Разработка программы образования доу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, что связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами; ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развиваются соотносящие и орудийные действия, что развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры - действия с игрушками и предметами-заместителями. Начинают формироваться представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность. К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы. Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает складываться, на начальной стадии развития находится самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 1.2.3. Сведения о семьях воспитанников Общее число детей в группах 104/100% (семей 100/100%) Из них: Мальчиков:53/51% Девочек:51/49% Критерии семей Полных семей 76/76% Неполных семей 24/24% Многодетных семей 5/5% Дети-инвалиды 1/1% Дети, находящиеся под опекой 3/3% Проблемные 0/0% Образовательный уровень родителей Высшее образование 42, 6% Среднее профессиональное образование 47, 2% Среднее образование 9, 6% Неполное среднее образование 0, 6% Социальный статус семьи Служащие 36, 4% Рабочие 41, 4% Военнослужащие 0, 6% Бизнесмены 4% Безработные 17, 6% Контингент воспитанников в целом социально благополучный. Преобладают дети из русскоязычных и полных семей, дети из семей рабочих. Большая часть семей имеет одного или двух детей, имеются многодетные и неполные семьи. 1.3. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Основными приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования являются: Основные направления развития детей Задачи Физическое развитие - внедрение здоровьесберегающих технологий; - совершенствование двигательных навыков дошкольников, развитие основных движений детей; - воспитание потребности у дошкольников в физическом совершенствовании; - формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни Познавательно-речевое развитие - развитие речи и форм речевого общения детей; - обеспечение работы по подготовке к обучению грамоте; - развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира; - формирование у дошкольников умения выбирать необходимую информацию; - формирование у дошкольников сенсорных, элементарных математических представлений; - формирование у дошкольников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; - развитие у дошкольников конструктивного мышления через конструирование и моделирование Художественно-эстетическое развитие - формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства; - приобщение детей к высокохудожественной литературе; - развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, художественных, изобразительных) ; - развитие детского творчества в различных видах детской деятельности Социально-личное развитие - формирование навыков культуры общения и социализации в обществе; - формирование качеств социальной зрелости личности, т. е. усвоение им нравственных общечеловеческих, национальных традиций, гражданственности; - формирование интереса к ознакомлению с культурными ценностями и историей родной страны, города. 1.4. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1.5. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) В МДОУ «Детский сад №10 «Малыш» созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности ребенка, комфортности пребывания его в дошкольном учреждении. Работа дошкольного учреждения обеспечивает каждой семье государственные гарантии доступности и равных возможностей для детей при поступлении их в школу и в полной мере отвечает запросам родителей. Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве. Образовательное пространство состоит из следующих компонентов: - образовательный процесс; - предметная - развивающая среда; - взаимодействие участников педагогического процесса. Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых умело сочетаются следующие функции: • воспитательная - развитие ценностных отношений - развитие основ мировоззрения, формирование нравственности; • образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств; • развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности; • коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей; • социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения; • оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами. В детском саду определены основные подходы построения образовательного процесса: приоритет ценностной составляющей в воспитании, приобщение к ценностям культуры; признание личностного начала в ребенке, признание его прав и свобод; признание мониторинга как достижения детей; учет влияния всех факторов социального развития (микрофакторы - ближайшее окружение; мезофакторы - этнокультурные условия; макрофакторы - общество, государство и т. д.) ; Содержание образовательной программы ДОУ направлено на изучение и создание адекватных условий для развития различных сторон познания ребенком окружающего мира. Познание, осмысление, чувственное познание духовных, социальных и природных явлений является основой приобщения дошкольников к культурным ценностям Задача педагогического коллектива детского сада так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку предлагалось осваивать знания, умения и навыки (ЗУН, адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности, что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т. е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте. При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активно применяет в своей жизнедеятельности. Владение