- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа учебного предмета Технология
Рабочая программа учебного предмета Технология
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шкуратова Е.Н. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Лапшихинская средняя общеобразовательная школа
« Рассмотрено»
на заседании методического объединения «Педагогическая мастерская»
Протокол №1
От_____________2013г.
Руководитель МО
Горн С.А.
« Согласовано»
заместитель директора по
УВР
Шмаргунова Т.П.
_________________2013г.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология»
для 3 КЛАССА.
« Утверждаю»
Директор МКОУ
Лапшихинской СОШ
Замятина Т.А.
__________________2013г.
Составитель: учитель начальных классов
Шкуратова Е.Н.
2013-2014 уч.г.
Пояснительная записка Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Н. И. Роговцевой «Технология. Человек, природа, техника», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Цели изучения предмета «Технология»: ● приобретение личного опыта как основы обучения и познания; ● приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технологическими умениями и проектной деятельностью; ● формирование позитивного эмоционально - ценностного отношения к труду и людям труда. Основные задачи курса: ● духовноонравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; ● формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; ● формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; ● развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; ● формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: - внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; - первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика курса Теоретической основой данной программы являются: ● системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); ● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовноонравственного и социального опыта. Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: ● знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; ● овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.; ● знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира; ● знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы; ● учатся экономно расходовать материалы; ● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность); ● учатся преимущественно конструкторской деятельности; ● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком. В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в 3 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Технология ручной обработки материалов . Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.). Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
В курсе «Технология» для 3 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:
- как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;
- использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;
- знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;
- ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;
- предлагаемые для изготовления изделия - объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);
- в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:
• разметка (на глаз и по шаблону);
• раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));
• сборка (на клею, на пластилине);
• украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);
• лепка (шара и других форм).
Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.
Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта. Но необходимо помнить, что в работе над проектом учебника недостаточно, очень важны комментарии учителя. Проектная деятельность - это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика.
Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. 4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Основные виды учебной деятельности учащихся Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. С помощью учителя
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
- определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником
1
2.
Человек и земля
21
3.
Человек и вода
4
4.
Человек и воздух
3
5.
Человек и информация
5
Итого:
34
Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
- Итоговый контроль в формах
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся по предмету «Технология» к концу третьего года обучения. Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны добиться следующих результатов:
- знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
- соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
- различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
- оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
- овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
- осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
- знать приёмы составления композиции;
- освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
- уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
- уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
- знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
- освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
- освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение.
К концу обучения в 3 классе школьники должны уметь:
-
сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета; изготавливать, художественно оформлять и красиво упаковывать подарки; самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду
-
о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
-
о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
-
о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
-
о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
-
о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
• различать материалы и инструменты по их назначению; • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; • качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, и сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
• использовать для сушки плоских изделий пресс; • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); • выполнять правила культурного поведения в общественных местах; под контролем учителя:
• рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;
с помощью учителя: • проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Для реализации программного содержания используются:
-
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник: 3 класс. - М.: Просвещение, 2013.
-
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь: 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
-
Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Методическое пособие по курсу «Технология. Человек, природа, техника» Вако, 2012.
-
С.В. Анащенкова, М.А. Бантова и другие. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
-
Роговцева Н.И., Чернышова Н.С. Поурочные разработки. Технологические карты уроков:3 класс.- М.: Просвещение, 2013.
-
Приложение к учебнику на электронном носителе.
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» 3 КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ- 1.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД- 34.
№
п/п
Тема урока
Кол-
во часов
Решаемые проблемы
(цель)
Планируемые
результаты
Основные понятия
Универсальные учебные действия
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ (1 ч)
1
Здравствуй, дорогой друг! Как работать
с учебником. Путешествуем по городу.
1
- Ознакомить с новым учебником и рабочей тетрадью, их условными обозначениями;
- актуализировать знания о технологическом процессе, отборе материалов и инструментов для выполнения изделия.
Уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, применять знания, полученные в 1-2 классах; нарисовать маршрутную карту города.
Городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (21ч)
2
Архитектура.
1
- Ознакомить с основными понятиями черчения, с технологией конструирования изделий из проволоки методом сгибания;
- показать значение парков для города, познакомить с профессией людей работающих в парке;
- совершенствовать умения работать по алгоритму над групповыми проектами.
