Урок по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

Урок 16. РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Тема: Путешествие бутерброда Цели: - формировать новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, о роли органов пищеварения; - продолжить развивать понимание того, что существует связь между строением и ролью органов человека. Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с органами пищеварения человека и их функциями, дать представление об этапах пищеварения, расширить кругозор учащихся;
  2. Развивающая: формировать интерес к изучению своего организма, развивать способность к операциям анализа и синтеза;
  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: иллюстрации, изображающие строение пищеварительной системы; проектор, компьютер; карточки-тесты, Учебник А.А. Вахрушева "Окружающий мир. Человек и природа", 4-й класс,1 часть) Учитель предварительно делит класс на группы: »рот», »пищевод», »Желудок», »кишечник»

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

и ТООУ

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4 3

Организационный момент.

-Какие вы любите уроки?

-Кто для этого должен постараться, чтобы урок был именно таким?

-Какими должны быть вы? Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).Слайд №1 -О какой системе органов мы говорили на прошлом уроке?
-Из чего состоит эта система? -Какую роль играет эта система в организме человека?

-Внимание на доску: (на доске слова: пищевод, глотка, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, прямая кишка, печень, сердце, кости, мышцы и т.п.) Что здесь лишнее? Почему?



-Определите тему урока по ключевым словам? О чем сегодня мы будем говорить? Слайд №2 Работа с учебником. - Прочитайте слова Лены на с. 20. Что удивило Лену?


- Какой у вас возникает вопрос? Слайд№3
Прежде чем ответить на этот проблемный вопрос, давайте выясним , что мы уже знаем о пищеварении. - Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом? Предположите ответ, используя учебник с.20
- Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока.

- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

-Урок по окружающему миру на темуКакое умение формировали?

Урок

Интересный

познавательный плодотворный увлекательный

Ученики и Учитель

Активными, внимательными, дисциплинированными

Опорно-двигательной системе

Из скелета и мышц.

Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создает опору человека.

Кости, сердце, мышцы. Кости и мышцы относятся к опорно-двигательной системе ,а сердце к органам кровообращения

Пищеварение.

Дети читают.

- Лена считает, что мы кормим только желудок, но энергия нужна всему организму.

Куда попадают питательные вещества пищи?

-Рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень.

1.Куда попадают питательные вещества?

2.Как это происходит?

3.Где будет перевариваться пища? и т.д.

Умение прогнозировать предстоящую работу

Познавательные УУД

1.Развиваем умения извлекать информацию из

схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 3 7 2 4 3 Физминутка. - Утром вы завтракали. Как вы думаете, где сейчас находится пища? Слайд№4

Итак, наш бутерброд начинает своё путешествие.

-Какие органы нам помогут отправиться в путешествие?

Как у наших у ворот,
За горою
Жил да был бутерброд с колбасою.

Захотелось ему прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.

И вышел бутерброд,
Из ворот,
И попал бутерброд
Прямо... в рот.Слайд№5


-Что находится у нас во рту? -Что же такое зубы? Сколько у нас зубов? Одну или несколько работ выполняют зубы? Обратитесь за помощью к учебнику и попробуйте ответить на эти вопросы. У зубов разные «профессии». Резцы- откусывают, клыки- перекусывают жесткие волокна, а малые и большие коренные зубы измельчают, перетирают и пережевывают пищу. У взрослого человека 32 постоянных зуба, а у детей 20 молочных. Человек растет, а зубы нет, и расстояние между зубами увеличивается, поэтому молочные зубы выпадают и заменяются на более крупные и прочные.
-Кто же распоряжается во рту? Слайд№6 Какую работу выполняет он? Сверьте свои предположения с автором Определяет вкус пищи. Перемешивает ее во рту, помогает глотать.






-Сможем ли мы проглотить сухую пищу? Что ее смачивает?

-Какие функции выполняет ротовая полость?




-Почему же кто долго жует, тот долго живет?




- Пережеванная в ротовой полости пища продвигается в глотку, откуда попадает… в пищевод.Слайд№7 -Что такое пищевод? Обратимся к учебнику.