новыми ЗУНами позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается. Таким образом, ЗУНы становятся средством развития ребенка. А в результате детской самодеятельности, на выходе из дошкольного возраста появляются новые качества необходимые для обучения в школе. В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки зрительных нарушений, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка). Основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования являются ориентиры образовательного процесса на этапе дошкольного детства, а также исходные ориентиры начального общего образования. Учебная деятельность осуществляется только в группах 6-7 лет. 1.6. Принципы и подходы к формированию образовательной программы В соответствии с положениями Закона Российской Федерации "Об образовании" Образовательная программа - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №10 «Малыш» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1, 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Программа опирается на научные принципы ее построения: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) ; - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (т. е. позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму) ; - обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра) ; - принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Образовательная программа определяет специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом государственных требований к дошкольному уровню образования, разработана индивидуально для МДОУ «Детский сад №10 «Малыш», учитывает потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Содержание образования определено в соответствии с ФГТ и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010 г.) При построении образовательного процесса используется литература в соответствии с этой основной общеобразовательной программой. При выборе методик предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития. При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится фронтально, подгруппами, индивидуально. План образовательной работы на учебный год ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: • Здоровье . Физическая культура • Социализация • Безопасность • Труд • Познание • Коммуникация • Чтение художественной литературы • Музыка • Художественное творчество 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 2.1. Структура образовательного процесса в МДОУ «Детский сад №10 «Малыш»
2.2. Соотношение содержания общеобразовательной программы и образовательных областей в МДОУ «Детский сад №10 «Малыш» Линии развития Образовательная область Разделы программы Используемые программы, методические пособия Физическое развитие Физическая культура - Развитие физических качеств - Накопление и обогащение двигательного опыта детей - Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании - Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. Конспекты занятий». М. Мозаика-Синтез, 2009 г., 2009 г., 2011 г. - Музыка О. В. «Физкультурно-оздоровительная работа: Комплексное планированиие по программе М. А. Васильевой и др. Младший, средний, старший дошкольный возраст» Волгоград: Учитель, 2010 г. - «Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов» под ред. С. Н. Теплюк. М. : Мозаика-Синтез, 2011 г. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» М. : Мозаика-Синтез, 2009 г. - Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М. : Мозаика-Синтез, 2006 г. - Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2030 г. - Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007 г. Здоровье - Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей - Воспитание КГН - Формирование начальных представлений о ЗОЖ - Л. Т. Голубева «Гимнастика и массаж в раннем возрасте». Пособие для родителей и воспитателей. М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М. : Мозаика-Синтез, 2006 г - Зацепина М. Б. «Культурно-досуговая деятельность» Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 3-7 лет» М. : Мозаика-Синтез, 2009 г. Познавательно-речевое развитие Коммуникация - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми - Развитие всех компонентов устной речи детей формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; подготовка к обучению грамоте - Практическое овладение воспитанниками нормами речи: - Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в 1 младшей, 2 младшей, средней, старше, подготовительной группах детского сада. Планы занятий» М. : Мозаика-Синтез, 2008 г., 2007 г., 2009 г., 2007 г., 2011 г. - Максаков А. И. «Правильно ли говорит Ваш ребенок» Пособие для воспитателей и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Для занятий с детьми с 2-3 лет. Наглядно-дидактическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2007 г. - В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Для занятий с детьми с 3-4 лет. Наглядно-дидактическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2007 г. - Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет» М. : Мозаика-Синтез, 2009 г. Чтение художественной литературы - Формирование целостной мира, в том числе первичных ценностных представлений - Развитие литературной речи - Приобщение к словесному искусству - В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе» Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 г., 4 -5 л., 5-7 лет» М. : «Издательство Оникс», 2006 г., 2011 г, 2006 г. Познание - Сенсорное развитие - Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструкторов; проектная деятельность - ФЭМП: