- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему
Урок по окружающему миру на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Набиева О.В. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир
Урок 16. РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Тема: Путешествие бутерброда Цели: - формировать новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, о роли органов пищеварения; - продолжить развивать понимание того, что существует связь между строением и ролью органов человека. Задачи:
- Образовательная: познакомить с органами пищеварения человека и их функциями, дать представление об этапах пищеварения, расширить кругозор учащихся;
- Развивающая: формировать интерес к изучению своего организма, развивать способность к операциям анализа и синтеза;
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Этапы урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
и ТООУ
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
4 3
Организационный момент.
-Какие вы любите уроки?
-Кто для этого должен постараться, чтобы урок был именно таким?
-Какими должны быть вы? Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).Слайд №1 -О какой системе органов мы говорили на прошлом уроке?
-Из чего состоит эта система? -Какую роль играет эта система в организме человека?
-Внимание на доску: (на доске слова: пищевод, глотка, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, прямая кишка, печень, сердце, кости, мышцы и т.п.) Что здесь лишнее? Почему?
-Определите тему урока по ключевым словам? О чем сегодня мы будем говорить? Слайд №2 Работа с учебником. - Прочитайте слова Лены на с. 20. Что удивило Лену?
- Какой у вас возникает вопрос? Слайд№3
Прежде чем ответить на этот проблемный вопрос, давайте выясним , что мы уже знаем о пищеварении. - Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом? Предположите ответ, используя учебник с.20
- Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока.
- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
-Какое умение формировали?
Урок
Интересный
познавательный плодотворный увлекательный
Ученики и Учитель
Активными, внимательными, дисциплинированными
Опорно-двигательной системе
Из скелета и мышц.
Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создает опору человека.
Кости, сердце, мышцы. Кости и мышцы относятся к опорно-двигательной системе ,а сердце к органам кровообращения
Пищеварение.
Дети читают.
- Лена считает, что мы кормим только желудок, но энергия нужна всему организму.
Куда попадают питательные вещества пищи?
-Рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень.
1.Куда попадают питательные вещества?
2.Как это происходит?
3.Где будет перевариваться пища? и т.д.
Умение прогнозировать предстоящую работу
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
4 3 7 2 4 3 Физминутка. - Утром вы завтракали. Как вы думаете, где сейчас находится пища? Слайд№4
Итак, наш бутерброд начинает своё путешествие.
-Какие органы нам помогут отправиться в путешествие?
Как у наших у ворот,
За горою
Жил да был бутерброд с колбасою.
Захотелось ему прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И вышел бутерброд,
Из ворот,
И попал бутерброд
Прямо... в рот.Слайд№5
-Что находится у нас во рту? -Что же такое зубы? Сколько у нас зубов? Одну или несколько работ выполняют зубы? Обратитесь за помощью к учебнику и попробуйте ответить на эти вопросы. У зубов разные «профессии». Резцы- откусывают, клыки- перекусывают жесткие волокна, а малые и большие коренные зубы измельчают, перетирают и пережевывают пищу. У взрослого человека 32 постоянных зуба, а у детей 20 молочных. Человек растет, а зубы нет, и расстояние между зубами увеличивается, поэтому молочные зубы выпадают и заменяются на более крупные и прочные.
-Кто же распоряжается во рту? Слайд№6 Какую работу выполняет он? Сверьте свои предположения с автором Определяет вкус пищи. Перемешивает ее во рту, помогает глотать.
-Сможем ли мы проглотить сухую пищу? Что ее смачивает?
-Какие функции выполняет ротовая полость?
-Почему же кто долго жует, тот долго живет?
- Пережеванная в ротовой полости пища продвигается в глотку, откуда попадает… в пищевод.Слайд№7 -Что такое пищевод? Обратимся к учебнику.
