- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья с презентацией на тему Метод проектов на уроках в начальной школе
Статья с презентацией на тему Метод проектов на уроках в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фадеенко В.И. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Слайд 1 «Метод проектов на уроках в начальной школе»
МБОУ «Ямальская школа-интернат»
Учитель начальных классов: Фадеенко Валентина Ивановна.
В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.
Слайд 2 Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектный метод - это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые являются всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.
Слайд 3 На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:
- исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
- информационные и практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Слайд 4 Проекты различают:
-по содержанию (монопредметные, межпредметные, надпредметные);
-по уровню усвоения учебного материала (текущие, итоговые);
-по формам организации (индивидуальные, групповые);
-по срокам выполнения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие -монопроектами.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Слайды 5,6,7,8
-
На уроках технологии создаем проекты: «Детская площадка», «Водный транспорт», «Океанариум», «Кукольный театр», «Выращивание рассады цветов».
-
На уроках литературного чтения: «Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину», «Сочиняем волшебную сказку», «Праздник поэзии».
-
На уроках краеведения: «Моя малая родина», «Ямальцы в годы войны».
-
На уроках математики: «Числа вокруг нас», «Задачи-расчеты», «Математика вокруг нас», «Математические сказки».
-
На уроках русского языка: «Похвальное слово знакам препинания», «Говорите правильно!», «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»», «Пословицы и поговорки», «Рассказ о слове», «Семья слов», «Составляем орфографический словарь», «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках».
-
На уроках окружающего мира: «Богатства отданные людям», «Разнообразие природы нашего края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», «Сокровища земли под охраной человечества», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Путешествие по России» и др.
Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.
Слайд 9 Памятка для учителя.
Слайд 10 Памятка для родителей.
Слайд 11 Правила презентации для ученика:
Слайд 12 Памятка для учителя по подготовке к презентации.
Слайд 13 Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя;
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- психологические коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения".
Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.