Урок по окружающему миру Удмуртия-наш край родной

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Данный урок - первый, в разделе «Родной край - часть большой страны» по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир», УМК «Школа России». Количество учащихся в классах нашей школы небольшое -5-7 человек, поэтому и специфика работы на уроке несколько отличается от больших классов. В частности, по данной теме учащиеся предлагают не больше 7-8 вопросов и все успевают за урок рассказать свою работу по карточкам (Приложение № 1). Предлагаемое мною лото на стадии Рефлексии тоже выполнено по количеству учащихся, но для больших классов, конечно же, будет разумнее эти варианты повторить, а не готовить отдельно на каждого. Лото выполнено в следующей форме: карточки-основы с вопросами (они выделены курсивом) выполняются на цветных листах (типа «Радуги»), а ответы - на белых листах и разрезаются. В таком в двухцветном варианте хорошо видно, где ответы, а где вопросы. Карточки с вопросами выбирают учащиеся сами, а ответы разложены по партам в хаотичном порядке по 3 штуки. Таким образом, ребята могут найти правильный ответ у себя или на другой парте (это и дополнительная небольшая физминутка). Учащимся нравится работать с лото, я его применяю на различных уроках.


































Цели: 1. Критическое осмысление и обобщение уже имеющейся и новой информации об Удмуртской Республике. 2. Совершенствование умений продуктивного чтения. 3. Воспитание уважительного, патриотического отношения к своей Родине.
Задачи: - познакомить с географическим положением Удмуртии, промышленностью, растительным и животным миром; - формирование умения работать с политико-административной картой России; - развитие умения задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; - развитие умения вести диалог в паре, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата; - формирование ценностного отношения к известным людям республики, памятникам природы и культуры.
Приёмы: Вопросительные слова, Образ темы, ИНСЕРТ, синквейн.
Стадия Вызова. 1. Учитель предлагает послушать стихотворение удмуртской поэтессы Ашальчи Оки: О, родная земля: Лес, покосы, поля! Я люблю неспроста Эти наши места… - О чём это стихотворение? (о Родине) 2. Послушайте фонограмму. Что это за отрывок? (гимн УР) 3. Как вы думаете, почему я предложила вам послушать гимн УР, прочитала стх. удмуртской поэтессы Ашальчи Оки? (на уроке будем говорить об Удмуртии) 4. Да, сегодня мы поговорим о нашей республике. Скажите, какие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово Удмуртия? Ученики называют свои ассоциации, которые учитель записывает на доске в таблицу.
Вопросительные слова Ключевые слова Какой? Сколько? Что? Кто? Для чего? Почему? Как?

5. Используя ключевые слова и уже знакомые вам вопросительные слова, придумайте и запишите свои вопросы по этой теме. Каждый самостоятельно записывает свои вопросы. Затем вопросы обсуждаются в паре, из них выбираются наиболее важные и интересные, например: - Кто прославил удмуртскую землю? -Сколько городов в нашей республике? - Что производят в республике? - Кто является автором герба, флага, гимна? - Какие крупные реки протекают по территории республики?


Стадия Содержания. 1. У вас возникло много интересных и важных вопросов. Давайте попробуем ответить на них. Начнём нашу работу с карты (карта РФ) - Кто может показать на ней нашу республику? - Каким цветом она обозначена? - В каком направлении от Москвы находится? - Что ещё можно узнать об Удмуртии с помощью этой карты? 2. Каждый ученик самостоятельно читает текст (Приложение №1), делая карандашом по ходу чтения пометки: «V» - уже знал, подтвердилось; «+» - новое; «?» - непонятно, есть вопросы. После чтения каждый заполняет таблицу:
«V» - уже знал «+» - новое «?» - есть вопросы



3. После чтения организуется беседа по пометкам: сначала в парах, затем в классе. Учащиеся проговаривают то, что они знали раньше и узнали нового (каждый по своей карточке, при этом опираются на записи в своих таблицах). Затем при наличии пометок «непонятно», учитель организует объяснение трудных вопросов темы, непонятных слов: сначала на вопросы своих товарищей отвечают сами ученики, а в случае затруднений - на помощь приходит учитель.
Стадия Рефлексии. 1. Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили на уроке ответов? Как же мы можем получить эти ответы? (Поискать дополнительную информацию в Интернете, в энциклопедиях, справочниках).
2. Проводится игра «Раздели на две группы». На столе лежат различные предметы, которые необходимо разделить на 2 группы и объяснить свой выбор (коллективная работа), как вариант - при возможности - эту же работу можно выполнить на интерактивной доске: - изображение 2 гербов (российский и удмуртский); - 2 флага (российский и удмуртский); - портреты президента - В. В. Путина и главы УР -А.В. Соловьева; - 2 карты (России и Удмуртии); - 2 куклы (в удм. национальном костюме и в светском наряде); - фото с видом на Кремль в г. Москве и президентскую резиденцию в г. Ижевске; - 2 книги (А.С. Пушкина и К.Герда).
3. Игра «Лото» (Приложение № 2)
Домашнее задание. 1. Если остались вопросы, на которые не получили ответы, то найти на них ответы. 2. Составить синквейн по изученной теме: Удмуртия.








Приложение № 1.

