Статья с презентацией на тему Метод проектов на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1 «Метод проектов на уроках в начальной школе»

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

Учитель начальных классов: Фадеенко Валентина Ивановна.

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.

Слайд 2 Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектный метод - это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые являются всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

Слайд 3 На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:

- исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.

- информационные и практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Слайд 4 Проекты различают:

-по содержанию (монопредметные, межпредметные, надпредметные);

-по уровню усвоения учебного материала (текущие, итоговые);

-по формам организации (индивидуальные, групповые);

-по срокам выполнения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие -монопроектами.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Слайды 5,6,7,8

  1. На уроках технологии создаем проекты: «Детская площадка», «Водный транспорт», «Океанариум», «Кукольный театр», «Выращивание рассады цветов».

  2. На уроках литературного чтения: «Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину», «Сочиняем волшебную сказку», «Праздник поэзии».

  3. На уроках краеведения: «Моя малая родина», «Ямальцы в годы войны».

  4. На уроках математики: «Числа вокруг нас», «Задачи-расчеты», «Математика вокруг нас», «Математические сказки».

  5. На уроках русского языка: «Похвальное слово знакам препинания», «Говорите правильно!», «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»», «Пословицы и поговорки», «Рассказ о слове», «Семья слов», «Составляем орфографический словарь», «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках».

  6. На уроках окружающего мира: «Богатства отданные людям», «Разнообразие природы нашего края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», «Сокровища земли под охраной человечества», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Путешествие по России» и др.

Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Слайд 9 Памятка для учителя.

Слайд 10 Памятка для родителей.

Слайд 11 Правила презентации для ученика:

Слайд 12 Памятка для учителя по подготовке к презентации.

Слайд 13 Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения".

Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

© 2010-2022