- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему И. С. Соколов-Микитов Листопадничек (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему И. С. Соколов-Микитов Листопадничек (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Н.И. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 13 города Феодосии республики Крым»
«Школа России»
Кузнецова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-А классе.
Тема. И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек ". Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Задачи:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
- формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение читательского кругозора детей;
- формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Этапы работы
Содержание этапа
-
I.Организацион
-
ный момент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.
- Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения.
А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
-
II.Актуализация знаний.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин. (А. Толстой)
- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)
- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?
III. Постановка цели урока. Эмоциональная подготовка детей.
-Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного и познавательного.Послушайте стихотворение.
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке тёплой, под осинкой
Три листопадничка лежат.
- Кто знает, что означает слово листопадничек? (заяц, родившийся осенью)
- Произведение с таким названием написал И.С. Соколов - Микитов.
IV. Открытие новых знаний . Слайд 1. - Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова "Листопадничек". (предлагаются опорные слова для формулирования задач урока) Слайд 2-4. Хотите узнать подробнее об авторе? Автобиография - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Слайд 5.
Знакомство с книгами И. Соколова - Микитова
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Знакомство с произведением «Листопадничек»
Слайд 6 и 7.
- Хотите узнать, о чём или о ком это произведение?
- А как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком)
-От каких слов образовано слово Листопадничек?
Слайд 8.
Словарная работа.
Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
долговязый - высокий, худой и нескладный;
плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;
запрудили - перегородили реку плотиной;
настлано - настелено;
хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;
зябнуть - испытывать чувство холода;
робеть - пугаться, стесняться, бояться;
ходко работают - работают быстро;
обглоданные - объеденные.
Первичное чтение учителем и учащимися.
Читает учитель и дети.
Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)
- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)
- - Какая она по характеру? ( Грустная, добрая.)
Анализ художественного произведения.
Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.
- Назовите основных героев произведения. (Матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
- Каких страхов натерпелся листопадничек?
- Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?
Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек.
(Прыжки вперед - назад).
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
V.Закрепление изученного.
Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения
- Когда родились зайчата?
- Как называют их охотники ? Почему?
- Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему?
- Чем он интереснее своих братьев?
- Почему журавли жалели зайчат?
- Отчего плакали листопаднички?
- Чем мать успокаивала малышей?
- Зачем Листопадничек убежал из гнезда?
(Побежал за журавлями, которые улетели в тёплые страны.
Он испугался зимы.)
Слайд 9
-Чем занимались бобры? (Строили плотину)
-Что такое плотина? (Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды) -Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам? (Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно) -Почему Листопадничек не смог уйти от бобров? - Какие обязанности были у Листопадничка? -Почему затосковал зайчонок в хатке бобров? - Какое желание было у зайчика всю зиму? -Легко ли жилось Листопадничку у бобров? -Какая беда случилась с зайчонком? -Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал? -Кого встретил он у норы?
- Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?
- В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
- Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки?
(-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)
-Вылетел как пуля - это как?
-Что значит волей - неволей?
Работа в парах.
Слайд 10-14
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
* Составление синквейна о зайчике.
Слайд 8
1 строчка- 1 существительное
2 строчка - 2 прилагательных
3 строчка - 3 глагола
4 строчка - ключевое предложение из текста
5 строчка - 1-2 существительных (своё отношение)
Зайчик
Храбрый, любознательный
Боится, заботится, скучает
Листопадничек в лесу стал самым храбрым и отчаянным зайцем.
Листопадничек.
VI. Итог урока.
Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Учитель комментирует оценки.
VII. Рефлексия. Я узнал(а)… Мне было интересно…
VIII. Домашнее задание.
Творческий пересказ от имени Листопадничка.