Урок литературного чтения по теме Ф. И. Тютчев Зима недаром злится

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа №16





Урок литературного чтения

Тема : «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»







2 класс УМК «Перспектива»

Практикант : Карпухина Татьяна Борисовна

Утверждаю

_______________ Просветова Г.А.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится".

Задачи:

Образовательная: формировать навык осмысленного, выразительного, правильного и беглого чтения.

Развивающая : развивать интерес к чтению, умение передавать настроение и чувства при чтении стихотворения, развивать наблюдательность , умения учащихся работать со стихотворным текстом.

Воспитательная: воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии, чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Планируемые УУД: Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

1.орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Солнышко лучистое

Заглянуло в класс,

Весело ребяткам стало всем сейчас

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Меня зовут Татьяна Борисовна, и урок литературного чтения проведу у вас я.

Проверяют рабочее место и готовность к уроку.

2. Речевая разминка (чистоговорка).

Слайд (Презентация)

На-на-на к нам уже пришла весна.

Ло-ло-ло и на улице светло.

Чи-чи-чи к нам уже летят грачи.

Ру-ру-ру рады солнцу и теплу.

Прочитаем медленно, быстро, еще быстрее. 3-4

Мини-итог.

Читают чистоговорку хором вместе с учителем.

3.Актуализация знаний

-что вы читали дома? (пересказ стр48-49)

Опрос 2-3 человек. Комментирование и выставление отметок за выполнение домашнего задания.

Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Весна! Весна! И всё ей радо!»)

- А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе?

- Скажите, а как стихотворения называются ещё? (поэзия) А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты)

-Вспомните поэтов, которые писали про природу? (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Плещеев. А.Блок. С.Маршак)

- Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?

- А как нужно читать стихотворения? (вдумчиво, выразительно, эмоционально)

- А вот для того, чтобы определит, с каким стихотворением мы сегодня познакомимся, я вам предлагаю отгадать загадки.

1. Всё вокруг бело и снежно,

И узор на стёклах нежный,

На коньках бегут, на лыжах,

И дома в снегу по крыши,

Вся белым - бела природа.

Это что за время года? (Зима)

2.Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели

Небо чисто-голубое,

Что с природою такое? (Весна)

-поднимите руку, кто догадался, с каким стихотворением мы познакомимся сегодня на уроке?

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится» (на слайде).

Что вы знаете об авторе? Сейчас я вам расскажу. (краткая биография автора). Родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овгуст Орловской области. С детства писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. Очень любил Родину, в своих произведениях поэт воспевал красоту родной природы. Федор Иванович очень часто болел, ушел из жизни 15 июля 1873 года .

- когда родился Федор Иванович?

-В каком возрасте опубликовал первое стихотворение?

-о чем писал стихи?

Работа над словарем.

А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов (слайд) :

Недаром- не без причины, не без цели, не зря;

Нудит- принуждать, заставить;

Трезвон- церковный звон во все колокола. Сильный звон, праздничный.

Пуще- больше, еще сильнее

Наперекор- назло. Несогласие делать что либо.

Взбесилась- очень сильно разозлилась

Хлопочет- заниматься чем либо усердно.

Отвечают на вопросы учителя.





























Ученики отгадывают загадки. Пытаются сформулировать тему урока.





Ученики знакомятся с краткой биографией автора, отвечают на поставленные вопросы учителя.

4. работа по теме урока. Первичное закрепление.

Откройте учебник на странице… внимательно послушайте стихотворение, подготовьтесь ответить на вопросы. (слушание аудиозаписи).

  1. Какие времена года встречаются в стихотворении?

  2. О чём это стихотворение?( о том, как настало время весны, а зима не хочет уходить).

  3. Поднимите руку, кому понравилось стихотворение?

  4. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Слайд. Работа по картине И.Левитана «Март»

  1. рассмотрите картину Левитана «Март».

  2. Почему художник ее так назвал?

  3. Назовите признаки весны на картине.

  4. Какое настроение вы испытываете, глядя на эту картину?

  5. С помощью каких красок художник передает радостное пробуждение природы?

  6. По каким признакам можно сказать, что зима не торопится уходить?

Художники используют краски, чтобы показать радостное пробуждение природы, а поэты используют свои приемы.

-А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть главную идею стихотворения.

  1. - Что делает Зима? Найдите, прочитайте.

  2. - О ком так говорят? (О человеке.)

  3. - Каким человеком представляете Зиму? Какой бы ее нарисовали?

  4. - С каким чувством будем читать о зиме? (Сердито, ворчливо, со злобой, недовольно, разъяренно, гневно.)



  1. - Что делает Весна? Найдите. Прочитайте.

  2. - Как бы изобразили Весну?

  3. - С каким чувством будем читать о Весне? (Весело, жизнерадостно, светло, задорно, с ликованием.)

  4. Весну не только видно, но ещё и слышно. Как поэт описывает звуки весны? (Жаворонки в небе уж подняли трезвон)

  5. В каких словах говорится, что весна вот-вот придет? ( весна в окно стучится.)

  6. Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

  7. - Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется олицетворением.(карточка на столах)

  8. Дети хором читают записанное на доске слово: олицетворение

  9. Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот?

  10. Как Тютчев относится к Зиме? К Весне?

  11. Такое яркое противопоставление - называется контрастом.(карточка на столах). Использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.

Мини-итог.

Анализ прослушанного произведения по заданным вопросам учителя.

Физкультминутка.

Видео.


5. закрепление

1. Давайте прочитаем стихотворение по четверостишьям. Читаем выразительно.

2.Перед вами на слайде герои этого стихотворения.

3. Как вы думаете, кто из них весна, кто зима.

4. Докажите словами из стихотворения.(слайд)

5. Ребята, если бы вы были художниками, то какие бы вы использовали бы краски для изображения весны?

Прочитайте полностью стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению вслух, чтобы мы все почувствовали радость от приближения весны!

( читают 4-5 человека).

Выставление и комментирование отметок.

Мини-итог.

Ученики читают стихотворение по цепочке.





Подготовка к выразительному чтению.

5. итог урока. Рефлексия.

1. с каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?

2. кто написал стихотворение «Зима недаром злится»

3. для чего нужно учится выразительно читать стихи?

4. что еще нового вы узнали на уроке?

На ваших столах лежат самые первые весенние цветы. Поднимите руку, кто догадался, какие это цветы?

Если у вас на уроке все получилось, и вы узнали много нового, раскрасьте цветок в желтый цвет.

Если ы ничего нового для себя не узнали, и вам урок не понравился, раскрасьте цветок красным цветом.

Мини-итог.

Ответы на вопросы учителя, анализ и подведение итогов урока. Анализ собственной деятельности.

Домашнее задание

Подготовится к выразительному чтению наизусть «Зима недаром злится..»






© 2010-2022