Из пищевода бутерброд отправляется ,куда?Слайд№8 - В каком органе переваривается большая часть пищи? Что мы узнаем из учебника о желудке? Желудок человека размером с небольшой мяч. Когда пища достигает желудка, мышцы желудка ее сдавливают, встряхивают, перемешивают, доводя до кашицы. Здесь пища разлагается под действием соляной кислоты и желудочного сока. После чего пища продвигается далее - в кишечник. Вначале она попадает в длинную тонкую кишку,(Слайд№9 )где окончательно переваривается с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью.Слайд№10
Ну а теперь расскажу вам про печень. Знайте, что нужно беречь ее нам. Печень устроилась, как королева, Конечно же, справа, а вовсе не слева. Зачем она нам? Я отвечу: к примеру, Является печень защитным барьером. Первый удар на себя принимает, Если попалась отрава какая. Ну а еще, словно тайный заводик, Желчь постоянно она производит. С этой работой своею незримой Печень нам просто необходима. - Для чего нужна желчь? В выработке желчи ей помогает желчный пузырь. Всегда на кого-то он зол и сердит, Желчью своей до краев он налит- Жидкостью горькой, такою особо Она нам нужна, переваривать чтобы Суп, и котлету, и винегрет Словом, все, что съедим на обед.
Непереваренные остатки поступают в толстую кишку.Слайд№11 Здесь они накапливаются и подлежат удалению из организма через прямую кишку. На этом путешествие бутерброда закончилось. Мы хорошо поработали, нам немного надо передохнуть. Физминутка. Движение - это здоровье, Движение - это жизнь. Не ленись - подтянись, Руки набок, ноги врозь, Три наклона вниз, На четвертый поднимись. Раз - налево, два - направо. Приседанья каждый день Прогоняют сон и лень.
-Вернемся к словам Лены на с.20.,Почему мы кормим только свой желудок, ведь энергия нужна всему нашему организму?

- Как мы ответим на вопрос урока?Слайд№12 Куда попадают питательные вещества пищи? Обратитесь к учебнику с.22

-Урок по окружающему миру на темуУрок по окружающему миру на темуЧто мы сейчас делали?

- Какие умения формировали?

Работа с рисунком «Органы пищеварения».

-В желудке.

Ученик у доски Перечисляет органы, по которым продвигается бутерброд .

Рот, глотка, пищевод, желудок


-Зубы ,язык.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника, ищут необходимую информацию.


-Язык.


Слюна смачивает пищу, и та легче глотается.

Откусывание пищи, измельчение, пережевывание пищи, определение вкуса пищи, р

Если пища плохо обработана, то желудку приходится больше работать

Пищевод - это мышечная трубка, которая соединяет глотку и желудок

В желудок.

Работа с учебником.


Дети читают о печени и кишечнике.

Расщепляет пищу и способствует ее перевариванию





Делают вывод.

Перевареная пища переместилась в тонкую кишку, откуда углеводы и вода проникли в кровь. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам. С помощью кислорода клетки разрушили углеводы и получили энергию, необходимую для жизни клеток.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
  1. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
  1. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё

отношение к героям, выражать свои эмоции.

  1. Оценивать поступки в соответствии с

определённой ситуацией.

  1. Формируем мотивацию к обучению

и целенаправленной познавательной

деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

  1. 1 2 3 1

1. Работа в рабочей тетради с.8 №2. (в парах) Вопросы: *№2Назовите только те органы пищеварения, которыми мы можем управлять по своему желанию, и те, которые действуют самостоятельно, помимо нашей воли. *№4Задание на выбор. Дополни фразы. У тебя получится рассказ о путешествии яблока в организме человека. Слова для вставки: пищевод, кишки, зубы, кровь, слюнные железы, кислород, желудок.)









№2Найди и зачеркни неправильные фразы.





2.Ученик у доски выстраивает последовательность работы органов пищеварения.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполняют задания.

Самостоятельно-все органы пищеварения, только языком и челюстями мы можем управлять сами.

Я откусил яблоко зубами. слюнные железы смочили пищу и начали ее переваривать уже во рту. Затем я проглотил кусок, и он по пищеводу попал в желудок. Переваренное яблоко переместилось в тонкие кишки.,откуда углеводы и вода проникли в кровь .Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам.С помощью кислорода клетки разрушили углеводы и получили энергию,необходимую для жизни клеток.

Правильные ответы:

Съеденная человеком пища:

-проходит через органы и частично выходит наружу

Переваривается в желудке и кишках

Переносится кровью ко всем клеткам тела для получения энергии

Используется на построение тела.

Ротовая полость

Глотка

Пищевод

Желудок

Тонкая кишка

Толстая кишка

Прямая кишка

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё

предположение на основе работы с

материалом учебника.

  1. Оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

Осуществлять познавательную и

личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника с.20-22(тема 4.). Вопросы с.22

Задание №1.Подпишите органы пищеварения, пользуясь учебником

V. Итог урока. 4 - Почему тема урока названа «Путешествие бутерброда»?

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Чему научились?

- Кто с ней справлялся легко?

- Кому пока было трудновато?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Какую бы отметку вы себе поставили?



© 2010-2022