Уметь выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки; сконструировать макет дома из бумаги.
Архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развертка, линии чертежа.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
3
Городские постройки.
1
Уметь различать плоскогубцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки. правила работы ножницами.
Проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре): перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4
Парк.
1
Уметь грамотно сочетать различные материалы в работе над одной композицией; выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природных материалов.
Лесопарк, садово-парковое искусство,
тяпка, секатор.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
5
Проект: «Детская площадка».
1
Ознакомить с алгоритмом построения деятельности в проекте. Выделение этапов проектной деятельности. Изготовление объемной модели из бумаги.
Уметь работать в мини-группе под руководством учителя; использовать алгоритм работы над проектом; представлять результат своей деятельности; анализировать свою работу по заданным
критериям; закрепить навыки работы с бумагой на практическом уровне.
Технологическая карта, защита проекта.
Коммуникативные УУД: уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а)донести свою позицию до
собеседника;
б)оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
6-7
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
2
Ознакомить с видами и свойства пряжи и ткани.
Строчка стебельчатых и петельчатых швов и крестообразных стежков.
Уметь различать виды швов, тканей, различать разные виды одежды по их назначению., украсить платочек монограммой.
Ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная
одежда,
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея.
Общеучебные УУД: ставить цель, составлять план, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.
8
Аппликация из ткани.
1
Ознакомить с видами и свойства пряжи и ткани.
Овладеть технологией выполнения аппликации из ткани; различать виды аппликации; самостоятельно составлять композицию для выполнения аппликации; выполнять аппликацию по алгоритму;
украсить фартук аппликацией из ткани с помощью петельного шва.
Аппликация, виды аппликации, вышивание, монограмма, шов.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
9
Изготовление тканей.
1
Ознакомить с технологическим процессом изготовления тканей. Производство полотна ручным способом.
Уметь размечать лист по линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, создать изделие «Гобелен».
Ткачество, ткацкий станок, гобелен.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
10
Вязание.
1
Новый технологичный процесс - вязание. Виды и назначение вязанных вещей.
Уметь создать цепочку из «воздушных петель» с помощью вязания крючком, применять правила работы при вязании крючком, составлять план работы; создать композицию «Воздушные петли».
Вязание, крючок, воздушные петли.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
11
Одежда для карнавала.
1
Ознакомить с проведением карнавалов в разных странах. Особенности карнавальных костюмов.
Уметь работать с выкройкой, изготавливать карнавальный костюм.
Карнавал, крахмал, кулиска.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому.
12
Бисероплетение.
1
Знакомство со свойствами бисера и способами его использования. Использование лески для при изготовлении изделий из бисера.
Уметь работать с леской и бисером, уметь подбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения изделий из бисера, изготовить изделие «Браслетик», «Цветочки».
Бисер, бисероплетение.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому.
13
Кафе.
1
Знакомство с профессиональными обязанностями повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе.
Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов, самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы».
Рецепт, порция, ингреди-
енты, повар, официант.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому.
14
Фруктовый завтрак.
1
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи без термической обработки.
Уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты, применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак».
Рецепт, ингредиенты, стоимость.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
15
Колпачок-цыпленок.
1
Сервировка стола. Сохранение блюд теплыми. Свойства синтепона.
Уметь размечать детали по линейке, работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие; изготовить изделие «Цыплята».
Синтепон, сантиметровая лента.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану.
16
Бутерброды.
1
Ознакомить с блюдами не требующими термической обработки .Холодные закуски. Приготовление холодных закусок.
Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке».
Закуска.
Общеучебные УУД: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.
17
Салфетница.
1
Ознакомить с особенностями сервировки праздничного стола. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола.
Закрепить навыки разметки по линейке, использования принципа симметрии; уметь различать виды симметричных изображений, самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять
изделие; сделать салфетницу из картона и бумаги.
Салфетница, сервировка.
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
18
Магазин подарков. Изделия из соленого теста.
1
Информация об изделии на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника отечества.
Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины), применять новый способ окраски солёного теста, самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста; сделать брелок из солёного теста.
Магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок.
Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.
19
Золотистая соломка.
