- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе по теме: Составление таблицы «Соотношение рода и окончания у имен существительных»
Урок русского языка в 3 классе по теме: Составление таблицы «Соотношение рода и окончания у имен существительных»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина С.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 3 классе.
Тема:
Составление таблицы « Соотношение рода и окончания у имен существительных»
Цель урока:
- развивать умение определять грамматические признаки имен существительных
- формировать исследовательские навыки обучающихся
- начать работу по составлению таблицы соотношения роди и окончания имен существительных
Ход урока:
- Эмоциональный настрой.
- Актуализация знаний.
- Цель урока.
- Исследование.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
Сомневаюсь( желтый)
Не получается ( зеленый) - Обозначьте в листе самооценки свой настрой на урок. 2. Актуализация знаний. - Для чего нужен это этап урока? ( новые знания основываются на пройденном материале) - Прочитайте слово, данное на доске. Что вы можете сказать об этом слове? ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ( существительное, 5 слогов, орфограммы есть, м.р., ед.число…) - Попробуйте дать определение этому слову. В толковом словаре дается такое определение, сравните его со своим: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ- человек, занимающийся научными исследованиями. - Рассмотрите следующую группу слов: ( слова на доске) ДОРОГА, СТОЛБ, ДЛИННАЯ, СТОИТ, КРУЖКА, ЦВЕТОК, НЕБО, КНИГА, ГРИБ -Сформулируйте задание с данной группой слов. - Какие слова лишние? Почему? ( длинная- прилаг., стоит- глагол) - Какие грамматические признаки у них можно определить? ( род, число) - Оцените свою работу на этапе актуализации знаний. 3. Определение цели урока. - Каким образом вы определяли род имен существительных? ( подставляли слова: он мой, она моя, оно мое) - А можно ли еще по каким- то признакам определить род имен существительных? - Исследованием этого вопроса мы сегодня и займемся. - Определите цель сегодняшнего урока. ( будем находить признаки, по которым можно определить род сущ-х). - Оцените в листе самооценки, как вы поняли цел сегодняшнего урока. 4. Следующий этап урока- исследование. - Работать будете в группах. По 4 человека. Рассаживайтесь удобнее. ( пересаживаются) -каждая группа сейчас начнет заполнять таблицу « Соотношение рода и числа у имен существительных». В таблице вы заполняете сначала 3 колонку таблицы. Приводите примеры существительных ж.р., м.р., с.р., записываете их, выделяете окончания. Выделенные окончания выписываете во 2 колонку таблицы. Затем делаете вывод: Какие окончания имеют существительные в м., ж., с.роде. 1 группа ( Полина, Вероника, Юля, Алена) - подбирают слова самостоятельно 2 группа ( Сережа, Диана, Рома, Регина) - выбирают слова из данного списка ПАРТА, СТОЛБ, ДОРОГА, СОЛНЦЕ, СЕМЬЯ, ГОЛУБЬ, НЕБО, КРОЛИК, САПОГ, ПАПА, ДЕВОЧКА, ЯБЛОКО, СОБАКА, ВАЗА, СКАМЬЯ. 3 группа ( Оля, Саша, Семур, Витя). Распределите слова по родам, но сначала прочитайте инструкцию к выполнению этого задания. - Сделайте вывод, по каким признакам можно определить род имен существительных? ( по окончанию). Если слово имеет окончание А, Я. - это существительное женского рода, окончание О.Е.- среднего рода, окончание А или нулевое окончание - мужского рода. - Рассаживаемся по местам. Продолжим исследовать грамматические признаки имен существительных. Работать будем в парах. - Перечислите еще раз все грамматические признаки имени существительного. Обсудите в парах, какой из этих грамматических признаков является постоянным, а какой непостоянный, т.е.может изменяться. Чтобы это понять, подберите и проанализируйте несколько существительных. Чья пара будет затрудняться в выполнении задания, откройте учебник на стр.5, упр.278. В этом упражнении содержится подсказка, как можно выполнить задание. - Сделайте вывод по проделанной работе.( категория числа- изменяется, рода -нет) - Оцените свою работу в листе самооценки, в зависимости от того, как вы поняли новую тему. 5. Самостоятельная работа. - Воспользовавшись новыми знаниями определите род данных имен существительных ( выполняют сам-но) Определить род имен существительных Женский род Мужской род Средний род
Дождь, погода, предмет, буфет, газета, солдат, море, ромашка, поле, шуба
- Следующее задание. Дан ряд слов. Вам необходимо выписать только те существительные, у которых мы можем изменить грамматические признаки. - Вспомним еще раз, какие признаки существительных изменяемые, какие неизменяемые. Выпишите слова, у которых мы можем изменить категорию числа. Выписать существительные, у которых мы можем изменить категорию числа. СТОЛ, НОЖНИЦЫ, КНИГА, ШКАФ, САНИ, НЕБО, ЯБЛОКО, БУМАГА, ЛЕС, ЯМА
- Почему не все слова вы выписали? (есть слова, которые имею только форму единственного или множественного числа) - Оцените свою работу в листах самооценки в зависимости от того, как вы умеете применять знания. - На следующих уроках нам предстоит продолжить работу по составлению таблицы соотношения рода и окончания имен существительных. 6. Итог урока. - Оцените свою работу в течение урока в листах самооценки. - Что нового вы узнали сегодня? - Где вам пригодятся новые знания? Какой этап урока был для вас самым сложным? - Как вы оцениваете свою работу на уроке?