Урок по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по литературе в 3 классе

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель: Раскрыть перед учащимися силу музыкального искусства, связь души человека с музыкой.

Задачи: 1. Знакомство с произведениями К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и Э. Грига «Утро».

2. Развивать умение пересказывать текст, используя авторские слова для передачи чувств.

3. Способствовать развитию умения анализировать литературное и музыкальное произведение, умение находить в тексте средства выразительности, доказывать, выделять главное.

4. Создать условия для обогащения словарного запаса и расширения кругозора.

5. Содействовать формированию умения высказывать свои мысли, вести диалог.

6. Использовать материал произведений для формирования нравственно-этических категорий личности учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая программа к уроку, карточки для групповой работы, наборы цветных квадратов для методики «Цветограмма», магнитофон, фонограмма с записью произведения Э.Грига «Утро».


Ход урока.

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональный настрой.

1 слайд. Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю взять слова известного русского поэта Евгения Евтушенко:

«Людей не интересных в мире нет!

Их судьбы - как истории планет -

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё».

- Как вы понимаете эти слова?

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы «встретимся» с великими людьми, чей жизненный путь уникален и неповторим. Это - К.Г. Паустовский и Эдвард Григ. 2 слайд Окунувшись в удивительный мир их необыкновенного творчества, мы должны почувствовать его силу, осознать связь человеческой души с искусством.

II. Операционно-исполнительский этап.

1. Подготовка к восприятию произведений.

- Что вы уже знаете о жизни и творчестве этих людей? Рассказ детей.

Справка для учителя.

Э.Григ родился в 1843 году, а умер в 1907 году. Великий композитор, дирижёр, пианист и музыкальный критик. Закончил Лейпцигскую консерваторию. Выступал с концертами как дирижёр и пианист в разных странах мира. Дружил с русским композитором П.И.Чайковским. В музыке Грига сочетались народный фольклор, народный быт и природные картины.

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в городе Москве, а умер в 1968 году. Кроме него в семье было ещё два брата и сестра. Паустовский окончил первую киевскую классическую гимназию. В 1911 написал свой первый рассказ. Паустовский сменил много профессий: был вожатым, кондуктором, рабочим на заводе, санитаром в армии, преподавателем русской литературы и журналистом. Побывал во многих уголках России, Украины, Сибири. Произведения К.Паустовского учат любить природу, быть наблюдательным, добрым, честным и уважать других.

- Эти люди жили в разное время, в разных государствах и, возможно, даже не были лично знакомы. Что же их могло объединять? Где и когда переплелись их судьбы? (Предположения детей)

- Ответить более точно на эти вопросы нам поможет произведение «Корзина с еловыми шишками». 3слайд

2. Первичное знакомство с текстом (Методика направленного чтения)

1) Беседа по названию. Предположение темы текста.

2) Чтение детьми первой части текста до слов «… осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста». 4,5,6,7слайды

3) Беседа по прочитанному.

- Что описал Паустовский в начале произведения?

- Как называется приём описания природы? (Пейзаж)

- Для чего писатели используют в тексте пейзажи? (Чтобы лучше передать чувства и состояние героя)

4) Работа в группах. «Цветограмма». Показать при помощи цвета, какие чувства вызвало у вас описание осеннего леса. Аргументировать.

5) Нахождение в тексте выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. Вывод: Так описать природу может только очень наблюдательный человек с чутким сердцем.

6) Чтение детьми беседы Дагни и Грига до слов «Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки». 8слайд.

- Как вы думаете, что Эдвард Григ решил подарить Дагни? Почему?

7) Методика «толстых» и «тонких» вопросов. 9слайд.

Справка для учителя: Тонкие» вопросы - вопросы, конкретный ответ на которые даётся в тексте произведения.

Начни со слов:

Кто…, что…, как…, где…, сколько…, какого цвета…, с кем… .

«Толстые» вопросы - вопросы, требующие собственных рассуждений, выводов.

Начни со слов:

Почему…, зачем…, что было бы, если…, согласен ли ты с... .

Учащиеся в группах составляют и записывают на карточку по одному толстому и одному тонкому вопросу по содержанию прочитанной части. Затем обмениваются и отвечают на вопросы.

Подвести к выводу, что, если бы Григ подарил музыку Дагни сейчас, то она бы не оценила этот подарок по достоинству.

8) Чтение детьми второй главы до слов «…где с давних пор поселился сверчок».

- Что вы можете рассказать об авторе, прочитав описание его жилища? (Музыка и друзья - это всё что окружало композитора)

9) Чтение детьми второй главы до конца. 10,11слайд

- Невозможно передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, но Григ пытался донести до Дагни и до нас одну важную мысль. Какую? Найдите и прочитайте в тексте.

- Как вы думаете, какие события произойдут дальше? (Предположения детей)

10) 12,13слайд Чтение учителем третьей главы до слов «Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями»

- Давайте и мы перенесёмся в этот летний сад и послушаем вместе с Дагни это прекрасное произведение. Что же расскажет вам музыка.

11) 14слайд Слушание произведения Э. Грига «Утро». Беседа после прослушивания.

- Понравилось вам произведение Э.Грига? Что вы услышали в звуках этой музыки? А что же услышала Дагни, мы сейчас узнаем.

12) Чтение учителем части до слов «Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности». 15,16,17,18слайд

- Как вы думаете, почему Дагни плакала?

13) Чтение текста до конца.

- Услышала ли Дагни то, что хотел ей сказать Григ? Что прекрасное открыл Григ Дагни? В чём проявилась щедрость его души?

14) Работа над темой и идеей произведения.

- Помогло ли нам произведение ответить на вопросы, которые возникли в начале урока? Где «встретились» два этих великих человека?

- О чём рассказал К.Паустовский в этом рассказе?

- Что же он хотел донести до нас?

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали рассказ и музыку?

- Почему прошло уже столько времени, как были созданы эти произведения, а они до сих пор нам популярны и узнаваемы?

- Что же делает людей вечными?

- Были ли Паустовский и Григ счастливыми людьми? Почему?

III. Рефлексионно-оценочный этап.

  1. Эссе. Закончите фразу «Человек счастлив, если…» 19слайд

  2. Афиширование и обсуждение эссе.

  3. Итог: Какой самый главный вывод для себя вы сделали на уроке? Чтобы быть счастливым, надо уметь думать о других.

А я хочу сегодняшний урок закончить словами ещё одного великого человека Сенеки: 20слайд

«Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»

  1. Оценивание.

  2. Домашнее задание: стр.211-218. Прочитать текст. Рассказать о музыке, которую любите слушать вы. Какие чувства она пробуждает в вас?

© 2010-2022