- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира для 2 класса «Будь природе другом»
Урок окружающего мира для 2 класса «Будь природе другом»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гукова М.В. |
Дата | 27.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс / предмет | 2 класс Окружающий мир | ||
Тема | Будь природе другом.Друг и враг. | ||
Педагогическая цель | Определить влияние деятельности человека на природу.Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы)Сформировать желание сохранить и приумножать природные богатства Родины. | ||
Тип урока | Урок освоения новых знаний (ОНЗ) | ||
Планируемые результаты (предметные) | Определить и применять правила поведения в природе; обозначить их условными экологическими знаками Знать изучаемые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | ||
Личностные результаты | формировать мотивацию природоохранной деятельности; уметь применять «Правила друзей природы» в жизни; проявлять бережное отношение к природе. | ||
УУД (метапредметные) | Познавательные: создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; формулировать цель; группировать объекты, находить общее и различия; подробно отвечать на вопросы; самим задавать вопросы;соотносить объекты Коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, участвовать в групповой (парной) работе;формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, контролировать и оценивать свои действия. | ||
Оборудование | таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха», «Отдел охраны воды», «Отдел охраны почвы», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений»; толковые словари»; газета: «Мир вокруг нас»; карточки с заданиями; шаблоны знаков; тестовые и творческие задания; презентация. | ||
Дидактические моменты | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Эмоцио-нальный настрой на урок | Прозвенел звонок, То начнутся чудеса - Начинается урок! От улыбок прояснятся Я, ты, он, она - И глаза, и небеса Вместе дружная семья. Ну-ка взрослые и дети, Улыбнись соседу справа, Улыбнитесь поскорей, Улыбнись соседу слева. Чтобы стало на планете Если только улыбнуться, И светлее, и теплей! |
| |
2. Актуали-зация знаний | -Заполните кроссворд по описанию предметов: 1.Цветущее растение с нежным запахом. У которого после цветения вместо цветов появляются маленькие красные горошины. 2. Лесное растение. Цветы его по форме напоминают туфельки (башмачки). 3. Водное растение называют также "дитя солнца": его прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек. 4.Многолетнее травянистое растениелютиковых. Стебли густо покрыты листьями и лишь в нижней части голые. 5. Сумчатое млекопитающее. Научное название вида в переводе означает «сумчатое с собачьей головой». 6. Этот мощный и красивый зверь - олицетворение силы природы. Ему поклонялись как одному из символов родной земли. 7. Удивительно красивая и очень редкая птица. Человек выращивает их в специальном питомнике. Имеет другое название «стерх». 8. Этот зверь сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. 1.ландыш 5.волк сумчатый 2.венерин башмачок 6.зубр 3.кувшинка чисто-белая 7.журавль белый 4.горицвет сибирский 8.тигр амурский - Что вы можете сказать о растениях и животных нашего кроссворда? Почему? - Какие слова получились по вертикали? - Продолжите предложение: Друг - это … Враг - это … Толковый словарь - Чем по отношению друг к другу являются слова ДРУГ и ВРАГ? (антонимы) - Подберите синонимы к этим словам. Друг - Враг - Какие пословицы о дружбе вы знаете? Объясните их значение. - А в природе кто друзья, а кто враги? - А человек, это часть природы? Его можно назвать другом или врагом? Почему? - По каким действиям человека можно судить об этом? Человек - друг Человек - враг … … … … | Дети разгадывают кроссворд, дополняя сведения о животных и растениях.