1
Знакомство с новым видом природного материала - соломкой. Свойство соломки.
Уметь обрабатывать соломку холодным способом; сделать картину «Золотистая соломка».
Соломка, междоузлия.
Общеучебные УУД: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.
20
Упаковка подарков.
1
Рассказать о значении подарков для человека. Основа гармоничного сочетания цветов при составлении композиции.
Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение, уметь сочетать цвета в композиции; изготовить изде-
лие «Упаковка подарков».
Упаковка, контраст, тональность.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому.
21
Автомастерская.
1
Ознакомить с историей создания и устройством автомобиля. Технология конструирования объемных фигур.
Уметь находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Освоить технологию конструирования объемных фигур.
Пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, грань.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
22
Грузовик.
1
Работа с металлическим конструктором. Инструменты для работы с конструктором. Способы соединения деталий6 подвижное и неподвижное.
Объяснить на основе образца готового изделия и иллюстрации к каждому этапу работы составлять план сборки: определять количество деталей и видов соединений, последовательность операций.
Конструирование.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
ЧЕЛОВЕК И ВОДА (6 ч)
23
Мосты.
1
Рассказать о видах мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Работа с различными материалами - картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейлей, зубочистки и прочее
Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Создать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Освоить и использовать новые виды соединений деталей - натягивание нитей.
Мост.
Путепровод.
Виадук.
Висячий мост.
Арочный мост.
Балочный мост.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
24
Водный транспорт.
Проект: «Океанариум»
1
Ознакомить с видами водного транспорта. Конструирование. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Виды мягких игрушек: плоские, полуобъемные, объемные
Составить рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. Различать виды мягких игрушек. Освоить технологию создания мягкой игрушки из подручного материала.
Ихтиолог,
Океанариум.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные:
умение слушать и слышать партнёра.
25
Фонтаны.
1
Познакомить учащихся с декоративным сооружением-фонтаном, с видами фонтанов.
Уметь составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструкторских особенностях, используя материала учебника и собственные наблюдения. Составлять план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его.
Декоративный водоем. Фонтан.
Общеучебные УУД: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.
26
Зоопарк.
1
Знакомство с историей возникновения зоопарка в России. Бионика. Различные виды оригами: классическое оригами, модульное оригами.
Объяснить
понятие слова «Бионика», используя текст учебника. Освоить условные обозначения техники оригами. Освоить приемы сложения оригами, понимать их графическое изображение.
Оригами,
бионика.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
27 Вертолетная площадка.
1
Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика, штурмана, авиаконструктора. Знакомство с новым материалом - пробкой.
Анализировать и сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Применять приемы работы с различными материалами инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами.
Летчик, штурман, авиаконструктор.
Общеучебные УУД: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.
28 Воздушный шар.
1
Ознакомить с применением техники папье-маше для создания предметов быта. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.
Освоить и применять технологию изготовления из папье-маше, создавать изделия в это технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги.
Папье-маше.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому.
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (6 ч)
29 Переплётная мастерская.
1
Ознакомить с основными этапами книгопечатания. Печатный станок, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплет, , крышки, корешок).
Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплетчика. Освоить технику переплетных работ, способ переплета листов в книжный блок.
Переплет.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому.
30 Почта.
1
Ознакомить со способами общения и передачи информации. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона.
Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материалы учебника и собственные наблюдения.
Корреспонденция,
Бланк.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.
31-
32 Кукольный театр.
2
Знакомство с профессиональной деятельностью кукольника, художника-декоратора, кукловода. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.
Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Создать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу.
Театр кукол,
Программа.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану и составлять самому.
33 Афиша.
1
Знакомство с программой Microsoft Office Word. Виды набора текста. Программа Word Documents.doc. сохранение документов. Форматирование.
Анализировать способы оформления афиши, определять особенности ее оформления. Освоить правила набора теста. Форматировать и печать документ. Выбирать картинки для оформления афиши.
Афиша.
Панель инструментов.
Текстовый редактор.
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
34
Подведение итогов за год.
1
Обобщение изученного за год. Выставка поделок.
Уметь организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.
Общеучебные УУД: составлять план, проводить самооценку. Слушать собеседника анализировать и оценивать свою деятельность. коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.
ИТОГО- 34 ЧАСА.