Урок русского языка в 3 классе по теме: Составление таблицы «Соотношение рода и окончания у имен существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема:

Составление таблицы « Соотношение рода и окончания у имен существительных»

Цель урока:

- развивать умение определять грамматические признаки имен существительных

- формировать исследовательские навыки обучающихся

- начать работу по составлению таблицы соотношения роди и окончания имен существительных

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова: Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. (Альберт Сент-Дьердьи) - Как вы понимаете это высказывание? - Кто такие исследователи? - Можно ли вас назвать исследователями? Сегодня мы проведем урок-исследование. Вот модель нашего урока:
  1. Актуализация знаний.
  2. Цель урока.
  3. Исследование.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог урока.
Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я буду вам помогать. В течение урока вы сами себя будете оценивать. Посмотрите листы самооценки. - мой настрой - как я помню предыдущий материал - как я понял цель урока - как я понял новую тему - как я умею применять знания - как я работал в течение всего урока Урок русского языка в 3 классе по теме:Составление таблицы « Соотношение рода и окончания у имен существительных» Отлично( красный) Урок русского языка в 3 классе по теме:Составление таблицы « Соотношение рода и окончания у имен существительных»

Сомневаюсь( желтый)
Урок русского языка в 3 классе по теме:Составление таблицы « Соотношение рода и окончания у имен существительных»
Не получается ( зеленый) - Обозначьте в листе самооценки свой настрой на урок. 2. Актуализация знаний. - Для чего нужен это этап урока? ( новые знания основываются на пройденном материале) - Прочитайте слово, данное на доске. Что вы можете сказать об этом слове? ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ( существительное, 5 слогов, орфограммы есть, м.р., ед.число…) - Попробуйте дать определение этому слову. В толковом словаре дается такое определение, сравните его со своим: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ- человек, занимающийся научными исследованиями. - Рассмотрите следующую группу слов: ( слова на доске) ДОРОГА, СТОЛБ, ДЛИННАЯ, СТОИТ, КРУЖКА, ЦВЕТОК, НЕБО, КНИГА, ГРИБ -Сформулируйте задание с данной группой слов. - Какие слова лишние? Почему? ( длинная- прилаг., стоит- глагол) - Какие грамматические признаки у них можно определить? ( род, число) - Оцените свою работу на этапе актуализации знаний. 3. Определение цели урока. - Каким образом вы определяли род имен существительных? ( подставляли слова: он мой, она моя, оно мое) - А можно ли еще по каким- то признакам определить род имен существительных? - Исследованием этого вопроса мы сегодня и займемся. - Определите цель сегодняшнего урока. ( будем находить признаки, по которым можно определить род сущ-х). - Оцените в листе самооценки, как вы поняли цел сегодняшнего урока. 4. Следующий этап урока- исследование. - Работать будете в группах. По 4 человека. Рассаживайтесь удобнее. ( пересаживаются) -каждая группа сейчас начнет заполнять таблицу « Соотношение рода и числа у имен существительных». В таблице вы заполняете сначала 3 колонку таблицы. Приводите примеры существительных ж.р., м.р., с.р., записываете их, выделяете окончания. Выделенные окончания выписываете во 2 колонку таблицы. Затем делаете вывод: Какие окончания имеют существительные в м., ж., с.роде. 1 группа ( Полина, Вероника, Юля, Алена) - подбирают слова самостоятельно 2 группа ( Сережа, Диана, Рома, Регина) - выбирают слова из данного списка ПАРТА, СТОЛБ, ДОРОГА, СОЛНЦЕ, СЕМЬЯ, ГОЛУБЬ, НЕБО, КРОЛИК, САПОГ, ПАПА, ДЕВОЧКА, ЯБЛОКО, СОБАКА, ВАЗА, СКАМЬЯ. 3 группа ( Оля, Саша, Семур, Витя). Распределите слова по родам, но сначала прочитайте инструкцию к выполнению этого задания. - Сделайте вывод, по каким признакам можно определить род имен существительных? ( по окончанию). Если слово имеет окончание А, Я. - это существительное женского рода, окончание О.Е.- среднего рода, окончание А или нулевое окончание - мужского рода. - Рассаживаемся по местам. Продолжим исследовать грамматические признаки имен существительных. Работать будем в парах. - Перечислите еще раз все грамматические признаки имени существительного. Обсудите в парах, какой из этих грамматических признаков является постоянным, а какой непостоянный, т.е.может изменяться. Чтобы это понять, подберите и проанализируйте несколько существительных. Чья пара будет затрудняться в выполнении задания, откройте учебник на стр.5, упр.278. В этом упражнении содержится подсказка, как можно выполнить задание. - Сделайте вывод по проделанной работе.( категория числа- изменяется, рода -нет) - Оцените свою работу в листе самооценки, в зависимости от того, как вы поняли новую тему. 5. Самостоятельная работа. - Воспользовавшись новыми знаниями определите род данных имен существительных ( выполняют сам-но) Определить род имен существительных Женский род Мужской род Средний род






Дождь, погода, предмет, буфет, газета, солдат, море, ромашка, поле, шуба
- Следующее задание. Дан ряд слов. Вам необходимо выписать только те существительные, у которых мы можем изменить грамматические признаки. - Вспомним еще раз, какие признаки существительных изменяемые, какие неизменяемые. Выпишите слова, у которых мы можем изменить категорию числа. Выписать существительные, у которых мы можем изменить категорию числа. СТОЛ, НОЖНИЦЫ, КНИГА, ШКАФ, САНИ, НЕБО, ЯБЛОКО, БУМАГА, ЛЕС, ЯМА



- Почему не все слова вы выписали? (есть слова, которые имею только форму единственного или множественного числа) - Оцените свою работу в листах самооценки в зависимости от того, как вы умеете применять знания. - На следующих уроках нам предстоит продолжить работу по составлению таблицы соотношения рода и окончания имен существительных. 6. Итог урока. - Оцените свою работу в течение урока в листах самооценки. - Что нового вы узнали сегодня? - Где вам пригодятся новые знания? Какой этап урока был для вас самым сложным? - Как вы оцениваете свою работу на уроке?



































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































© 2010-2022