Урок окружающего мира для 2 класса «Будь природе другом»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс / предмет

2 класс Окружающий мир

Тема

Будь природе другом.Друг и враг.

Педагогическая цель

Определить влияние деятельности человека на природу.Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы)Сформировать желание сохранить и приумножать природные богатства Родины.

Тип урока

Урок освоения новых знаний (ОНЗ)

Планируемые результаты (предметные)

Определить и применять правила поведения в природе; обозначить их условными экологическими знаками

Знать изучаемые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Уметь: объяснять экологические знаки; выполнять правила поведения в природе.

Личностные результаты

формировать мотивацию природоохранной деятельности; уметь применять «Правила друзей природы» в жизни; проявлять бережное отношение к природе.

УУД (метапредметные)

Познавательные: создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; формулировать цель; группировать объекты, находить общее и различия; подробно отвечать на вопросы; самим задавать вопросы;соотносить объекты

Коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, участвовать в групповой (парной) работе;формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, контролировать и оценивать свои действия.

Оборудование

таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха», «Отдел охраны воды», «Отдел охраны почвы», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений»; толковые словари»; газета: «Мир вокруг нас»; карточки с заданиями; шаблоны знаков; тестовые и творческие задания; презентация.

Дидактические моменты

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Эмоцио-нальный настрой на урок

Прозвенел звонок, То начнутся чудеса - Начинается урок! От улыбок прояснятся Я, ты, он, она - И глаза, и небеса Вместе дружная семья. Ну-ка взрослые и дети, Улыбнись соседу справа, Улыбнитесь поскорей,

Улыбнись соседу слева. Чтобы стало на планете

Если только улыбнуться, И светлее, и теплей!


2. Актуали-зация знаний

-Заполните кроссворд по описанию предметов:

1.Цветущее растение с нежным запахом. У которого после цветения вместо цветов появляются маленькие красные горошины.

2. Лесное растение. Цветы его по форме напоминают туфельки (башмачки).

3. Водное растение называют также "дитя солнца": его прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.

4.Многолетнее травянистое растениелютиковых. Стебли густо покрыты листьями и лишь в нижней части голые.

5. Сумчатое млекопитающее. Научное название вида в переводе означает «сумчатое с собачьей головой».

6. Этот мощный и красивый зверь - олицетворение силы природы. Ему поклонялись как одному из символов родной земли.

7. Удивительно красивая и очень редкая птица. Человек выращивает их в специальном питомнике. Имеет другое название «стерх».

8. Этот зверь сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей.

1.ландыш 5.волк сумчатый

2.венерин башмачок 6.зубр

3.кувшинка чисто-белая 7.журавль белый

4.горицвет сибирский 8.тигр амурский

- Что вы можете сказать о растениях и животных нашего кроссворда? Почему?

- Какие слова получились по вертикали?

- Продолжите предложение:

Друг - это …

Враг - это …

Толковый словарь

- Чем по отношению друг к другу являются слова ДРУГ и ВРАГ? (антонимы)

- Подберите синонимы к этим словам.

Друг -

Враг -

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Объясните их значение.

- А в природе кто друзья, а кто враги?

- А человек, это часть природы? Его можно назвать другом или врагом? Почему?

- По каким действиям человека можно судить об этом? Человек - друг Человек - враг

… …

… …

Дети разгадывают кроссворд, дополняя сведения о животных и растениях.



Занесены в Красную книгу, потому, что находятся на грани исчезновения.

Человек, близкий по интересам.

Человек, стремящийся причинить вред.

Товарищ, приятель.

Противник, неприятель, недоброжелатель

Не пожелай другу, чего себе не желаешь. Любить себя - любить друга

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В дружбе правда.

Делай другу добро, да себе без беды. Дружбу помни, а злобу забывай.

Старый друг лучше новых двух. Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Дружба дружбой, а служба службой.

Доказывают высказывания поступками человека


3. Сообщение темы и целей.

- Кем по вашему должен быть человек природе? (Другом или врагом) Почему?

- Какова тема урока?

- М.М.Пришвина называли певец природы. Писатель не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое.

К сожалению, жизнедеятельность человека привела к тому, что природа переживает сегодня ужасные потрясения, которые негативно отражаются на состоянии здоровья. Все чаще и чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа...

- Что означает слово "Экология". Где можно найти значение этого слова?

Экология-- это наука о нашем общем доме. Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

- Что человек должен делать для того, чтобы его дом стал еще прекраснее? Стать природе другом ли брать от нее все возможное?

- Охрана растений и животных - проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе? - Что мы с вами сможем сделать сейчас на уроке? ОЦЕНКА

Дети выдвигают свои гипотезы


"Экос" в переводе с греческого языка означает "дом", "логос" - "учение, наука".Знакомятся с научным термином "Экология"

Соблюдать правила поведения в природе.

Составить памятку и запомнить «Правила друзей природы»

Оформить газету «Мир вокруг нас»

4.. Усвоение новых знаний

Практичес-кая работа


Работа с газетой «Мир вокруг нас»

То, что вы видите - газета. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Её странички с экологическими проблемами зовут нас на помощь.

