РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Риторика»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу « Риторика»МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 85»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

ПРОТОКОЛ № 1 от 29 августа 2015 г.

Руководитель МО ________ Долгова С.В.

(подпись)

СОГЛАСОВАНО _______________

(подпись)

Заместитель директора по УВР

Дубинец Л.А.

Дата 31 августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ___________________

(подпись)

Директор МБОУ СОШ № 85

Селезнёв М.Ю.

Дата 1 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу « Риторика»

для 4 класса Б

на 2015-2016 учебный год

учитель: Герасимова Галина Васильевна




Курс «Риторика» Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Книга-2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна.-Изд.-2-е, испр.-М.: Баласс,2011.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1) Нормативные документы, регламентирующие реализацию рабочей программы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 - ФЗ 29.12.2012 г.
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
  4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования от 05. 03. 2004

  5. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

  6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и внедрении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06. 10 2009 № 373

  7. Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 26. 11. 2010 г № 1214

  8. Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357

  9. Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» 02.04 2002 г. № 13-51-28/13
  10. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  11. Устав МБОУ СШ № 85

  12. Положение о внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85

  13. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 85, утверждённая на педагогическом совете - протокол №1 от 28.08.15

  14. Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85 на 2015-2016 учебный год

  15. Приказ МБОУ СШ № 85 « Об организации внеурочной деятельности» от 01. 09. 2015


2) Курс внеурочной деятельности «Риторика» (направление - общеинтеллектуальное) реализуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования и является продолжением учебного предмета « Русский язык».


3) Актуальность. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.


Цель курса: - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Задачи курса: - формирование универсальных действий на межпредметном уровне, - развитие качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского обще

4) Общая характеристика курса. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год

Количество часов в неделю - 1;

количество часов в год - 35;

количество часов в 1 четверти - 9 ч ;

количество часов во 2 четверти - 7 ч;

количество часов в 3 четверти - 11 ч;

количество часов в 4 четверти - 8 ч.

5) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)


Личностные универсальные учебные действия: курс «Риторика» является формирование следующих умений: - объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; - отличать истинную вежливость от показной; - адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; - учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; - осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; - анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; - поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: - формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; - оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; - осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; - анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; - классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; - реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; - признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; - различать описания разных стилей - делового и художественного; - продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; - анализировать словарные статьи; - реализовывать словарные статьи к новым словам; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; - воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное; - анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие; - слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; - редактировать текст с недочётами. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - различать общение для контакта и для получения информации; - учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; - уместно использовать изученные несловесные средства при общении; - определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; - называть основные признаки текста, приводить их примеры; - называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; - продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; - вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; - анализировать типичную структуру рассказа; - рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; - знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; - продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когдаикак произошло) в соответствии с задачами коммуникации; - объяснять значение фотографии в газетном тексте; - реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.


У обучающегося будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; -умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя; -представление об основных моральных нормах Обучающийся получит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им


Формы представления результатов внеурочной деятельности.


  1. Индивидуальные и групповые проекты по темам: «Я - читатель», «Речевые жанры» .

  2. Выставка работ учащихся

  3. Карта достижений учащихся в форме портфолио.

  4. Творческий отчет курса перед родительской общественностью в форме открытого занятия по теме «Люди, которые меня окружают».



Праздник «Люди, которые меня окружают». Конкурсы «Знаки вокруг нас», «Дорожные знаки». Познавательное мероприятие «Газетная информация, факты, события и отношение к ним». Развлекательное мероприятие «Вечер этикета».

Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая

Используемые методики диагностики: 1.Опросник для педагога по выявлению общей одарённости. (А.И. Савенков) 2.Опросник креативности Дж.Рензули 3.Уровень интеллектуального потенциала (Тест Д. Векслера «Диагностика структуры интеллекта»)

4.Потенциальные творческие возможности личности (Тест Е. Торренса «Диагностика креативности»)


Список литературы для учителя:


1. Программа Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -Изд.2-е, испр. - М.: Баласс, 2012).
для учащихся:

  1. Т. А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская , Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева «Риторика» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.Издательство: Ювента, Баласс 2011









































Календарно - тематическое планирование по курсу «Риторика»

на 2015-2016 учебный год
№ п/п
Тема Кол-во часов Дата Примечание

ОБЩЕНИЕ - 10ч


1 Речевая ситуация.

1

2 Учитывай, с кем, почему, для чего …общаешься.

1

3-4

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

2

5

Особенности говорения.

1

6

Речевые отрезки и паузы.

1

7

Успокоить, утешить словом.

1

8

Утешить - помочь, утешить - поддержать

1

9

Какой я слушатель.

1

10

Я - читатель.

1


ТЕКСТ- 12ч




11

Типы текстов.

1

12

Яркие признаки текста.

1

13

Абзацные отступы, завершающий абзац.

1

14

Запрет-предостережение, запрет - строгий и мягкий.

1

15

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

1

16

Знаки-символы и знаки-копии.

1

17

Опорные конспекты.

1

18

Составляем опорный конспект.

1

19

Описание - деловое ихудожественное.

Вежливая оценка.

1

20

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

1

21

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

1

22

Вступление и заключение.

1


РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ - 8 ч




23-24

Словарная статья.

2

25-26

Рассказ. Хочу рассказать.

2

27

Служба новостей, что такое информация.

1

28

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

1

29

Информационные жанры: хроника, заметка.

1

30

Подпись под фотографией.

1

ОБОБЩЕНИЕ - 5 ч




31

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

1

32

Речевые жанры.

1

33

Этикетные жанры и слова вежливости.

1

34-35

Этикетные диалоги, речевые привычки.

2
































© 2010-2022