- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема по самообразованию Формирование УУД на уроках русского языка и литературного чтения
Тема по самообразованию Формирование УУД на уроках русского языка и литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клочкова Р.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема по самообразованию:
«Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС
на уроках русского языка и литературного чтения»
Выполнила: Учитель начальных классов
Клочкова Р.В.
2014-2015 г.
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературного чтения Актуальность. Современная система образования ставит задачу освоения учащимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Новые социальные запросы, отраженные ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, - гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок [1]. Главными ценностными ориентирами содержания современного общего образования являются:
- наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- появление самосознания школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, а во-вторых, стремящегося вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку; осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт;
- формирование эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации;
- появление ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Характеристика УУД в условиях реализации ФГОС В ФГОС основного общего образования есть характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Учащийся должен уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. К личностным универсальным учебным действиям относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Выделяют три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Цель личностных универсальных учебных действий - сформировать у учащихся:
- внутреннюю позицию школьника;
- личностную мотивацию учебной деятельности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие задания:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия [2].
- уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки» [4].
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным относятся универсальным учебным действиям относятся умения: осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы [2].
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся умения:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный
- вопрос, аргументировать; формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формировать невербальные способы коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т. п.);
- формировать умение работать в парах и малых группах [2].
Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»
УУД
Типы заданий
Личностные
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:
- беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;
- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.
Система речевых упражнений:
- обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование;
-свободные диктанты.
Регулятивные
Материал параграфов на этапе открытия нового знания специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии (введены описания проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока, предложены условные обозначения). Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) «Всё ли было верно в твоем рассказе?» (Дети читают правило). Обобщение знаний. «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …». «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм». Сравни свою инструкцию с той, которая дана в учебнике. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений
Познавательные
Задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации.
Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?» Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия». Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?». Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова» Правила, определения и т.п. в виде графических схем, таблиц, алгоритмов, разного рода визуальных подсказок и ключей, «иллюстративного» визуального ряда (даны в учебнике, тетрадях на печатной основе или составляются детьми). «Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема на стр. 5»
Коммуникативные
Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). «Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».
Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебнике по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в группах при изучении каждой темы.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература »
УУД
Типы заданий
Личностные
Оценивать и объяснять простые ситуации и поступки с позиции автора и со своей собственной.
Задания:
1) на интерпретацию текста;
2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
3) анализ характеров и поступков героев;
4) формулирование концептуальной информации текста.
Регулятивные
На уроках совершенствуется навык продуктивного чтения, которая обеспечивает ученика алгоритмом самостоятельного освоения текста (до начала чтения, во время чтения, после чтения).
Задания:
1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста. Ведущим приёмом анализа текста является диалог с автором, который предусматривает: 1) нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверку по тексту. Познавательные
Развитие читательских умений обеспечивает технология формирования типа правильной читательской деятельности этап 1 обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения; этап 2 (работа с текстом во время чтения) - обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения; этап 3 (после чтения) - это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий. Коммуникативные
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Задания: 1) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); 3) устное словесное рисование; 4) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей; 5) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному 6) интервью с писателем; 7) письмо авторам учебника и др.
Вывод. Развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Внедрение ФГОС второго поколения - новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // Официальные документы в образовании. - 2011. - № 8. - C. 9-35.
2. Модуль 2 «Универсальные учебные действия» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». с. 11.
3. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. Рамзаева Т. Г. М. - «Дрофа», 2012.
4. Научно-методический журнал «Русский язык в школе». - № 3,1993. - с. 50, 54.
5. Проверочные работы по русскому языку:2 класс: часть 2: к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс. В 2ч.» // Е. М. Тихомирова. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
6. Русский язык. 2кл.: тетрадь для упражнений по рус. яз. и речи к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык 2 класс» / Т. Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина. - 11-е изд., стереотип. - М.: «Дрофа», 2014.