Наш класс - комитет по охране природы, каждая группа - отдел, который отвечает за свой сектор.

- Корреспонденты получите задание.

-А кто это - корреспонденты? Найдите значение этого слова.

- Помогите корреспондентам решить экологические задачи.

Музыкальная пауза

Корреспонденты знакомят класс с результатами работы отделов, а вы слушайте внимательно и дополняйте.

Вывод: - Так кем же должен быть человек природе (другом или врагом)?

В классе работают 5 корреспондентов (дети подготовлены заранее).

Каждый корреспондент садится со своей группой, делает сообщение и задаёт проблемный вопрос. Сначала все корреспонденты делают свои сообщения, а затем идёт обсуждение в группах по 7 минут.

Правила записываются и помещаются в газету под рубрикой «Мы друзья природы».

ОЦЕНКА

5. Первичное закрепление.

Послушайте стихотворение и отметьте ошибки в поведении детей.

- Проверим, какие «Правил друзей природы» вы запомнили.

1. Соотнесите начало и конец правил

2. Отметьте галочкой те правила, которые вы можете выполнять.

3. Узнайте животных со страниц красной книги, соотнесите их с названиями


- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки - они круглой формы и в красной окантовке.) - Сережа и Надя придумали несколько простых правил для друзей природы. Посмотрите, назовите правила, которые они обозначают.

- Возьмите шаблон и оформите экологический знак к одному правилу из памятки. Постарайтесь, чтобы в группе знаки не повторялись.

Поменяйтесь знаком с соседом. На обратной стороне подпишите правило, изображенное на знаке.

Работа с тестовым заданием на карточках.

ОЦЕНКА

Оформление экологических знаков. Дети в парах меняются знаками и соотносят их с правилами.

ОЦЕНКА

6. Итог урока

- Давайте подведем итоги нашей работы

- На какой вопрос мы нашли ответ на уроке? (Человек - это друг природы?)

- Почему он должен быть другом? ( От него зависит экологическая безопасность планеты)

- Что для природы можем сделать мы с вами? (Соблюдать правила. А главное - своими действиями не наносить ей вреда.) - Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
- Сегодня мы еще раз прочувствовали, что из нас. Мы должны беречь природу. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Все в наших руках!



7. Рефлексивно-оценочный.

- В наших руках и оценить свою работу на уроке. Заштрихуйте нужный пальчик на «Ладони».


Песня «Не дразните собак! » муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

8. Домашнее задание

  1. Выполните любое домашнее задание.

  2. 1. Прочитайте стихотворение С.Михалкова «Прогулка». Придумать и зарисовать знаки нарушенных правил поведения в лесу.

  3. 2. Придумать и зарисовать знаки поведения на лугу, на реке, в лесу.

  4. 3. Узнайте, какие заповедники есть в нашей местности.

4. Напишите сочинение - миниатюру «Я - защитник природы».

Музыкальная пауза Если б только - только - только, И пускай у этой речки, Если б только на планете, И пускай в зеленой роще, Если б только все земляне И пускай в лесу тенистом Все живое берегли, Слышен гомон птичьих стай, То возможно - можно - можно, И запомни - помни - помни, То наверно - верно - верно, Что беречь природу надо, Книги Красной точно - точно Всем на этом белом свете Никогда б не завели! Ты, как можешь, помогай! Припев: А-а, здравствуйте, Горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, Реки вот такой ширины! А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зеленый попугай! А-а, и зеленый попугай!

Стихотворение С.Михалкова «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

  • Эй, ребята! - крикнул Дима,

  • Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,
    Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!


Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.

И остались на поляне у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.

Правила отдела по охране воздуха:

1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.

2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

3. В комнате нужно выращивать комнатные растения.

4. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко. Они должны устанавливать очистные сооружения или фильтры.

Правила отдела по охране воды:

1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.

2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.

3.Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Заводы и фабрики должны устанавливать фильтры или очистные сооружения.

Правила отдела по охране почвы:
1.Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет) Перерабатывать его.

2. Не допускать пожаров. (сгорает верхний плодородный слой)

3. Правильно разводить костер в лесу, не оставлять его непотушенным.

Правила отдела по охране растений:
1. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

2. Не ломать ветки деревьев. 3. Не вырывать грибы.

4. Не разводить костры.

Правила отдела по охране животных:
1. Главное правило - не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. 2. Не шуметь в лесу. 3. Не трогать яйца птиц. 4. Не брать диких животных домой. 5. Не разрушать муравейники. 6. Не разорять гнезда. 7. Не уничтожать ужей, жаб и т.д.

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу

2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

а) покормлю птенца б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели в) буду наблюдать издали

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно б) расспрошу об этом учительницу в) не пойду

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?

а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик

б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился в) закопал бы в землю

5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

А) почти все знаю, но хотел бы знать больше Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше

В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили

Если бы все были такими же как вы, ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное - не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.


© 2010-2022