- Преподавателю
- Начальные классы
- Связь универсальных учебных действий с учебными предметами
Связь универсальных учебных действий с учебными предметами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аплоченко Е.М. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Связь универсальных учебных действий с учебными предметами
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Формирование УУД создаёт возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приёмов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Литературное чтение. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных - с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение - осмысление, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих УУД: - смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; - самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; - эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; -действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; - эмоционально-личностной дицентрации на основе отождествления себя героями произведений, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; - умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; - умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя; - умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; - умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Математика. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочка действий по задачам), систематизация и структурирование заданий, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Необходимо отметить, что в современной учебной литературе для начальной школы содержатся варианты заданий на отработку отдельных компонентов приёма решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию. Например: «Сколько лап у трёх жуков?». Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуется знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Во многих учебниках математики имеются задания по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам и схемам надо составить задачи или примеры). Формирование моделирования как УУД осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Прежде чем овладеть этими системами, ребёнок должен принять идею означивание и понять её на произвольно заданной символике. В настоящее время учебники используют произвольную символику с разными функциональными нагрузками. Начиная с 1 класса вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно); формулировки заданий (проведи линию, выпиши цифры, обведи, раскрась и т.п.); рисунки для выделения объектов отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы). Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и лучшего их понимания. Русский язык. Этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил строения слова и предложении, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Для отработки действия моделирования необходима организация деятельности учащихся. С учётом возраста наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и текстов, отражающих близкие опыту ребёнка реальные жизненные ситуации. Технология. Развивающий потенциал учебного предмета обоснован следующими позициями:
- Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы УУД.
- Значением УУД моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу. В ходе решения задач на конструирование школьники учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров.
- Специальной организацией процесса планомерно-поэтапно отработки предметно-преобразовательной деятельности учащимися в генезисе и развития психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане.
- Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса