Конспект урока по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по модулю «Основы Светской Этики»

Тема: Что такое альтруизм и что такое Эгоизм?

Доброе утро,ребята!Доброе утро солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

Проверка д.з.

С какими произведениями вы познакомились дома?

Согласны ли вы с концовками этих произведений?

Справедливы ли они на ваш взгляд? Почему?

Давайте прочитаем отрывок из сказки Цветик-семицветик. В опорных листах задание №1

Справедливо ли поступила девочка?

Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Почему человек сначала посчитал его глупым?

- Почему он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

-Что общего в поступках мальчика из притчи и девочки из сказки?

-Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

Поступки детей можно назвать альтруистическими.

Слышали такое слово?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ,

Задание №2 в опорных листах.

АЛЬТРУИСТ.- попробуйте сформулировать сами.

Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте что там написано.

Откройте словарь синонимов и найдите синонимы к словам альтруизм и альтруист.

Зачитайте что вы записали, только не повторяйтесь

Я услышала очень хорошее слово-МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю. еловек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворите­лем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси(князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворитель­ных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину систёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Меценатами так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

(Нужно ли милосердие сегодня?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла?

Теперь откройте словарь антонимов и найдите слова противоположные слову альтруизм.

Что означает это слово прочитайте в учебнике на стр. 31.

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах.

Задание №4 в опорных листах.

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Но есть ещё одно понятие. Кто обратил на него внимание, читая учебник.

Что же это такое прочитайте в учебнике.стр.31.


Тренинг. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации? Варианты ответов:

  1. Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.
  2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.
  3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда - то пойти.
  4. стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

После каждого варианта задать вопросы: -Что при этом почувствовала мама? - Что почувствовал сам Костя? - Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?


Игра «Волшебный цветок добра».



ВСтаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. ( Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.) - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии - оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко. Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы: - кому может быть нужна наша помощь? - Кому не хватает нашей доброты и участия? - Чем мы можем помочь другим людям? - Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой? Спешите делать добрые дела, ребята!
Домашнее задание: Задание №8 Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части вашего волшебного цветка, а потом посмотрим у кого какой цветок получится. А поможет вам в этом памятка жизненных правил.

4

© 2010-2022