Урок русского языку на тему «Правописание безударных окончаний имён существительных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области

Конспект урока



Предмет: русский язык

Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных»

Класс: 4

Учитель Покшиванова Лариса Валентиновна


Цель : закреплять и обобщать знания о правописании безударных окончаний имён существительных;

Задачи:

Обучающие:

-совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных;

- усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей;

- закрепить знания об именах существительных.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость;

- развивать устную и письменную речь;

- развивать внимание, словесно-логическую память.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

-воспитывать здоровый образ жизни;

- воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.

- воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе.

Коррекционные:

- откорректировать пробелы в знаниях по теме: «Безударные окончания имён существительных».

Оборудование: мультимедийный проектор, домики не доске, карточки, памятки для слабых детей.









Ход урока:

1.Орг.момент.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, шла я как-то вечером по улице и слышу разговор трёх мальчиков.

Первый говорит: « Когда я вырасту, буду суперменом». Второй мальчик рассуждает: « А когда я вырасту, то буду бетменом». Третий мальчик сказал: « А, я хочу вырасти, стать богатырём и защищать свою Родину» (слайд 3).

- Чья фраза вам больше понравилась?

- Почему?

-Назовите имена русских богатырей (картина Васнецова) (слайд 4).

- Посмотрите, какими художник изобразил богатырей?

-Как вы думаете, какое у них было здоровье?

-Чтобы стать богатырём, нужно не только крепкое здоровье, но и знания.

Сегодня на уроке мы поможем мальчику, получить знания по русскому языку, побываем в городе имен существительных и поговорим о здоровом образе жизни.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

3. Словарная работа.

Станция « Новое слово» (слайд 5)

Всему название дано - и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов Купаться ежечасно! - Каждый день мы с вами работаем с новым словом. Узнаём из словарей толкование и историю слова. И сейчас нас ждёт слово богатырь ( на доске)
4. Минутка чистописания. (слайд 6) -Какой звук вы слышите в начале слова? (б) -Дайте характеристику этому звуку. - Пропишем заглавную букву Б в соединении со строчной. -Посмотрите и вспомните правильное написание этих букв. Бб На второй строчке пропишите слово богатырь и вспомните правильное соединение букв. Богатырь(слайд 7)

  1. Сделайте морфологический разбор этого слова.
2.Детям было дано домашнее задание: найти значение слова в толковом словаре. - В разговоре людей часто можно услышать выражение: Богатырское здоровье, богатырский сон, богатырский рост. Как вы понимаете эти слова? ( рассуждения детей) - Составьте предложение со словом богатырь или богатырское здоровье( устно) Запишите предложение, данное на доске. Русский богатырь защищает родную землю. Выполните полный синтаксический разбор. -Найдите слова в предложении, в котором букв больше, чем звуков. -Найдите слова, в котором звуков больше, чем букв. -Найдите имена существительные, определите склонение и падеж.
5. Работа по теме урока. - На уроке мы с вами повторим всё, что изучали об именах существительных и закрепим правильное написание безударных падежных окончаний ( слайд 8, тема урока).
Богатыри нам покажут дорогу в город имен существительных. Впереди нас ждут задания на улице Склонений. -На улице склонений нас ждут новые слова, и мы берём с собой наше слово. - Прочитайте внимательно слова. Богатырь здоровье болезнь труд терпение зарядка олимпиада - Скажите, к какой части речи они относятся? -Докажите. -Что вы знаете об имени существительном? (слабым детям раздать схемы- помощники)
-Сколько склонений у имён существительных? -Какие существительные относятся к первому склонению? (на домики дети приклеивают окончания) - Какие существительные относятся ко второму склонению? ( работа у доски) - Какие существительные относятся к третьему склонению? ( работа у доски) -Распределите слова по своим домам (работа в тетради). -Какие существительные будут антонимами? ( здоровье-болезнь) -Какой образ жизни должен вести мальчик, чтобы его мечта сбылась? -Я прочитаю сейчас загадку, а ответ в ней подскажет нам то, что мы должны делать каждое утро. Чтобы мы никогда и ничем не болели, ( слайд 9) Чтобы щёки здоровым румянцем горели, Чтобы мы на пятёрки уроки учили, Чтобы в школе и дома мы бодрыми были, Чтобы было здоровье в отличном порядке, Всем нужно с утра заниматься ….( зарядкой) -Для чего мы должны делать зарядку? -Кто из вас по утрам делает зарядку?
Существительное « зарядка» приглашает нас на площадь падежей. Площадь падежей. - Сколько в русском языке падежей? -Просклоняйте слово зарядка ( по цепочке) В каких падежах у вас были затруднения в написании окончаний? Рп., Д.п, П.п. -Как проверить безударные окончания? Повторить окончания.
6.Физкульт. минутка Богатырь, он вот каков: показывают «силача» Он и силен и здоров, Он из лука стрелял, имитируют движения Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко, зорко наблюдал. Подрастаем мы, смотри, Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.
На площад.., на плошадк.., в город…, по болезн…,о здоровь…, на речк…, без зарядк…, на лошад…, на камн.., к аптек…
Если нужно вставить окончание -е, дети приседают. Если -и дети стоят на месте и хлопают в ладоши.
На площади падежей готовится спортивная олимпиада и висит вывеска. Запишите и правильно вставьте окончание. В здоровом тел…здоровый дух ( слайд 10). Помогите вставить нужное окончание. Объясните. - Кому принадлежит это выражение?( А.В. Суворову) (слайд 11) -Что вы знаете об этом человеке?( группе ребят было дано задание подготовить сообщение о Суворове 2-3 мин) -У вас на столах лежит текст о детстве А.В. Суворова, прочитайте его. А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье. Тайком от нян..он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик на улиц.. натирался снег…. Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк… -Спишите те предложения, в которых нужно вставить окончание (самостоятельная работа). Проверка работы. (У детей лежат памятки. Если они затрудняются, могут ими воспользоваться.) Чтобы вернуться домой, нам нужно преодолеть ещё одно препятствие. Вместе с Суворовым возвращаемся домой (слайд12). Игра « Переправа». На реке камни, на них слова.
По рек…, от рек…. на лодк.., на камн.., по дорог.., к лошад…, в мундир.., по переправ…, на мороз…, без лошад…., 1ряд отправляются вместе с Р.п. 2 ряд отправляются вместе с Д.п. 3 ряд отправляются вместе П.п. (Те ребята, которым сложно распределить слова на группы, пишут все слова подряд.)


7. Итог. Остановка « Подведи итог». -Что мы знаем с вами об именах существительных? -Как определить склонение ? - Как правильно написать безударное падежное окончание? -Что мы посоветуем мальчику, чтобы его мечта сбылась? - На что мы должны обратить внимание, чтобы быть здоровыми?
Даны слова лодка, велосипед, зарядка, футбол, олимпиада. Даны схемы. Нужно составить словосочетания.(слайд 13) 1.Плыть на ( 2скл, м.р., П.п..) 2. Заниматься на ( 1скл., ж.р., П.п.) 3. Нельзя жить без ( 1скл., ж.р., Р.п.) 4. Готовимся к ( 1 скл., ж.р.Д.п.) 8.Д/з. Написать 5 пословиц о здоровье , найти безударные окончания, объяснить их написание. (слайд 14)





















Приложение



Карточка с заданием
А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье. Тайком от нян.. он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик на улиц.. натирался снег…. Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк…

Схемы - помощники
№1 Имя существительное
часть речи кто?что? предмет изм. по числам имеет род изм. по падежам

имеет 3 скл. ж.р. на конце с шипящ.пишется ь

№2 1скл. 2 скл. 3 скл. Р.п -и, ы -а,я -и Д.п - е - у,ю -и П.п - е - е -и





© 2010-2022