Карточка № 1


Площадь Удмуртии составляет 42 060 квадратных километров. По величине территории она превосходит многие государства Европы - Швейцарию, Нидерланды, Бельгию. Удмуртия расположена в лесной природной зоне, на территории Восточно-Европейской равнины. На севере и западе граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермским краем, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге - с Татарстаном. В Удмуртии чётко выражены четыре времени года, тёплое лето и продолжительная холодная зима. В Удмуртской Республике наиболее распространены месторождения нефти, каменного угля, торфа, различных строительных материалов (песок: стекольный, строительный; гипс, известняк, глина, гравий и т.д.), минеральные краски, минеральные воды и грязи. Удмуртия - одна из немногих территорий, где разведан минерал волконскоит, из которого делают зелёную краску. Металлическими рудами республика бедна, к тому же их качество низкое. Встречаются железные, марганцевые, медные руды. Большое значение имеют минеральные воды. В Алнашском районе работает курорт «Варзи-Ятчи». Здесь используются минеральные воды и лечебные грязи для поддержания здоровья людей. Также имеются минеральные источники «Увинский» в санатории «Ува» и «Новоижевский» на территории санатория «Металлург».

Карточка № 2


Территорию Удмуртии с древних времён образно называют «край родниковый». На её территории насчитывается около 7000 больших и малых рек, более 800 прудов, много болот и ещё больше родников. Самые крупные реки - Кама, Вятка, Чепца, Кильмезь, Иж и другие. Все они начинаются с родников. Самая крупная река - Кама. С давних пор Кама была связана с жизнью удмуртского народа. Она была дорогой в Поволжье, Центр, на Урал, на юг России. С ней связано возникновение промышленности в Удмуртии, развитие городов Сарапул, Воткинск и Камбарка. В 1961 году у города Чайковского построена гидроэлектростанция и сооружено водохранилище. Каму называют рекой - труженицей, по ней сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров. К сожалению, водоохранные зоны часто нарушаются и приводят к загрязнению воды хозяйственными, бытовыми и промышленными отходами, которые содержат труднорастворимые вещества. Поэтому так важно правильно использовать и охранять водные ресурсы в нашем крае.















Карточка № 3


Лес - основное природное богатство Удмуртии. Большую часть составляют хвойные леса, остальную - лиственные и смешанные. В северной части республики в основном растут ель, пихта, рябина, черёмуха. На возвышенных участках растут сосновые леса. В отдельных местах встречаются искусственные насаждения сибирского кедра, выращенного из семян. На юге республики распространены пихта, липа, клён, вяз, лиственница. На вырубках встречаются дуб, берёзовые и осиновые леса. Леса Удмуртии богаты ягодами: земляникой, малиной, смородиной, рябиной, черникой, брусникой. Много разнообразных грибов. На территории Удмуртии произрастает более 120 видов лекарственных растений. Наиболее известны валериана, ромашка, пижма, зверобой, душица, чистотел, череда. Есть и ядовитые растения. Для сохранения отдельных видов растений создаются заповедные зоны, национальные парки. Особо охраняемые территории: национальный парк «Нечкинский», природные парки «Каракулинское Прикамье», «Шаркан».

Карточка № 4


Животный мир характерен для лесной зоны. В настоящее время в республике обитает 49 видов млекопитающих. На севере и в центральных районах республики встречается бурый медведь. Повсюду встречается волк. Типичные хищники нашего края - рыжая лисица, чёрный хорь, куница, норка европейская, горностай, барсук и ласка. В лесах живёт рысь. Среди травоядных самый крупный представитель лесной зоны - красавец лось. Он распространен по всей республике. Также в нашем крае постоянно живёт кабан. Богат и разнообразен мир птиц, их более 150 видов. Большинство из них перелётные: дрозд, соловей, грач, скворец и другие. В хвойных лесах живут клёсты, глухари. Многие птицы гнездятся у водоёмов: утки, кулики, чайки, серая цапля, выпь, чёрный аист, серый журавль. Встречаются и хищные птицы - сокол-сапсан, беркут, скопа, филин, ушастая сова. Водоёмы богаты рыбой. Их около 40 видов. Во многих реках водятся норка и выдра, ондатра и бобр.




















Приложение № 2

Карточка № 1

В нашей республике… районов

25
В республике около…больших и малых рек


7000 Как называется минерал, разведанный в республике, из которого делают зелёную краску

ВОЛКОНСКОИТ .

Карточка № 2


Самая крупная река Удмуртии


КАМА

Как называются заповедные зоны, созданные в республике для сохранения отдельных видов растений и животных



«НЕЧКИНСКИЙ», «КАРАКУЛИНСКОЕ ПРИКАМЬЕ», «ШАРКАН»

С какими территориями граничит Удмуртия


С Кировской областью, с Пермским краем, с республикой Башкортостан и Татарстан


Карточка № 3


Как называются города Удмуртии


Ижевск, Глазов, Воткинск, Сарапул, Можга, Камбарка



Какова площадь республики



42 060 кв. метров


Кто автор герба и флага Удмуртии




Юрий Лобанов










Карточка № 4



На какой равнине находиться Удмуртия




Восточно-Европейская равнина


Какой цветок является символом Удмуртии



италмас (купальница европейская)


Кто является главой республики




А.А. Волков


Карточка № 5


Самый известный автомат, выпускаемый в Ижевске




автомат М.Т. Калашникова


В какой природной зоне находится Удмуртия



лесная зона


Самое крупное травоядное животное, обитающее на территории республики



лось


Карточка № 6


Как называется курорты УР, где лечат минеральными водами и лечебными грязями




«Варзи-Ятчи», «Ува», «Металлург»



Какие ягоды растут в наших лесах


малина, земляника, черника, брусника, смородина, рябина


Столица Удмуртии




ИЖЕВСК



© 2010-2022