Конспект урока по ОПК Зачем творить добро

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока:

 создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических

категориях. Прийти к осмыслению понятия «Зачем творить добро?» с точки зрения православия.

Задачи урока:

 Формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения учащимися, обусловленного принятыми в

обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

 Развитие способностей открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.

 Воспитание стремления к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию

ответственности за их результаты.

Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во «Просвещение», 2013г.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Раздаточный материал: лист-заготовка «Синквейн», корзина, листы со словами: ДОБРО, созидает, любит, помогает, радостно, красиво, мирно .

Перечень используемых на уроке ЭОР:

1. Презентация к уроку.

2. Музыкальный файл : песня «Добрым быть совсем не просто».

Планируемые результаты уровня ЗУН учащихся:

- личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

- предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Формы работы учащихся на уроке: беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, работа в группах- составление синквейна, работа с поговорками, чтение наизусть стихотворений,сочинѐнных самими учащимися, сочинения о добре, сообщения на тему урока, мини-исследование по теме урока, участие в учебном диалоге.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент

Приветствие учителем обучающихся .

- Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

Учащиеся рассаживаются на свои места.

Самоопределе-

ние.

2. Мотивация учебной деятельности.

Постановка проблемы.

3. Формирование темы и целей урока.



4.Актуализация знаний





5. Открытие новых знаний- исследование проблемы.

















6. Физкультминутка.

7. Открытие новых знаний:

-работа по учебнику.













8. Закрепление изученного:

-самостоятельная творческая работа в парах;

- беседа







-самостоятельная творческая работа в группах;



-работа с поговорками.



9.Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.



10.Домашнее задание (по выбору)

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А о чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами. Из рассыпанных букв составьте слова и вы узнаете тему нашего урока.

(Слайд 1).

- Да, тема нашего разговора: «Зачем творить добро?» (Слайд 2)

- Для начала я вам предлагаю разобраться, а что такое добро, которое потрогать нельзя, но мы о нем слышим, его ощущаем, чувствуем? Что говорят про человека, который делает другому человеку добро?

- Не так давно вы писали сочинения на тему: «Что такое добро?» Пусть ответом на мои вопросы станут выдержки из ваших работ…

- На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем и как его достичь.

Какой синоним слову «счастье» есть в церковнославянском языке? (Слайд 3)

- Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.

А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо» вы знаете?

В русском языке мы используем только некоторые из них. Благополучие, благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благонадежный, благонравный, благословение, благоухать, благочестивый и др. Давайте узнаем немного больше о значении некоторых из них.

Слайд 4) Творить - благодарить.

- Когда человек делает добрые дела, он благо творит.

(Щелчок) Помощь, подарок - это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится соей любовью. (щелчок) Он отдает часть своего

значении некоторых из них.

(Слайд 4). Творить -благодарить.

-Когда человек делает добрые дела, он благо творит. Благотоворящий человек делится своей любовью

сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. частью своего сердца - счастливым. Когда человек отвечает любовью - он благо дарит.

(Слайд 5). Дыхание любви.

-Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать. Посмотрите как мы дышим?

-Мы вдыхаем воздух в легкие и выдыхаем его. Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е. чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и отдавать его. Иначе она погибнет (щелчок)

- Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка?

-Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь.

Вот также и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела - дела любви.

(Слайд 6) Благодарность.

-Кто из ближних больше всего творит вам добро, ничего не требуя взамен?

-Наши родители.

Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия?

-Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного?

-Отличие благодарного человека - это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

Должны ли мы стремиться к благодарности за свои добрые дела?

Слушаем притчу о подлинной благодарности.

(Слайд 7) Притча.

Один селянин гнал на мельницу осла, нагруженного зерном. Тяжелый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.

Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

- Это не трудно, любезный, - ответил проезжий. -Когда вы кого -нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаются в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность.

Анализ притчи

-Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность?

-Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. (Щелчок) Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро - это приумножение этого добра.

-Давайте откроем учебник на стр.68 (Слайд 8)

Сегодня на уроке нам предстоит еще узнать:

-Как подражают Христу?

-Чему радуются святые?

Древняя легенда рассказывает, как апостол Петр пришел в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

-Давайте прочтем эту легенду.

Анализ текста.

-Понравилась легенда?

-Кого обвинили в поджоге города?

-Как с ними поступили?

-Почему Петр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил пораженный Петр у Христа?

-Что ответил Христос?

Как поступил Петр в минуту тяжких преследований?

-Для чего, с какой целью Петр решил вернуться в опасный для жизни город?

-Можно сказать, что Петр подражал Христу и благодарен ему за подвиг?

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро, возможно даже рискуя своей жизнью?

- Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют самоотверженность. (Слайд 9)

Как вы понимаете смысл этого слова? (щелчок)

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

-Так как же люди подражают Христу?

Теперь давайте поразмыслим, чему радуются святые?

(Слайд 10)

-Сейчас нам предстоит выяснить, а что такое добро для христианина? Поможет разобраться в этом вопросе Силантьев Павел, который провел мини-исследование по данной теме.(Слайд 11)

-Добро- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.

Это понятие многогранно:

-добро- это хорошие поступки, добрые дела;

-добро- качества человека.

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Объясните, что вы относите к полезному, приятному и истинному добру.

(Слайд 12) Понять другого.

-Все обратили внимание на то, что в реальной жизни не бывает все только хорошее, приятное, а рядом с «белой» жизненной полосой идет черная. Как вы думаете, почему?

-Представьте себе, что вы никогда не ели хлеба, а только пирожные и торты. Сможете ли понять, что торт слаще хлеба? (щелчок)

-А теперь представьте, что вы никогда не мокли под дождем. Сможете ли вы почувствовать то же, что и промокший человек? (щелчок)

-Представьте себе человека, который всегда, каждую минуту и каждый день ощущает себя счастливым. У него каждую секунду от радости и восторга «сердце выпрыгивает из груди»… Как вы думаете, он смог бы заметить проблемы и трагедии других людей? Смог бы он понимать их и помогать им? Так хорошо или плохо то, что в нашей жизни чередуются обычные минуты со счастливыми?

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?

- Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним. Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.

(слайд13). Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро- то что служит сохранению и развитию жизни, зло- есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.»

(Слайд 14)

Составьте синквейн по теме нашего разговора:

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение!

Существительное!

-В наш век стремительных перемен нужно быть сильным, волевым, но не следует забывать о добре.

Важно сохранить это ценное качество - способность делать добро! Сколько пословиц и поговорок придумал народ о добре!

-Сейчас я вам предлагаю собрать корзину ДОБРА, для этого вам нужно закончить фразы:

-Зло разрушает, Добро … созидает,

-Зло ненавидит, Добро … любит,

-Зло топит, Добро… помогает,

- Зло хмурится, Добро… радуется,

-Зло уродливо, Добро … красиво,

- Зло враждебно, Добро… мирно,

-Зло раздражается, Добро… спокойно,

-Зло задирается, Добро… миролюбиво,

-Зло злопамятно, Добро… прощает,

-Зло гнусно, Добро … свято.

-Давайте творить добро!

-Ребята, что вы узнали нового на уроке?

-Какое открытие вы сделали для себя?

Закончите фразу: «Творить добро нужно для того, чтобы…..»

Заключительное слово учителя

-Категории «добро» и «зло» - вечные, но выбор между ними делает сам человек.

-Итак , давайте творить добро и в большом, и в малом! И пусть наша корзина с ДОБРОМ становится с каждым днем полнее!

(Звучит песня «Добрым быть совсем не просто»)

(Слайд 15)

- Расскажите близким о пройденной теме и подумайте, какое благо вы можете сотворить для них;

- подберите пословицы о доброте или притчу;

-сделайте рисунок, аппликацию или поделку на пройденную тему.

Учащиеся из рассыпанных букв составляют слова, затем называют тему урока и записывают ее в тетрадь.



Чтение учащимися отрывков из сочинений

Учащиеся отвечают:

-Благо.

Учащиеся отвечают, называя сложные слова, начинающиеся на благо.





Учащиеся дышат

Учащиеся отвечают



Учащиеся отвечают:

-Родители.

Учащиеся отвечают

Учащиеся отвечают

Чтение притчи подготовленным учащимся.





Учащиеся отвечают.



Учащиеся закрыв глаза слушают медленную музыку.



Чтение легенды учащимися по цепочке.

Анализ текста.

-Христианин.

-Арестовали, казнили.

-Он был христианином.

-Христос.

-Куда ты идешь, Господи?

-Я иду в Рим.

-Вернулся в город.

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

-Да Петр был благодарен Христу.

-Христос и Петр.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Выступление с мини-исследование по теме «Что такое добро для христианина?» Силантьева Павла.



Работа в парах:

(полезное - посадил дерево;

приятное - сделал подарок;

истинное- помог человеку в беде)

Учащиеся отвечают.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся отвечают

Учащиеся размышляют, пытаются найти точные характеристики.

Учащиеся работают в группах, составляют синквейн. Затем по 1 учащемуся от каждой группы произносят и синквейн.

10 учащихся выходят к доске с заранее написанными словами:

Созидает, помогает и т.д. у одной девочки в руках корзина с надписью «Добро»

Учащиеся, все вместе заканчивают фразу, а учащиеся, стоящиеся у доски, показывают поочередно верный ответ, напечатанный на листе бумаги.

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать.









Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства ее осуществления. Выделение существенной информации.

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.











Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. Формирование навыков смыслового чтения.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.











Умение сотрудничать друг с другом в паре, умение слушать и слышать.







Умение сотрудничать друг с другом в группе, умение слушать и слышать. Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.



Самооценка деятельности.



© 2010-2022