количество; величина; форма ориентировка в пространстве; ориентировка во времени - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение; ознакомление с природой. - Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней, старшей, подготовительной группах» Конспекты занятий. М. : Мозаика-Синтез, 2007 г. - Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». Программа и конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2008 г. - О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в 1 мл., 2 мл., средней группах детского сада. Конспекты занятий» М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., 2008 г., 2010 г. - Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» М. : ТЦ Сфера, 2008 г. - О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром». М. : Педагогическое Общество России, 2007 г. - Арапова-Пискарева Н. А. «Формирование элементарных математических представлений» М. : Мозаика_Синтез, 2006 г. - О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл., средней, подготовительной группах детского сада. Конспекты занятий» М. :Мозаика-Синтез, 2010 г., 2011 г. - И. А. Помораеева «Занятия по формированию элементарных математических представлений» во 2 младшей, средней, старшей группах " Конспекты и планы занятий. М. : Мозаика-Синтез, 2008 г. - Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. Художественно-эстетическое развитие Музыка - Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству: слушание; пение; песенное творчество; музыкально-ритмические движения; музыкально-игровое и танцевальное творчество; игра на детских музыкальных инструментах - Зацепина М. Б. «Культурно - досуговая деятельность». Программа и методические рекомендации М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - Э. А. Тонкова «Перспективное планирование ВОР в ДОУ» (1младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) Музыкальное воспитание М. : «Восхождение», 2010 г. - Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Праздники и развлечения в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. Художественное творчество - Развитие продуктивной деятельности: рисование; лепка; аппликация - Развитие детского творчества - Приобщение к изобразительному искусству - Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2006 г. - Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. : Мозаика-Синтез, 2005 г. - Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во II младшей, средней, старшей, подготовительной группах». Конспекты занятий. М. : Мозаика - Синтез, 2008 г., 2007 г., 2009 г., 2011 г. - Баранова Е. В., Савельева А. М. «От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования» М. : Мозаика-Синтез, 2009 г. Социально-личное развитие Социализация - Развитие игровой деятельности детей: сюжетно-ролевые игры; подвижные игры; театрализованные игры; дидактические игры - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми - Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу: образ Я; семья; детский сад; родная страна; наша армия; наша планета - Н. В. Губанова «Игровая деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2006 г. - Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». Система работы в I младшей группе» М. : Мозаика-Синтез, 2008 г. - Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословнойМ. : Мозаика-Синтез, 2008 г. - Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во 2 младшей группе детского сада» М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2006 г. - Зацепина М. Б. «Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет» М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. - Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада» М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. Труд - Развитие трудовой деятельности: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд - Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - Л. В. Куцакова. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2007 г. - Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2007 г. Безопасность - Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них - Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения - Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства - Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям - К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» М. : Мозиака-Синтез, 2011 г. 2.3. Организация режима пребывания детей в МДОУ 2.4. Режим жизнедеятельности МДОУ «Детский сад №10 «Малыш»
2.5. Организация двигательного режима дошкольников МДОУ «Детский сад №10 «Малыш» Двигательная активность Продолжительность Ранний возраст (с 1, 5 до 3 лет) 1 половина дня Утренняя гимнастика 4-5 Игры-забавы 2-3 Физкультурные (музыкальные) занятия 8-10 Физкультминутка 1-2 На прогулке: закрепление ОВД 2-3 Хороводные игры 2-3 Подвижные 5 Игровые упражнения 5 2 половина дня Гимнастика после сна 4-5 Физкультминутка 1-2 На прогулке: игровые упражнения 5 Самостоятельная двигательная активность 10-12 Подвижные игры 2-3 Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) 1половина Утренняя гимнастика 6-12 Физкультурные (музыкальные) занятия 15-30 Физкультминутки 1-3 Динамическая пауза 2 Хороводные игры 5 На прогулке игровые упражнения 5 Самостоятельная двигательная активность 10 Подвижные игры 5 2 половина Гимнастика после сна 6-12 Физкультминутка 1-3 На прогулке: ТИД 10 Закрепление ОВД 5 Игры, хороводы, игровые упражнения 5 Самостоятельная двигательная активность 10 Примечание: физкультурные досуги проводятся 1 раз в месяц, 1 раз в месяц музыкальные развлечения (15-20 мин., оздоровительный бег -1 раз в неделю (5мин). 