Конспект урока по самопознанию Жить по совести

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Жить по совести.
Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»; развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью; воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Тип: изучение и закрепление новых знаний, умений и навыков учащихся.

Методы: беседа, чтение, рассказ, творческая деятельность.
Ресурсы: карточки с пословицей, цитаты, цветные карточки, «кирпичики», мультфильм, фонограмма песни о доброте из м/ф «Приключения поросенка Фунтика», классическая музыка.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    1. Круг радости:
    - Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю всем встать в круг.

- Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце. Как это можно сделать?

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

  • в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

  • в Италии - горячо обниматься.

  • в Бразилии - хлопать друг друга по плечу;

  • в Зимбабве - трутся спинами;

  • в Македонии - здороваются локтями;

  • в Никарагуа - приветствуют друг друга плечами;

  • у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д

-Выберите себе цветную карточку. Дети с розовой карточкой сядут за столы, на которых вы видите розовые листы- 1 группа, с зеленой карточкой - столы с зелёным листом

(2 группа), с жёлтой карточкой - (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.

2. Наедине с собой. Звучит спокойная музыка.

- Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким. Откройте глаза.

-Что, по-вашему, важнее всего в человеке? (быть хорошим, добрым, честным и т.д.)

3. Мотивационная установка на успех

- Повторяйте за мной: Я хороший добрый человек,
Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.

У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. Прочитает дружно та команда, которая быстрее всех соберет.

(Жить в ладу со своей совестью.) Молодцы!

-Сформулируйте тему урока. О чём пойдёт речь на уроке?

  1. Основная часть.

1. Вопрос-тест.

- Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

- Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ)

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла - и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, - ответил слепой.

3. Интерактивная беседа.

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет)

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)

4. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

- Что же такое совесть, стыд? Каково значение этих слов?

Совесть - это драгоценное слово.

Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

5. Цитата урока
Учитель обращает внимание на цитаты урока:
«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».
Лев Толстой, русский писатель.
«Без совести и при большом уме не проживёшь».
Максим Горький, русский писатель.
- Как вы понимаете смысл этих выражений?
- Знаете ли вы людей, о которых можно сказать «честный, совестливый человек»?
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают).
Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние).

Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).
- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей).
- А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
- Есть одно очень важное правило: "Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе".
- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

  1. Усвоение знаний.

  1. Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье»

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. « Маша и волшебное варенье»

Вы должны смотреть его внимательно.

Какие вопросы вы бы сами задали к этой истории? Чему учит вас этот мультфильм? О том, как нехорошо врать, и о том, что тайное всегда становится явным.

  1. Творческая деятельность по группам.

- Сейчас вы будете работать в группах. По очереди каждая группа берет задание. Время работы 5-7 минут.

1 группа. «Эликсир (жизненный эликсир - фантастический напиток, продлевающий жизнь, сохраняющий молодость.) доктора Совести». Вашей группе нужно составить лекарство совести, подобрать компоненты и объяснить, почему выбрали это для изготовления эликсира.

2группа. «Строитель дома Совести». Я предлагаю вам вместе построить дом Совести, где все будут жить счастливо, в любви и согласии. «Строительный материал»- это кирпичики, вырезанные из цветной бумаги. Каждый кирпичик должен быть наделен свойством.

3 группа. « Два полюса». Составьте перечень качеств, характерных для человека, живущего по совести, и для человека, у которого совесть «молчит». Подумайте, какие поступки совершает человек, обладающий этими качествами, какова его манера поведения. Впишите это в таблицу.

  1. Итог урока.

1. Упражнения совести.

А) «Минута раскаяния»

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Включается музыка.) В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

- Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

- Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

Б) «Минута прощения».

- Второе полезное упражнение совести - просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

-Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

- Советую вам провести такое упражнение дома.

-Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?

2. Проверка Д/з. (дети зачитывают свои советы)
3. Круг «От сердца к сердцу» (просмотр клипа)
Учащиеся исполняют песню «Дорога добра» под фонограмму.

(Песня о доброте)
м/ф «Приключения поросенка Фунтика»

Слова В. Шульжика,
музыка В. Львовского

Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.

Хорошо бродить по улице
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.

Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре,
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.

Литература

1.Северина О.А., Ерёменко Н.И., Коледова С.В., Суркис Е.В. Серия « Классное руководство» Классные часы .5-7 классы .Викторины. Игровые программы. Беседы. Праздники. Методическое пособие. Изд.2-е,доп.-М: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008-224с.

2.Саляхова Л.И. Серия « