• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Профессионально-направленная программа спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи»

Профессионально-направленная программа спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №60 городского округа Тольятти

















Учебная профессионально-направленная программа спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи».











Автор: учитель начальных классов

Логунова Елена Александровна

























2012



Пояснительная записка



Образовательная программа предполагает систематический углубленный курс, позволяющий обеспечить индивидуальный профессиональный рост учителя начальной школы с учётом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера.

Цель курса: формирование у учителей начальной школы технологических, психологических, дидактических, диагностических и инновационных основ подготовки младших школьников к развитию речи.

Задачи курса:

- сформировать у учителей начальной школы умения и навыки по применению технологических подходов в подготовке младших школьников к развитию речи;

- ознакомить с особенностями психических процессов по формированию у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;

- выявить направления использования и применения дидактических средств, повышающих эффективность профессиональной деятельности;

- определить основные направления применения нормирования и дозирования и осуществления диагностики при подготовке младших школьников к развитию речи;

- обеспечить возможность внесения учителем личностных педагогических новшеств и нововведений в реализацию технологической подготовки младших школьников к развитию речи.

Программа предусматривает изучение спецкурса за 36 часов при 4-х часах занятий в неделю.

В программу заложено использование разнообразных форм организации занятий: лекции, практикумы, открытые уроки и т.д.

Также в программе предусмотрено применение различных форм контроля: наблюдение, тестирование, посещение уроков и т.д.

Тематический план



№п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

1.

Классическая и практическая дидактика.

1

1

2.

Принципы и закономерности в обучении младших школьников развитию речи.

1

1

3.

Методики и технологии в подготовке младших школьников к развитию речи.

1

1

4.

Формирование умений и качеств, необходимых для развития речи.

2

2

5.

Алгоритм формирования умений и качеств, необходимых для развития речи.

2

1

6.

Естественные законы запоминания.

2

2

7.

Развитие ассоциативной памяти младших школьников.

2

3

8.

Создание дидактической системы: учитель-ученик-средства обучения.

2

3

9.

Использование диагностики, нормирования и дозирования в профессиональной деятельности.

2

5

10.

Инновационный аспект в диагностико-технологической подготовке младших школьников к развитию речи.

1

1


ИТОГО:

16

20



Содержание программы



Тема 1. Классическая и практическая дидактика.

Дидактика как теория образования и обучения. Научно-теоретическая, нормативно - прикладная, конструктивно-техническая функции дидактики.

Тема 2. Принципы и закономерности в обучении младших школьников развитию речи.

Принципы обучения. Закономерности усвоения знаний, умений и навыков. Методы и средства обучения. Теория трёх уровней обучения: понимание, усвоение и применение. Приёмы обучения.

Тема 3. Методики и технологии в подготовке младших школьников к развитию речи.

Методики и технологии обучения. Классификация педагогических технологий. Понятие гарантированности достижения результата обучения. Технология подготовки младших школьников к развитию речи.

Тема 4. Формирование умений и качеств, необходимых для развития речи.

Умения и качества. Совокупность необходимых умений и качеств детей для развития речи. Оптимальная закономерность формирования умений и качеств.

Тема 5. Алгоритм формирования умений и качеств, необходимых для развития речи.

Понятие алгоритма и его виды. Алгоритм технологии подготовки младших школьников к развитию речи. Умение выполнять указания взрослого. Умение копировать. Умение находить взаимосвязи (ассоциации). Увеличение объёма зрительной памяти. Увеличение объёма словаря.

Тема 6. Естественные законы запоминания.

Виды памяти. Впечатление - первый закон запоминания. Повторение - второй закон запоминания. Ассоциации - третий закон запоминания.

Тема 7. Развитие ассоциативной памяти младших школьников.

Ассоциативно-рефлекторная теория памяти. Понятие ассоциативной памяти. Ассоциации по смежности (в пространстве или времени). Ассоциации по сходству или контрасту.

Тема 8. Создание дидактической системы: учитель - ученик - средства обучения.

Понятие дидактическая система. Дидактические средства материального и нематериального характера. Дидактический инструментарий. Методика использования инструментария и игр.

Тема 9. Использование диагностики, нормирования и дозирования в профессиональной деятельности.

Понятие нормирования и дозирования. Нормативы технологии подготовки младших школьников к развитию речи. Мониторинг уровня готовности детей к развитию речи. Уровень нормативности ученика. Коэффициент трудового участия.

Тема 10. Инновационный аспект в диагностико-технологической подготовке младших школьников к развитию речи.

Инновационная деятельность учителя. Педагогическое новшество и педагогическое нововведение. Учёт личных профессиональных качеств, особенностей классного коллектива и ученика в отдельности при осуществлении подготовки младших школьников к развитию речи.

В результате изучения спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи» учитель начальной школы должен знать:

- закономерность формирования у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;

- технологические подходы осуществления подготовки детей к развитию речи;

- содержание развития ассоциативной памяти как основного элемента подготовки;

- основы построения дидактической системы, где использование разработанных средств позволяет повысить результативность профессиональной деятельности;

- правила диагностики результатов своей профессиональной деятельности и учебной деятельности ученика;

- требования по внесению личностного апекта в технологическую подготовку младших школьников;

- особенности классного коллектива в целом и каждого ученика в отдельности при осуществлении подготовки младших школьников к развитию речи.

Учитель начальных классов должен уметь:

- применять технологию подготовки младших школьников к развитию речи;

- осуществлять тренировки развития ассоциативной и зрительной памяти;

- использовать комплекс дидактических средств, обеспечивающих интенсификацию профессиональной деятельности и результативность формирования у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;

- проводить мониторинг результатов своей деятельности на основе надёжной диагностики, эксплицирующей конкретные недостатки хода обучения и дающие возможность внесения в него необходимых и своевременных корректив;

- соотносить свои индивидуальные и профессиональные качества, а также особенности классного коллектива в целом и каждого ученика в отдельности при решении технологической подготовки младших школьников к развитию речи.









Содержание работы

учителей начальной школы по развитию речи младших школьников

1 класс

№п/п

Содержание работы

Период

1.

Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.

Ежеурочно

2.

Тренировка зрительной памяти по картинкам.

Ежеурочно

3.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам».

Ежеурочно

4.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка.

Ежеурочно

5.

С целью развития слуховой памяти на уроках чтения

- заучивание скороговорок и чистоговорок.

Ежеурочно

6.

Тренировка мелких мышц руки по шаблонам: работа с пластилином, ножницами, бумагой, конструктором.

Не реже 1 раза в неделю.

7.

Развитие речи:

- на уроках чтения заучивание четверостиший на слух;

- во время игрового часа описание любого предмета с помощью вопроса «какой?»

Еженедельно

Не реже 1 раза в неделю.

8.

Увеличение объёма словаря первоклассника (объяснение новых слов).

Не реже 1 раза в неделю.

9.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку.

Не реже 1 раза в неделю.



2 класс

№п/п

Содержание работы

Период

1. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Ежеурочно

2. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. Ежеурочно

3. Проведение тренировочных упражнений по математике - технологический тренаж. Ежеурочно

4.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам». Ежеурочно

5.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка. Ежеурочно

6. Тренировка зрительной памяти по картинкам. Ежеурочно

7. Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа). Не реже 1 раза в неделю.

8.

Увеличение объёма словаря второклассника (объяснение новых слов). Не реже 1 раза в неделю.

9.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку. Не реже 1 раза в неделю.



3 класс

№п/п

Содержание работы

Период

1. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Ежеурочно

2. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. Ежеурочно

3. Проведение тренировочных упражнений по математике - технологический тренаж. Ежеурочно

4. Тренировка зрительной памяти по картинкам. Ежедневно

5.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам». Ежедневно

6.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка. Ежедневно

7. Применение упражнений Федоренко-Пальченко для чтения нового текста. Ежедневно

8. Тренировка скорости письма - скоропись. Ежедневно

9. Работа с «Игровым словариком» для изучения и закрепления орфографии. Ежедневно

10. Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа). Не реже 1 раза в неделю.

11.

Увеличение объёма словаря третьеклассника (объяснение новых слов). Не реже 1 раза в неделю.

12.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку. Не реже 1 раза в неделю.



4 класс

№п/п

Содержание работы

Период

1. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Ежеурочно

2. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. Ежеурочно

3. Заучивание стихов (4 строчки) с красочными прилагательными. Ежеурочно

4. Разучивание чистоговорок и скороговорок. Ежеурочно

5. Тренировка зрительной памяти по картинкам. Ежедневно

6.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам». Ежедневно

7.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка. Ежедневно

8. Применение упражнений Федоренко-Пальченко для чтения нового текста. Ежедневно

9. Тренировка скорости письма - скоропись. Ежедневно

10. Работа с «Игровым словариком» для изучения и закрепления орфографии. Ежедневно

11. Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа). Не реже 1 раза в неделю.

12. Повышение осмысленности чтения с применением упражнений: - пересказ материала; - чёткий ответ на поставленный вопрос; - составление вопросов по тексту; - лаконичный пересказ; - составление портрета героя с использованием в речи красочных прилагательных; - проведение сравнительного анализа героев; - умение выделять главное; - умение разбивать текст на логические части и составлять план; - умение работать с дополнительной литературой и составлять краткое сообщение из биографии автора; - умение предложить свой обоснованный конец рассказа, пьесы и т.д. Не реже 1 раза в неделю

13.

Увеличение объёма словаря третьеклассника (объяснение новых слов). Не реже 1 раза в неделю.

14.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку. Не реже 1 раза в неделю.



Заключение



Коллективные формы работы (на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования, различных семинарах, в методических объединениях и т.д.) по повышению квалификации и теоретического уровня учителей начальной школы необходимо сочетать с постоянным самообразованием. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения профессиональной квалификации каждого учителя. В настоящее время система повышения квалификации учителей начальной школы по подготовке детей к развитию речи применяется в МБУ лицее №60 г.о.Тольятти Самарской области



Список используемой и рекомендуемой литературы



1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.:Педагогика, 1980.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.

3. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения в системе образования. - Йошкар-Ола, 1992.

4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Учебное пособие. -М.,1999.

5. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростелёв А.А. и др. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: Учебное пособие. -Тольятти: Волжский университет им.В.Н.Татищева, 2004.

6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль, 2001.

© 2010-2022