Занесены в Красную книгу, потому, что находятся на грани исчезновения. Человек, близкий по интересам. Человек, стремящийся причинить вред. Товарищ, приятель. Противник, неприятель, недоброжелатель Не пожелай другу, чего себе не желаешь. Любить себя - любить друга Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В дружбе правда. Делай другу добро, да себе без беды. Дружбу помни, а злобу забывай. Старый друг лучше новых двух. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Дружба дружбой, а служба службой. Доказывают высказывания поступками человека
| |
3. Сообщение темы и целей. | - Кем по вашему должен быть человек природе? (Другом или врагом) Почему? - Какова тема урока? - М.М.Пришвина называли певец природы. Писатель не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. К сожалению, жизнедеятельность человека привела к тому, что природа переживает сегодня ужасные потрясения, которые негативно отражаются на состоянии здоровья. Все чаще и чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа... - Что означает слово "Экология". Где можно найти значение этого слова? Экология-- это наука о нашем общем доме. Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом. - Что человек должен делать для того, чтобы его дом стал еще прекраснее? Стать природе другом ли брать от нее все возможное? - Охрана растений и животных - проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе? - Что мы с вами сможем сделать сейчас на уроке? ОЦЕНКА | Дети выдвигают свои гипотезы
"Экос" в переводе с греческого языка означает "дом", "логос" - "учение, наука".Знакомятся с научным термином "Экология" Соблюдать правила поведения в природе. Составить памятку и запомнить «Правила друзей природы» Оформить газету «Мир вокруг нас» | |
4.. Усвоение новых знаний Практичес-кая работа
| Работа с газетой «Мир вокруг нас» То, что вы видите - газета. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Её странички с экологическими проблемами зовут нас на помощь. Наш класс - комитет по охране природы, каждая группа - отдел, который отвечает за свой сектор. - Корреспонденты получите задание. -А кто это - корреспонденты? Найдите значение этого слова. - Помогите корреспондентам решить экологические задачи. Музыкальная пауза Корреспонденты знакомят класс с результатами работы отделов, а вы слушайте внимательно и дополняйте. Вывод: - Так кем же должен быть человек природе (другом или врагом)? | В классе работают 5 корреспондентов (дети подготовлены заранее). Каждый корреспондент садится со своей группой, делает сообщение и задаёт проблемный вопрос. Сначала все корреспонденты делают свои сообщения, а затем идёт обсуждение в группах по 7 минут. Правила записываются и помещаются в газету под рубрикой «Мы друзья природы». ОЦЕНКА | |
5. Первичное закрепление. | Послушайте стихотворение и отметьте ошибки в поведении детей. - Проверим, какие «Правил друзей природы» вы запомнили. 1. Соотнесите начало и конец правил 2. Отметьте галочкой те правила, которые вы можете выполнять. 3. Узнайте животных со страниц красной книги, соотнесите их с названиями
- Возьмите шаблон и оформите экологический знак к одному правилу из памятки. Постарайтесь, чтобы в группе знаки не повторялись. Поменяйтесь знаком с соседом. На обратной стороне подпишите правило, изображенное на знаке. | Работа с тестовым заданием на карточках. ОЦЕНКА Оформление экологических знаков. Дети в парах меняются знаками и соотносят их с правилами. ОЦЕНКА | |
6. Итог урока | - Давайте подведем итоги нашей работы - На какой вопрос мы нашли ответ на уроке? (Человек - это друг природы?) - Почему он должен быть другом? ( От него зависит экологическая безопасность планеты) - Что для природы можем сделать мы с вами? (Соблюдать правила. А главное - своими действиями не наносить ей вреда.) - Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного? |
| |
7. Рефлексивно-оценочный. | - В наших руках и оценить свою работу на уроке. Заштрихуйте нужный пальчик на «Ладони».
| Песня «Не дразните собак! » муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского. | |
8. Домашнее задание |
4. Напишите сочинение - миниатюру «Я - защитник природы». |
Музыкальная пауза Если б только - только - только, И пускай у этой речки, Если б только на планете, И пускай в зеленой роще, Если б только все земляне И пускай в лесу тенистом Все живое берегли, Слышен гомон птичьих стай, То возможно - можно - можно, И запомни - помни - помни, То наверно - верно - верно, Что беречь природу надо, Книги Красной точно - точно Всем на этом белом свете Никогда б не завели! Ты, как можешь, помогай! Припев: А-а, здравствуйте, Горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, Реки вот такой ширины! А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зеленый попугай! А-а, и зеленый попугай!
Стихотворение С.Михалкова «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
-
Эй, ребята! - крикнул Дима,
-
Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
Правила отдела по охране воздуха:
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. В комнате нужно выращивать комнатные растения.
4. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко. Они должны устанавливать очистные сооружения или фильтры.
Правила отдела по охране воды:
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.
3.Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Заводы и фабрики должны устанавливать фильтры или очистные сооружения.
Правила отдела по охране почвы:
1.Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет) Перерабатывать его.
2. Не допускать пожаров. (сгорает верхний плодородный слой)
3. Правильно разводить костер в лесу, не оставлять его непотушенным.
Правила отдела по охране растений:
1. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
2. Не ломать ветки деревьев. 3. Не вырывать грибы.
4. Не разводить костры.
Правила отдела по охране животных:
1. Главное правило - не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. 2. Не шуметь в лесу. 3. Не трогать яйца птиц. 4. Не брать диких животных домой. 5. Не разрушать муравейники. 6. Не разорять гнезда. 7. Не уничтожать ужей, жаб и т.д.
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели в) буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно б) расспрошу об этом учительницу в) не пойду
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился в) закопал бы в землю
5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили
Если бы все были такими же как вы, ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное - не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.