Конспект по окружающему миру на тему: Восточно-Европейская равнина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока I. Организационный момент. Вы готовы, друзья, наблюдать? Выводы делать и рассуждать? Путешествие ждет впереди, К новым знаниям надо идти. Н а б л ю д е н и я з а п о г о д о й: прогноз погоды на сегодня. - Слово предоставляется синоптикам (дети отмечают температуру воздуха, направление ветра, облачность, осадки). Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. А. Плещеев Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. По-разному рождается у человека чувство любви к родине. II. Актуализация знаний. - Рассмотрите схему:

климат + почва → растительность + животные

↓ ↓

природные зоны - условия жизни человека - Дайте название данной схеме. (Природные связи земли.) - Что в природных связях является причиной, а что следствием? (Климат формирует почву, а они вместе - растительный мир, и все вместе: почвы, климат и растительный мир - это животный мир. А все эти факторы вместе определяют особенности природной зоны.) - Сколько природных зон вы знаете? (5.) Назовите их. (Ледяная пустыня, тундра, лес, степь, песчаная пустыня.) III. Работа по теме урока. 1. В в е д е н и е в т е м у. - Как вы думаете, в облике какой природной зоны преобладают черты, обязанные своим происхождением человеку? Ответ обоснуйте. (Могут быть два варианта ответа - лес и степь. Я думаю, что это лес, так как человек вырабатывает из древесины до 20000 видов изделий, а это значит, что вырубаются огромные площади леса, еще больше леса гибнет в пламени пожаров. Мне кажется, что это степь. Ведь люди в первобытном обществе «променяли» лесную жизнь на жизнь в степи. Охота сменилась скотоводством и земледелием. Степь стала их «постоянным домом». Я согласен, что степь. На ровном месте легче построить город, не надо предварительно вырубать лес. Наш город тоже вырос в степной зоне.) - Раньше наше государство называлось не Россия, а Древняя Русь. Стоит отметить, что именно в степной зоне поселились предки восточных славян, отсюда началась история Древней Руси. Где именно поселились предки восточных славян? Покажите на карте. (Восточно-Европейская равнина.) - Послушайте текст-описание этой природной зоны. - Она находится в умеренном климатическом поясе. Лето здесь длинное, жаркое, очень сухое. Почва - чернозем. (Это не лес. Деревьям нужна влага, они не вынесут длинного и жаркого лета. В лесу не самые плодородные почвы. Значит, эта зона - степь.) 2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у. Дети самостоятельно читают статью в учебнике, затем анализируется ее усвоение. - Что такое степь? (Это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.) - Интересно, что в русской лексикографии слово «степь» отмечено лишь в начале ХVII века. Происхождение этого слова до сих пор неизвестно. - Вспомните план изучения природной зоны (материал предыдущего урока). - Что может о степной зоне рассказать географическая карта? (Расположена к югу от лесной зоны, в умеренном климатическом поясе, на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, небольшая зона, меньше тундры и зоны лесов.) - Почему зона степей на западе Европы не доходит до побережья Атлантического океана? (Близость океана, ветры, которые несут осадки, почва другая, значит, и растения другие.)

Конспект по окружающему миру на тему: Восточно-Европейская равнина.Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е «Синичка».

