поставить ъ знак после приставки
Читают
- помни! После приставки перед корнем пишется разделительный ъ, а не ь знак!
- они пишутся в разных местах, ь- в корне и после корня,а ъ после приставок,но не после всех
Выполняют одну и ту же работу- разделяют
Написание разделительного ъ
После приставки и перед корнем
- перед ё, ю, я, е
перед ё, ю, я, е, и
-идет буква обозначающая 2 звука[ й] и э,о,у,а
1
1(аним)
2
3
4
5
6
7