Из пищевода бутерброд отправляется ,куда?Слайд№8 - В каком органе переваривается большая часть пищи? Что мы узнаем из учебника о желудке? Желудок человека размером с небольшой мяч. Когда пища достигает желудка, мышцы желудка ее сдавливают, встряхивают, перемешивают, доводя до кашицы. Здесь пища разлагается под действием соляной кислоты и желудочного сока. После чего пища продвигается далее - в кишечник. Вначале она попадает в длинную тонкую кишку,(Слайд№9 )где окончательно переваривается с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью.Слайд№10
Ну а теперь расскажу вам про печень. Знайте, что нужно беречь ее нам. Печень устроилась, как королева, Конечно же, справа, а вовсе не слева. Зачем она нам? Я отвечу: к примеру, Является печень защитным барьером. Первый удар на себя принимает, Если попалась отрава какая. Ну а еще, словно тайный заводик, Желчь постоянно она производит. С этой работой своею незримой Печень нам просто необходима. - Для чего нужна желчь? В выработке желчи ей помогает желчный пузырь. Всегда на кого-то он зол и сердит, Желчью своей до краев он налит- Жидкостью горькой, такою особо Она нам нужна, переваривать чтобы Суп, и котлету, и винегрет Словом, все, что съедим на обед.
Непереваренные остатки поступают в толстую кишку.Слайд№11 Здесь они накапливаются и подлежат удалению из организма через прямую кишку. На этом путешествие бутерброда закончилось. Мы хорошо поработали, нам немного надо передохнуть. Физминутка. Движение - это здоровье, Движение - это жизнь. Не ленись - подтянись, Руки набок, ноги врозь, Три наклона вниз, На четвертый поднимись. Раз - налево, два - направо. Приседанья каждый день Прогоняют сон и лень.
-Вернемся к словам Лены на с.20.,Почему мы кормим только свой желудок, ведь энергия нужна всему нашему организму?
- Как мы ответим на вопрос урока?Слайд№12 Куда попадают питательные вещества пищи? Обратитесь к учебнику с.22
-Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали?
Работа с рисунком «Органы пищеварения».
-В желудке.
Ученик у доски Перечисляет органы, по которым продвигается бутерброд .
Рот, глотка, пищевод, желудок
-Зубы ,язык.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника, ищут необходимую информацию.
-Язык.
Слюна смачивает пищу, и та легче глотается.
Откусывание пищи, измельчение, пережевывание пищи, определение вкуса пищи, р
Если пища плохо обработана, то желудку приходится больше работать
Пищевод - это мышечная трубка, которая соединяет глотку и желудок
В желудок.
Работа с учебником.
Дети читают о печени и кишечнике.
Расщепляет пищу и способствует ее перевариванию
Делают вывод.
Перевареная пища переместилась в тонкую кишку, откуда углеводы и вода проникли в кровь. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам. С помощью кислорода клетки разрушили углеводы и получили энергию, необходимую для жизни клеток.
Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и
- Строить речевое высказывание в
-
Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
-
Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои эмоции.
-
Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
-
Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
-
1 2 3 1
1. Работа в рабочей тетради с.8 №2. (в парах) Вопросы: *№2Назовите только те органы пищеварения, которыми мы можем управлять по своему желанию, и те, которые действуют самостоятельно, помимо нашей воли. *№4Задание на выбор. Дополни фразы. У тебя получится рассказ о путешествии яблока в организме человека. Слова для вставки: пищевод, кишки, зубы, кровь, слюнные железы, кислород, желудок.)
№2Найди и зачеркни неправильные фразы.
2.Ученик у доски выстраивает последовательность работы органов пищеварения.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Выполняют задания.
Самостоятельно-все органы пищеварения, только языком и челюстями мы можем управлять сами.
Я откусил яблоко зубами. слюнные железы смочили пищу и начали ее переваривать уже во рту. Затем я проглотил кусок, и он по пищеводу попал в желудок. Переваренное яблоко переместилось в тонкие кишки.,откуда углеводы и вода проникли в кровь .Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам.С помощью кислорода клетки разрушили углеводы и получили энергию,необходимую для жизни клеток.
Правильные ответы:
Съеденная человеком пища:
-проходит через органы и частично выходит наружу
Переваривается в желудке и кишках
Переносится кровью ко всем клеткам тела для получения энергии
Используется на построение тела.
Ротовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Тонкая кишка
Толстая кишка
Прямая кишка
Регулятивные УУД
-
Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
-
Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
ТОУУ
ΙV. Домашнее задание.
Чтение учебника с.20-22(тема 4.). Вопросы с.22
Задание №1.Подпишите органы пищеварения, пользуясь учебником
V. Итог урока. 4 - Почему тема урока названа «Путешествие бутерброда»?
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Чему научились?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому пока было трудновато?
- Кто или что вам помогло справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Какую бы отметку вы себе поставили?