Конспект обобщающего урока по литературному чтению на тему: Русские народные сказки

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс.

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки".


Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, видах;

  • учить работать в группе, проявлять свои творческие способности, фантазию, развивать речь, мышление, память, наблюдательность
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: презентация, иллюстрации к прочитанным сказкам, карточки с цитатами сказок (для лотереи), карточки со словами из названий сказок, рисунок яблони, памятка для домашнего задания.

Ход урока. I. Организационный момент. II. Речевая разминка. (Презентация). а) Ваня, Ваня - простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. - К какому малому фольклорному жанру русского народного творчества можно отнести этот стишок? (Потешка). Произнесите потешку на выдохе. б) Произнеси сначала медленно, потом быстрее, потом ещё быстрее. Рыбу ловил рыболов, В реку уплыл весь улов. - К какому фольклорному жанру отнесёте эти строчки? (Скороговорка). в) Произнеси с разной интонацией. Учение и труд - всё перетрут. Учение и труд - всё перетрут! Учение и труд - всё перетрут? - К какому жанру русского народного творчества можно отнести это предложение? (Пословица). III. Актуализация знаний. - С каким жанром русского народного творчества мы знакомились несколько последних уроков? (Со сказкой). - Почему сказки, с которыми мы знакомились на последних уроках, называются русскими народными? - Кто их автор? - Как передавались сказки? - Могли ли сказки "дойти" до нас без изменений? - Почему? IV. Структура сказок. (Презентация). - Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями и попробуем построить дом-сказок. - Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин). (Слайд ) - Действия, которые происходят в сказке мы называем... (Развитием событий) (Слайд). - По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд). Задание по вариантам: 1 вариант. - Вспомните или найдите в текстах сказок и назовите устаревшие слова. ("Пуще", "кручиниться", "кудель", "перст", "око" и др.). 2 вариант. - Перечислите устойчивые выражения, которые встречались в прочитанных сказках. ("Видимо-невидимо", "накормила-напоила", "куда глаза глядят" и др.)
- Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор). - Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка). (Слайд). - Найдите в наших сказках присказки и концовки.

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» - зачины;

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - сказочная концовка, финал.
- МОЛОДЦЫ! Посмотрите какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).
V. Физминутка.
VI. Викторина по сказкам (класс делится на 5 групп). 1 задание. Работа над видами сказок. - Все сказки мы условно разделили на 3 группы: волшебные, бытовые и сказки о животных. У меня на доске записаны пословицы и есть иллюстрации к сказкам. Сейчас от каждой команды выходит 1 человек. Ребята должны будут соотнести каждую пословицу с одной из иллюстраций и определить вид сказки.

На доске.
пословицы иллюстрации к сказкам 1. Друзья познаются в беде. "Кот, Петух и Лиса" (о животных) 2. Глупый киснет, а умный всё промыслит. "Каша из топора" (бытовая) 3. Горька работа, да сладок хлеб. "Морозко" (волшебная) 4. На языке медок, а на уме ледок. "Лиса и Тетерев" (о животных) 5. Глаза боятся, а руки делают. "Гуси-лебеди" (волшебная)
Задание классу. - Объясните, какие сказки мы называем бытовыми, какие волшебными и какие сказки о животных. Приведите свои примеры. (Бытовые сказки - сказки о бедных и богатых. Высмеивают жадность, скупость, глупость.

Сказки о животных - главные герои животные, сильный защищает слабого, животные разговаривают. Волшебные сказки. Есть волшебство, волшебные предметы, герои-злодеи и герои-помощники, необычные испытания.) - Как вы думаете, а может ли сказка сочетать в себе разные виды, например, быть волшебной и о животных или о животных и бытовой?
2 задание. - Сначала я предлагаю вам вспомнить сказки, с которыми мы познакомились на уроках. От каждой группы выходит 1 человек. "Соберите" название сказок из карточек на доске. Определите вид сказки. Докажите свою точку зрения.
ГУСИ ПЕТУШОК ТОПОРА И ВЕЛИКИ ЛИСА ЛЕБЕДИ ЗЁРНЫШКО ТЕТЕРЕВ И ИЗ ГЛАЗА БОБОВОЕ У КАША СТРАХА
1. "Петушок и бобовое зёрнышко" 2. "Гуси-лебеди" 3. "У страха глаза велики" 4. "Лиса и Тетерев" 5. "Каша из топора". - У каждой команды получилось одно название сказки. Следующее задание будет связано с предыдущим.
3 задание. Составление картинного плана. На одной парте лежат рисунки, которые рисовали дети к сказкам, во время изучения всей темы. От каждой группы выходит 1 человек. Он должен выбрать рисунки только к своей сказке (название которой составил товарищ по команде).
4 задание. Лотерея. Пока ребята работают с иллюстрациями, мы с вами поиграем в лотерею. У меня в руках карточки. Я предлагаю каждой команде по очереди брать по одной карточке, читать текст, а команда должна отгадать название сказки или героев. Если название с первого раза не угадали, ход переходит к другой команде.

Тексты для карточек
В какой народной сказке одним из персонажей является лиса? 1) Репка 2)Гуси-лебеди 3) Колобок В какой народной сказке среди персонажей есть заяц? 1) Гуси-лебеди 2) Теремок 3) У страха глаза велики В какой народной сказке среди персонажей есть волк? 1) Каша из топора 2)У страха глаза велики 3) Теремок Найди героя сказки «Теремок»

  1. Гуси-лебеди
  2. Петушок золотой гребешок
  3. Мышка-норушка
Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
  1. Лиса 2)Курочка 3)Волк
Найди героя сказки «У страха глаза велики» 1) Солдат 2) Медведь 3) курочка Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»
  1. Берёза 2)Яблоня 3)Груша
Не лежалось на окошке - Покатился по дорожке. Ах ты, Петя - простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко. Колотил да колотил по тарелке носом - Ничего не проглотил и остался с носом.
Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! А дорога далека, А корзина - нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок. Отворили дверь козлята - и пропали все куда-то. Опустил он в прорубь хвост - Ну а хвост ко льду прирос.
Проверка 3 задания и краткий пересказ по картинному плану. VIII. Итог урока. Подведение итогов IX. Рефлексия. С обратной стороны доски у меня нарисована яблоня. Я предлагаю сейчас каждому из вас взять один магнит (будем считать, что это яблоко) и закрепить на яблоне. Если урок вам понравился, и у вас не осталось ни одного вопроса, то возьмите красный магнит; если урок не очень понравился, и остался хотя бы один вопрос, то возьмите жёлтый магнит; если же урок совсем не понравился, и осталось много вопросов, то возьмите зелёный магнит. X. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам сочинить свою сказку. В этом вам поможет материал нашего урока (вспомните наш дом) и памятка, которая лежит у каждого на парте. Помните, в каждой сказке добро побеждает зло. Сказка обязательно учит людей чему-либо, и выдуманный мир всегда несёт мудрую мысль.
Памятка. 1. О чём будет сказка? 2. Кто будет героем? 3. Что с ним произойдёт? Какие приключения? 4. Какие волшебные предметы будут в сказке? 5. Кто будет противостоять герою? 6. Какие устаревшие слова, устойчивые выражения ты употребишь? 7. Какой будет у тебя троекратный повтор? 8. Какую присказку ты используешь для своей сказки? 9. Как добро победит зло? 10. Какую мудрую мысль ты донесёшь слушателю?


© 2010-2022