2.6. Базисный план План организованной образовательной деятельности МДОУ «Детский сад № 10 «Малыш», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания примерной основной образовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010 г.) на 2011-2012 учебный год Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Группа общеразвивающей направленности (возраст детей с 1, 5 до 2-х лет Затраченное время (мин.) «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 30 Занятие с дидактическим материалом 20 «Физическая культура» «Здоровье» Развитие движений 20 «Художественное творчество» Занятие со строительным материалом 10 «Музыка» Музыкальное 20 «Социализация» Совместная и самостоятельная деятельность «Труд» «Безопасность» Итого (мин.) 100 Всего (по нормам СанПиН 2.4.1.2660-10) (мин.) 100 1. Базовая часть (инвариантная) Федеральный компонент (обязательная 80%) Группы общеразвивающей направленности в возрасте С 2 до 3 лет С 3 до 4 лет С 4 до 5 лет С 5 до 6 лет С 6 до 7 лет 1.1. Познавательно-речевое направление развития 30 45 60 125 180 Образовательные области Непосредственно образовательная деятельность Познание Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Формирование целостной картины мира 5 5 7, 5 7, 5 10 10 25 25 30 30 Формирование элементарных математических представлений 15 20 25 60 Коммуникация Развитие речи и подготовка к обучению грамоте 10 7, 5 10 25 30 Чтение художественной литературы Развитие речи. Чтение художественной литературы 10 7, 5 10 25 30 1.2. Социально-личностное направление развития Образовательные области Непосредственно образовательная деятельность Социализация Совместная и самостоятельная деятельность Труд Безопасность Как часть занятий Формирование целостной картины мира Совместная и самостоятельная деятельность 1.3. Художественно-эстетическое направления развития 40 60 80 125 150 Образовательные области Непосредственно образовательная деятельность Музыка Музыкальное 20 30 40 50 60 Художественное творчество Рисование 10 15 20 50 60 Лепка 10 7, 5 10 12, 5 15 Аппликация - 7, 5 10 12, 5 15 1.4. Физкультурно-оздоровительное направление развития 30 45 60 75 90 Образовательные области Непосредственно образовательная деятельность Здоровье Физическая культура Физкультурное 20+10 (на прогулке) На прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнения (длительность такая же, как у обычного занятия 30+15 (на прогулке) На прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнения (длительность такая же, как у обычного занятия 40+20 (на прогулке) На прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнения (длительность такая же, как у обычного занятия 50+25 (на прогулке) На прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнения (длительность такая же, как у обычного занятия 60+30 (на прогулке) На прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнения (длительность такая же, как у обычного занятия Итого (мин.) 100 150 200 325 420 2. Вариативная часть (компонент ДОУ 20%) 2.1. Кружковая работа - 15 40 50 90 - кружок «Колокольчик» - кружок «Росинка» - кружок «Лесовичок» Итого (мин.) - 15 40 50 90 Всего (мин.) 100 165 240 375 510 Всего (по нормам СанПиН 2.4.1.2660-10) (мин.) 100 165 240 375 510 Пояснительная записка к плану организованной образовательной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Малыш», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания примерной основной образовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на 2011-2012 учебный год 1. План организованной образовательной деятельности МДОУ «Детский сад №10 «Малыш» составлен на основе содержания примерной основной образовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010 г.) в соответствии с возрастными периодами: группа общеразвивающей направленности в возрасте с 1, 5 до 2-х лет; группа общеразвивающей направленности в возрасте с 2 до 3 лет; группа общеразвивающей направленности в возрасте с 3 до 4 лет; группа общеразвивающей направленности в возрасте с 4 до 5 лет; группа общеразвивающей направленности в возрасте с 5 до 6 лет; группа общеразвивающей направленности в возрасте с 6 до 7 лет и в соответствии с: - Законом Российской Федерации «Об образовании»; - Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.06. 2011 № 91; - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; - Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В плане выделены следующие части: инвариантная и вариативная с соблюдением принципов дифференциации и вариативности. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через непосредственную образовательную деятельность. Вариативная часть направлена на проведение кружковой работы с детьми. Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью: - инвариантная часть - не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Инвариантная часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, обозначенные в пункте 3.5 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655; - вариативная часть - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Объём учебной нагрузки в течение недели определён в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1.2660-10, а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16. Инвариантная часть (Федеральный компонент) В план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области: - познавательно-речевое направление - «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»; - социально-личностное направление - «Социализация», «Труд», «Безопасность»; - художеств




© 2010-2022