Раз, два, три, четыре, Встаньте все пошире! Приглашайте птичку, Синюю синичку. Пять, шесть, семь, восемь, Разгулялась осень. Залетай к нам, птичка, Синяя синичка. (Ходьба на месте.) (Ноги на ширине плеч, руки в стороны.) (Махи: левая нога - правая рука; правая нога - левая рука.) (Ходьба на месте.) (Прыжки на месте.) (Приседания - 2 раза.) (Сесть за парты.)
- Какой климат свойствен этой местности? (Климат степи континентальный, засушливый. Зима короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Все время дуют сильные ветры, случаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.) - Подумайте, чем же все-таки степь могла очаровать первобытных людей. (Большие открытые пространства; очень красива весной.) Почему? (Яркое весеннее солнце растопило снег и напоило талыми водами землю. Она ожила, покрылась нежной зеленью и зацвела.) 3. Р а б о т а п о р а б о ч е й т е т р а д и. - Представьте, что вы художники. Как бы вы нарисовали степь весной? (Светло-зеленая нежная зелень и яркие разноцветные цветы.) - Откройте рабочую тетрадь на с. 26. Нарисуйте, как вы представляете степь весной. А теперь сравните собственные рисунки и картины «Степь цветет». Красиво? Какие чувства вы испытываете? (Радость, восторг.) 4. Х а р а к т е р и с т и к а с е з о н н ы х и з м е н е н и й. - Ранней весной, когда только-только сошел снег, степь прямо вспыхивает желтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы (показывает иллюстрации). И все это цветение исчезает в течение одной-двух недель. Остаются лишь злаки: ковыли, типчак, тонконог. И они потом пропадают, а к середине лета степь выгорает так, что трудно себе представить, какой она была весной. - Посмотрите на гербарии растений, растущих в степи ранней весной, и растений, растущих там в течение лета. Сравните их. (Разные корни, разное строение листьев и цветов.) В природе ничего не бывает просто так. Попробуйте объяснить, почему такое строение у растений. (Весной распускаются раннецветущие растения, у них есть подземные хранилища питательных веществ - луковицы и корневища. Эти растения цветут всего две-три недели, а все остальное время спят под землей.) - Это происходит из года в год. Как называются эти растения еще? (Многолетними.) Почему растения, цветущие летом, выглядят совсем по-другому? (Мелкие цветы, длинные корни, узкие листья помогают растениям жарким сухим продолжительным летом.) 5. Р а с ш и р е н и е п р е д с т а в л е н и й о с т е п и. - Каким цветом на карте природных зон изображена зона степей? (Желтым.) Есть ли степная зона на других материках? (Есть.) (Показывает картину «Саванны»). - Это степь Африки. Как она называется? Кто знает? На разных континентах степь имеет разные названия: в Северной Америке - прерии; в Южной Америке - пампа, или пампасы, а в тропиках - льянос. Аналогом южноамериканских льянос в Африке и в Австралии является саванна. В Новой Зеландии степь называется туссоки. 6. Р а б о т а в г р у п п а х п о з а к р е п л е н и ю. - У вас на партах лежит таблица «Степь». Ваша задача - заполнить те графы, которые сможете.

Признаки зоны степей

Значение признаков зоны степей

1. Что такое степь?

Степь - это царство трав. Среди них есть злаки

2. Географическое положение

К югу от лесной зоны на Восточно-Европейской
и Западно-Сибирской равнинах

3. Климат

Континентальный, засушливый

4. Растительность

Раннецветущие, засухоустойчивые, многолетние

5. Животные

6. Занятия людей


- На что похожа таблица? (На план изучения природной зоны.) - Вы смогли заполнить всю таблицу? (Нет.) IV. Итог. - Давайте проверим заполнение таблицы. - На следующем уроке мы продолжим изучение степной зоны. Попробуйте ответить на вопрос: почему основными представителями животного мира степей являются грызуны? - Какое бы задание вы хотели выполнить дома? (Подготовить дополнительный материал о растениях степи, прочитать о саванне, приготовить рассказ о степной зоне по таблице.) Все задания очень интересны. Выберите, что вам нравится. - Посмотрите, на стенде «Эрудит» появились новые вопросы для любознательных по теме «Степь». Итоги конкурса подведем, как обычно, после изучения данной темы. Читайте, отвечайте, выигрывайте! В о п р о с ы д л я л ю б о з н а т е л ь н ы х: - Где у кузнечика ухо? (На ноге.) - Самая высокая трава на земле. (Бамбук.) - Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Одинаковой длины.) - Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза.) Домашнее задание: прочитать текст в учебнике; выполнить задание 42 в рабочей тетради.


© 2010-2022