- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по ОПК Зачем творить добро
Конспект урока по ОПК Зачем творить добро
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Контанистова Т.А. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель урока:
создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических
категориях. Прийти к осмыслению понятия «Зачем творить добро?» с точки зрения православия.
Задачи урока:
Формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения учащимися, обусловленного принятыми в
обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
Развитие способностей открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
Воспитание стремления к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию
ответственности за их результаты.
Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во «Просвещение», 2013г.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Раздаточный материал: лист-заготовка «Синквейн», корзина, листы со словами: ДОБРО, созидает, любит, помогает, радостно, красиво, мирно .
Перечень используемых на уроке ЭОР:
1. Презентация к уроку.
2. Музыкальный файл : песня «Добрым быть совсем не просто».
Планируемые результаты уровня ЗУН учащихся:
- личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
- предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Формы работы учащихся на уроке: беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, работа в группах- составление синквейна, работа с поговорками, чтение наизусть стихотворений,сочинѐнных самими учащимися, сочинения о добре, сообщения на тему урока, мини-исследование по теме урока, участие в учебном диалоге.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Планируемые результаты
1. Организационный момент
Приветствие учителем обучающихся .
- Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
Учащиеся рассаживаются на свои места.
Самоопределе-
ние.
2. Мотивация учебной деятельности.
Постановка проблемы.
3. Формирование темы и целей урока.
4.Актуализация знаний
5. Открытие новых знаний- исследование проблемы.
6. Физкультминутка.
7. Открытие новых знаний:
-работа по учебнику.
8. Закрепление изученного:
-самостоятельная творческая работа в парах;
- беседа
-самостоятельная творческая работа в группах;
-работа с поговорками.
9.Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.
10.Домашнее задание (по выбору)
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А о чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами. Из рассыпанных букв составьте слова и вы узнаете тему нашего урока.
(Слайд 1).
- Да, тема нашего разговора: «Зачем творить добро?» (Слайд 2)
- Для начала я вам предлагаю разобраться, а что такое добро, которое потрогать нельзя, но мы о нем слышим, его ощущаем, чувствуем? Что говорят про человека, который делает другому человеку добро?
- Не так давно вы писали сочинения на тему: «Что такое добро?» Пусть ответом на мои вопросы станут выдержки из ваших работ…
- На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем и как его достичь.
Какой синоним слову «счастье» есть в церковнославянском языке? (Слайд 3)
- Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.
А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо» вы знаете?
В русском языке мы используем только некоторые из них. Благополучие, благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благонадежный, благонравный, благословение, благоухать, благочестивый и др. Давайте узнаем немного больше о значении некоторых из них.
Слайд 4) Творить - благодарить.
- Когда человек делает добрые дела, он благо творит.
(Щелчок) Помощь, подарок - это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится соей любовью. (щелчок) Он отдает часть своего
значении некоторых из них.
(Слайд 4). Творить -благодарить.
-Когда человек делает добрые дела, он благо творит. Благотоворящий человек делится своей любовью
сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. частью своего сердца - счастливым. Когда человек отвечает любовью - он благо дарит.
(Слайд 5). Дыхание любви.
-Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать. Посмотрите как мы дышим?
-Мы вдыхаем воздух в легкие и выдыхаем его. Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е. чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и отдавать его. Иначе она погибнет (щелчок)
- Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка?
-Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь.
Вот также и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела - дела любви.
(Слайд 6) Благодарность.
-Кто из ближних больше всего творит вам добро, ничего не требуя взамен?
-Наши родители.
Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия?
-Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного?
-Отличие благодарного человека - это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.
Должны ли мы стремиться к благодарности за свои добрые дела?
Слушаем притчу о подлинной благодарности.
(Слайд 7) Притча.
Один селянин гнал на мельницу осла, нагруженного зерном. Тяжелый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.
Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.
- Это не трудно, любезный, - ответил проезжий. -Когда вы кого -нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаются в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность.
Анализ притчи
-Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность?
-Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. (Щелчок) Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро - это приумножение этого добра.
-Давайте откроем учебник на стр.68 (Слайд 8)
Сегодня на уроке нам предстоит еще узнать:
-Как подражают Христу?
-Чему радуются святые?
Древняя легенда рассказывает, как апостол Петр пришел в Рим.
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.
Работа с текстом.
-Давайте прочтем эту легенду.
Анализ текста.
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города?
-Как с ними поступили?
-Почему Петр решил покинуть Рим?
-Что это за странник повстречавшийся Петру?
-Что спросил пораженный Петр у Христа?
-Что ответил Христос?
Как поступил Петр в минуту тяжких преследований?
-Для чего, с какой целью Петр решил вернуться в опасный для жизни город?
-Можно сказать, что Петр подражал Христу и благодарен ему за подвиг?
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро, возможно даже рискуя своей жизнью?
- Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
Такое состояние человека называют самоотверженность. (Слайд 9)
Как вы понимаете смысл этого слова? (щелчок)
Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
-Так как же люди подражают Христу?
