Растения в домашней аптечке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект по окружающему миру

Тема: Растения в домашней аптечке

Класс: 2В

Тип урока: освоение нового материала

Цель: дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используются для лечения, рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования из лечебных свойств в домашних условиях, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, детские игрушки, гербарий, лекарственные растения, презентация, электронное приложение.

Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

  1. Самоопределение к деятельности

-Ребята, вы когда-нибудь играли в больницу? Сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок своих кукол, игрушечных животных…

- Представим себе, что они заболели, и мы их будем лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?(дети отвечают за свои игрушки: горло болит, кашель, простужены)

- чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит.

И всем по порядку

Дает шоколадку

И ставит, и ставит им градусники!

- Для игрушечных зверюшек и кукол, наверное достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечат в его семье кашель, больное горло, простуду?

Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях. Ведь это средство предлагает нам сама природа.


  1. Работа по теме урока

Раздел «Вспомним»

Что вы знаете о лекарственных растениях?

Какими лекарственными растениями вам приходилось пользоваться?

Приходилось ли вам заготавливать лекарственные растения? Если да, то расскажите, как это делается.

Давайте посмотрим, что нам учебник рассказывает о лекарственных травах. Прочитаем это на стр.28-29

(Лечение с помощью растений зародилось в глубокой древности. Лес и луг стали для человека первой аптекой. Ередко сухие целебные травы хранили в осовых куклах целительницах. Знания о лечебных свойствах растений накапливались в народе, передавались из поколоения в поколение. Очень долго растения оставались единственным лекарством. Но и сейчас, когда появилось множество других лекарст, растения продолжают лечить людей. Ученые подтвердили многие народные рецепты и открыли новые лечебные свойства растений. Сегодня лекарствнные растения можно найти в любой аптеке. Есть они и в каждой домашней аптечке. )

- что такое аптека?

- а что такое аптечка?

Теперь я вам прочитаю рассказ о лекарственных растениях, о том, как надо их собирать.

ЕСЛИ ТЕБЕ НУЖНЫ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Маленькая девочка Оля пришла с мамой в аптеку. В аптеке она никогда раньше не была, но ей там очень понравилось. Пахло различными лекарствами, было красиво и чисто. Под стеклом, на полке, стояло множество баночек и коробочек. Больше всего понравились Оле коробочки с изображением цветов. Некоторые цветы на рисунках были похожи на те, которые Оля видела на лугу и в лесу. Заинтересовавшись этими красивыми коробочками, девочка спросила:
- Мама, а зачем здесь столько коробочек с цветами?
- Это не просто цветы, - ответила мама, - это лекарственные растения. В коробочках находятся высушенные и измельчённые корни, стебли, листья, цветки, плоды растений. С их помощью можно лечить самые разные болезни.
«Вот здорово!» - подумала Оля. Она очень удивилась и обрадовалась тому, что болезни можно вылечить с помощью растений. Она думала, что их лечат только горькими таблетками. Когда девочка болела, мама и бабушка давали ей как раз такие таблетки, и они очень не нравились Оле.
На следующий день Оля уговорила маму купить в книжном магазине книгу о лекарственных растениях. Таких книг там продавалось много, и Оля выбрала ту, в которой были большие цветные фотографии. Дома мама и дочка стали эту замечательную книгу рассматривать и читать. Из книги они узнали, что в природе нет растений, бесполезных для человека.
Оказывается, все растения, от больших деревьев до очень маленьких травиночек, могут сослужить человеку добрую службу. И особенно много среди них растений-лекарей.
Где их найти? Да вот же они, совсем рядом, стоит только повнимательнее присмотреться к окружающей природе:
сосна и дуб, липа и крапива, лопух и мать-и-мачеха, зверобой и ландыш, земляника и малина и многие, многие другие.
Разные растения обладают различными лечебными свойствами. Одни помогают от кашля, другие от болезней сердца, третьи снимают усталость... Обо всех этих свойствах издавна знают в народе. Их очень тщательно исследуют и учёные. Не случайно о лекарственных растениях написано множество книг.
Но сбор лекарственных растений, лечение ими - дело непростое. Очень важно научиться собирать их так, чтобы это не приносило большого вреда природе. Вот какие правила Оля и её мама прочитали в книге.
1. Если лекарственное растение редкое, внесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.
2. Не рви все растения в том или ином месте, часть их оставляй в природе, чтобы в этом месте лекарственные растения не исчезли.
3. Собирай их так, чтобы не повредить другим растениям, а также животным. В траве, на кустах и деревьях обитает великое множество насекомых, пауков и прочих маленьких существ. Там их жилища, их потомство. Из-за того что тебе понадобилось собрать лекарственные растения, они не должны пострадать.
А вот ещё правила, которые помогут, собирая лекарственные растения, не навредить самому себе.
1. Можно собирать растения только там, где поблизости нет помоек и свалок, где чисто и красиво.
2. Нельзя собирать растения вблизи от автомобильных дорог и в городах с загрязнённым воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.
Лекарственные растения - наши верные друзья. Так будем же и мы им друзьями!

Давайте теперь проверим, хорошо ли вы запомнили как правильно собирать растения!

Задание в презентации.

-Какие растения называют лекарственными? (растения, при помощи которх человек лечит какое-либо заболевание)

-Теперь посмотрим с вами на странице 28-29 и узнаем, какие растения считаются лекарственными. (липа, валериана, календула, тысячелистник, подорожник, шиповник). Какие из них являются деревом, кустарником, травянистыми растениями.

Теперь давайте посмотрим на картинки на стр.30. что тут изображено?

Давайте попробуем угадать, такие же растения с предыдущей страницы тут изображены?

  1. Тысячелистник- соцветия

  2. Подорожник- листья

  3. Шиповник- плоды

  4. Валериана- корни

  5. Календула- соцветия

  6. Липа- цветки

Теперь давайте выполним с вами № 2 в рабочей тетради.стр.16 , для чего именно используют эти растения. Читаем стр. 30-31. И заполним таблицу

Название растения

Какие части используются

Шиповник

Плоды

Липа

Цветки

Валериана

Корни

Календула

Соцветия

Подорожник

Лист

Тысячелистник

Соцветия


  1. Закрепление

Игра «Лечение»

Давайте вернемся к нашим больным друзьям и назначим им правильное лечение. Значит у нас больные жаловались на кашель, боль в горле и простуду. С помощью текста на стр.31 давайте найдем, то, чем будем лечить друзей.


  1. Итог урока

Давайте теперь найдем наши растения лекарственные у нас в тетрадки в №1. Соединим стрелочками.

Вот и подошел к концу урок, посвященный лекарственным растениям.

Что самое главное вы узнали?

А можно ли детям без разрешения родителей пользоваться лекарственными растениями?


  1. Д.з.

Р.т. стт.17 №3,4


© 2010-2022