- Преподавателю
- Начальные классы
- Опыт работы над проектами в начальных классах
Опыт работы над проектами в начальных классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ященко Т.В. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Проектная деятельность - относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Под словом «проект» в начальной школе понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т.п. Особенности учебных проектов младших школьников Учебные проекты в младших классах готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы. Следующий шаг - как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с первого класса. (Например, в 1-ом классе предлагаем детям проект «Моя любимая цифра». Ребёнок объясняет, почему эта цифра любимая, где чаще всего встречается, в пословицах и поговорках, сказках, об истории возникновения и т.д.) Кстати, учебный проект - прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме, обобщающий урок вполне, может проводиться в форме защиты проекта. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта. (Чтобы она прошла хорошо, можно раздать детям памятки для подготовки выступления) Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Лучшая защита проекта» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет учителю в организации внеурочной деятельности. В этих учебниках проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы: 1) сбор сведений по теме проектной деятельности; 2) работа над самими проектами. Эти два блока относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идёт работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.) При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приёмы. К таким приёмам относятся:
- Одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
- Включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта - создание энциклопедии или тематической картотеки.
- Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
- Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации и т.д.)
- Сбор информации детьми.
- Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.
- Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
- Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
- Реализация проектов.
- Презентация проектов.
Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
- Видом деятельности
- Количеством участников (индивидуальная деятельность и коллективная)
- Продолжительностью
- Количеством этапов
- Набором и иерархией ролей
- Необходимостью привлечения взрослых.
Гипотеза. Постановка проблемы. Мы живём в Пермском крае. А отдыхать стараемся ездить в другие города и страны. Почему? Неужели у нас в Пермском крае нет ничего интересного? Мы - пермяки. А много ли знаем об истории, природе, культуре родного края? Есть ли у нас места, известные всей стране? Что могла бы показать или рассказать я, приехавшим к нам родственникам из других областей? Скорее всего, и у нас в Пермском крае есть места, где можно отдохнуть, можно узнать много интересного и удивительного. Может - быть, кто-то из ребят нашего класса смог бы мне помочь? Поэтому она составила анкету и провела её среди одноклассников. Проведённый опрос показал, что ребята знают, что-то слышали, но не много по данной теме. Поэтому возникла идея создания проекта на тему «Моя Родина - Пермский край». Цель работы: узнать больше самой и рассказать другим, о том интересном, что есть в Пермском крае, где можно провести выходные дни и даже отпуск. Не обязательно ездить далеко. Рядом много загадочного, интересного и удивительного.
Были определены следующие задачи:
- Собрать сведения о флаге, гербе Пермского края, интересных местах, людях, городах.
- Изучить книги о Пермском крае.
- Съездить на экскурсии в интересные места Пермского края и рассказать о них своим одноклассникам.
Использовались такие методы и материалы: - беседы; - опрос (анкетирование); - поиск информации в Интернете; - рассказы взрослых; - экскурсии. Итогом всей работы стало создание информационной книги «Пермский край» и создание презентации с фотографиями. Ученица выступила с проектом в своём классе, и теперь все желающие могут найти нужную информацию о Пермском крае в её книге. Она пишет: «В каждом месте, где я побывала, есть что-то своё - интересное. В пещере - сталагмиты, сталактиты, «органные трубы», подземные озёра. В Хохловке - деревянные солеварни, ветряные мельницы, купеческие и крестьянские дома. Вкусные пряники с начинкой, испечённые монашками из монастыря «Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь». Я и не догадывалась о том, что у нас есть такие высокие горы, а когда поднялась на них, то увидела, как огромна и необъятна моя Родина! И это только маленькая часть того, что я узнала и увидела. У меня появилось огромное желание - ещё лучше и больше узнать о Пермском крае. (презентация) Вывод: мы всей семьёй прекрасно провели время. Я рекомендую всем побывать в этих удивительных уголках нашей родины.