Конспект урока по окружающему миру «Пустыни»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Орг.момент

В путешествиях многое можно узнать

И друзьям об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас -

Сегодня исследователем будет класс.

А чтобы тему урока узнать,

Необходимо вам ребус разгадать.

2.Сообщение темы урока.

Ребус.на доске.

-О какой природной зоне России мы сегодня будем говорить?

Все результаты ваших исследований мы будем записывать в рабочие листы.

У каждого на столе он уже лежит.

Давайте запишем тему урока. Пишет учитель на доске.

Какой вы себе её представляете?(гипотезы детей записыв.на доску)

-Что такое пустыня?

Ну это ваши представления пустыни, а вот какое определение пустыни написано в толковом словаре Ожегова.

Большое,незаселённое людьми пространство,лишённое растительности или со скудной растительностью.(читает 1 ученик)

А теперь внимание на доску (показ видеосюжета «Пустыня»).

-Увидели ли вы подтверждение своих гипотез? (на доске если правильно +,если нет -)

3.Новый материал.

Вы убедились что там есть растения,животные и живут люди.

-Как вы думаете,на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

(как приспособились растения,животные и люди к климату пустыни)

Давайте его запишем в рабочий лист.(учитель на доске)

Ну а выяснить кто из вас прав нам поможет энциклопедия.Вы будете исследователями и работа ваша будет по группам.В каждой группе по 4 человека. У каждого из вас текст для исследования и рабочие листы с заданиями.Смотрим на таблицу №1.Те группы,кому досталась статья про растения,читает её самостоятельно,разворачивается к своим товарищам и вместе с группой обсуждая, заполняет свои графы в таблице,другая группа про животных и заполняет свои графы в таблице.

1 текст:

Растения покрывают менее половины поверхности пустыни. Растения пустыни должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях, и он у них толстый. Вместо листьев у них острые колючки! Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка.У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20-30 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. Джузгун - это тоже невысокий кустарник. Травянистое растение колосняк, у него тонкие листья,чтоб испарять как можно меньше влаги. Все эти растения низкорослые из-за сильных ветров.

2 текст:

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка для защиты. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара они выходят из своих убежищ. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду и пищу, они должны быстро передвигаться.Некоторые животные впадают в спячку,чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают змеи,песчаный удавчик, он может ползать под песком,ящерица-круглоголовка. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. В пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.

Таблица №1

Условия существования

Растения

Животные

Высота от

поверхности

земли

Форма листьев

Особенности

стебля

Особенности

корня

Низкорослые

Колючки ,узкие листья

Толстый

длинные

Окраска

Дневной или

Ночной образ

жизни

Востребователь-

ность к пище и

воде

Внешний вид

(уши,величина)

Защитная

Ночной

Нетребовательны к пище,могут

впадать в спячку

Большие уши,

некрупные

Например: ил-ии

Например: ил-ии

Группа рассказывает результаты своего исследования(а другие команды слушают,дополняют и вписывают их к себе в таблицу)

Аналогично другие группы.

4.Физ минутка. Я называю растения или животное других природных зон.

Если тундры-приседаем,

леса-потянулись к потолку,

степи-наклон вперёд

(морошка, песец, липа, ковыль, кедр, хомяк, мох-ягель, типчак, белка, берёза, карликовая берёза, мухомор,

северный олень, надосиновик, полярная ива, бурый медведь)

5.Работа в парах

А теперь вам необходимо в паре с соседом определить и вписать в таблицу причины, по которым растения и животные в пустыне имеют именно такой внешний вид и образ жизни.

Таблица №2

Растения

Животные

Причины:сильный ветер,мало воды,высокая температура

воздуха

Причины:трудно спрятаться,жара,мало воды,

скудная пища

Ну и последнее о чём мы сегодня должны выяснить-это как же люди приспособились к жизни в пустыне?

-Какими отраслями сельского хозяйства занимаются люди в пустыне?

Это мы узнаем обратившись к учебнику стр.129 читаем.1 и 2 абзац.

-Что смогли сделать люди, чтобы на пустынных землях смог расти виноград, фрукты, хлопчатник?(строят каналы)

-А для чего эти каналы?(для орошения земли)

Орошение

-Что обозначает это слово-орошение? На доске:

-Как вы думаете люди хорошо придумали, нужна ли в этой зоне вода, там где её так не хватает ?(да, нет)

Вот это мы выясним, дочитав статью учебника до конца.

-Ну что узнали?

-Так хорошо или плохо, что люди стали строить каналы?(всё хорошо делать в меру)

-Вам необходимо уточнить какая же неумеренная деятельность людей привела к экологическим проблемам.

Это выясните поработав самостоятельно

Найди соответствие

Орошение подвижные пески

Неумеренный выпас скота исчезновение животных

Браконьерство много соли в почве

Проверка.

6.Итог.

-Какую природную зону сегодня исследовали?

-Как растения и животные приспособились к жизни в условиях пустыни?

-Назовите представителей растительного и животного мира?

7.Выставление оценок

8.Дом.задание.

-Узнайте какие животные и растения занесены в Красную книгу разгадав филворд.

Конспект урока по окружающему миру «Пустыни»Стр.122-134 отв.на вопросы

кто хочет-подготовит рассказ о любой отрасли сельского хозяйства, добыче любого полезного ископаемого пустыни.

© 2010-2022