Теперь давайте поразмыслим, чему радуются святые?
(Слайд 10)
-Сейчас нам предстоит выяснить, а что такое добро для христианина? Поможет разобраться в этом вопросе Силантьев Павел, который провел мини-исследование по данной теме.(Слайд 11)
-Добро- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.
Это понятие многогранно:
-добро- это хорошие поступки, добрые дела;
-добро- качества человека.
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Объясните, что вы относите к полезному, приятному и истинному добру.
(Слайд 12) Понять другого.
-Все обратили внимание на то, что в реальной жизни не бывает все только хорошее, приятное, а рядом с «белой» жизненной полосой идет черная. Как вы думаете, почему?
-Представьте себе, что вы никогда не ели хлеба, а только пирожные и торты. Сможете ли понять, что торт слаще хлеба? (щелчок)
-А теперь представьте, что вы никогда не мокли под дождем. Сможете ли вы почувствовать то же, что и промокший человек? (щелчок)
-Представьте себе человека, который всегда, каждую минуту и каждый день ощущает себя счастливым. У него каждую секунду от радости и восторга «сердце выпрыгивает из груди»… Как вы думаете, он смог бы заметить проблемы и трагедии других людей? Смог бы он понимать их и помогать им? Так хорошо или плохо то, что в нашей жизни чередуются обычные минуты со счастливыми?
-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?
- Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним. Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.
(слайд13). Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро- то что служит сохранению и развитию жизни, зло- есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.»
(Слайд 14)
Составьте синквейн по теме нашего разговора:
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол.
Предложение!
Существительное!
-В наш век стремительных перемен нужно быть сильным, волевым, но не следует забывать о добре.
Важно сохранить это ценное качество - способность делать добро! Сколько пословиц и поговорок придумал народ о добре!
-Сейчас я вам предлагаю собрать корзину ДОБРА, для этого вам нужно закончить фразы:
-Зло разрушает, Добро … созидает,
-Зло ненавидит, Добро … любит,
-Зло топит, Добро… помогает,
- Зло хмурится, Добро… радуется,
-Зло уродливо, Добро … красиво,
- Зло враждебно, Добро… мирно,
-Зло раздражается, Добро… спокойно,
-Зло задирается, Добро… миролюбиво,
-Зло злопамятно, Добро… прощает,
-Зло гнусно, Добро … свято.
-Давайте творить добро!
-Ребята, что вы узнали нового на уроке?
-Какое открытие вы сделали для себя?
Закончите фразу: «Творить добро нужно для того, чтобы…..»
Заключительное слово учителя
-Категории «добро» и «зло» - вечные, но выбор между ними делает сам человек.
-Итак , давайте творить добро и в большом, и в малом! И пусть наша корзина с ДОБРОМ становится с каждым днем полнее!
(Звучит песня «Добрым быть совсем не просто»)
(Слайд 15)
- Расскажите близким о пройденной теме и подумайте, какое благо вы можете сотворить для них;
- подберите пословицы о доброте или притчу;
-сделайте рисунок, аппликацию или поделку на пройденную тему.
Учащиеся из рассыпанных букв составляют слова, затем называют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Чтение учащимися отрывков из сочинений
Учащиеся отвечают:
-Благо.
Учащиеся отвечают, называя сложные слова, начинающиеся на благо.
Учащиеся дышат
Учащиеся отвечают
Учащиеся отвечают:
-Родители.
Учащиеся отвечают
Учащиеся отвечают
Чтение притчи подготовленным учащимся.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся закрыв глаза слушают медленную музыку.
Чтение легенды учащимися по цепочке.
Анализ текста.
-Христианин.
-Арестовали, казнили.
-Он был христианином.
-Христос.
-Куда ты идешь, Господи?
-Я иду в Рим.
-Вернулся в город.
-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»
-Да Петр был благодарен Христу.
-Христос и Петр.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Выступление с мини-исследование по теме «Что такое добро для христианина?» Силантьева Павла.
Работа в парах:
(полезное - посадил дерево;
приятное - сделал подарок;
истинное- помог человеку в беде)
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают
Учащиеся размышляют, пытаются найти точные характеристики.
Учащиеся работают в группах, составляют синквейн. Затем по 1 учащемуся от каждой группы произносят и синквейн.
10 учащихся выходят к доске с заранее написанными словами:
Созидает, помогает и т.д. у одной девочки в руках корзина с надписью «Добро»
Учащиеся, все вместе заканчивают фразу, а учащиеся, стоящиеся у доски, показывают поочередно верный ответ, напечатанный на листе бумаги.
Ответы детей, самооценка своей деятельности.
Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать.
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства ее осуществления. Выделение существенной информации.
Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.
Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. Формирование навыков смыслового чтения.
Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.
Умение сотрудничать друг с другом в паре, умение слушать и слышать.
Умение сотрудничать друг с другом в группе, умение слушать и слышать. Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Самооценка деятельности.