Мастер-класс «Формирование УУД средствами ИКТ на примере урока литературного чтения по теме С. Есенин «Поёт зима - аукает»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Мастер- класс Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, тема которого звучит так: «Формирование УУД средствами ИКТ на примере урока литературного чтения по теме С. Есенин «Поёт зима - аукает» Цель мастер - класса: показать, как на уроке литературного чтения формируются УУД средствами ИКТ. Ход мастер - класса. 1.Организационный момент. - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. 2. Мотивация. На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Зима», « у камелька» учитель читает стихотворение.

(Звучит музыка. Учитель читает стихотворение) В.Брюсов ПЕРВЫЙ СНЕГ Серебро, огни и блестки,- Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены.

Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра! -Ребята, вы прослушали музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года» - Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании? - Какие картины природы вам представились? - О каком времени года это стихотворение? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке в новом разделе? ( о зиме)
3.Изучение нового материала
Закройте глаза и шёпотом произнесите: «З-и-м-а» Какие ассоциации у вас связаны со словом зима ?? Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? Работа с кластером. У меня на доске есть слова - помощники, выберите нужные и прикрепите к слову зима. (Работа с кластером проводится на интерактивной доске или на простой). Зима - это, наверное, то время года, которое ни кого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях. Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит. 4. Работа со стихотворением « Поёт зима - аукает»

Перед вами материал из учебника, с которым нам предстоит поработать на уроке. - Прочитайте название произведения. - Какое это произведение по жанру? (стихотворение) - Кто автор этого произведения? (Есенин) - Рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. -Как зима может петь? (шум ветра, завывание вьюги)
Предлагаю послушать звуки зимы!

В это же время двое учащихся могут приготовить презентацию из картин зимы к стихотворению 5. Знакомство учащихся с биографией Есенина. Мы сегодня встретились с зимой в творчестве замечательного поэта Сергея Есенина. Ребята а вам хотелось бы узнать о Есенине? Это задание дети могут подготовить дома. (Выступление сопровождается показом слайдов.)

6.Работа с текстом. -Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в прекрасный мир природы. Чтение по строфам Вопросы после чтения.
- Какая у Есенина получилась зима? - Как вы думаете, любит ли поэт зиму?
- Изначально у Есенина это стихотворение носило название «Воробышки». Почему поэт изменил заголовок? Поразмышляйте. - Какое название предложили бы вы?

7. ФИЗМИНУТКА. -Сейчас давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И выполним, те движения ,которые напоминают нам, как кружатся снежинки в метель.
8 . Выразительное чтение в парах.
- Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений рисует он… - Давайте в чтении попробуем передать настроение поэта. - С каким чувством будем читать о вьюге, о птичках, о весне? (о вьюге - с тревогой и печально, о птичках - с нежностью, о весне - с радостью и надеждой) - Какой темп выберем при чтении?
9. Работа с текстом. Ребята, сейчас подчеркните в тексте слова, которые помогают нам услышать звуки зимы. (поёт, аукает, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков). Проверяем с помощью интерактивной доски.(шторка) 10. Творческая работа
1) Работа с музыкальными произведениями.
- Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме много зимних красок и звуков. Можно ли сказать, что стихи Есенина музыкальны?( ответы детей)
Наверное, поэтому многие из его стихов положены на музыку. -Захотелось ли кому - нибудь из вас спеть это стихотворение. Какую бы мелодию вы подобрали( спокойную, грустную). Можно попробовать. Желающие могут исполнить.
Г.Свиридов посвятил памяти Есенина свою контату ( Георгий Свиридов контата «Поёт зима-аукает») -Послушаем.
2) Изображение зимы под музыку. Работа в парах. -Нарисуйте зиму такой,какой вы себе её представили, читая стихотворение, слушая музыку. Подведение итога Готовые работы дети по желанию вывешивают на доску и комментируют.
11. Итог урока. -Ребята, чему на уроке вы удивились? Что узнали нового? - А что бы вы сказали о Есенине - поэте, после сегодняшнего урока? - Что вы открыли для себя в его стихах?
- Хочется ли вам еще прочитать другие стихотворения о зиме С.Есенина?
12.Домашнее задание.
Выучить наизусть
Попробовать сочинить мелодию к стихам.













© 2010-2022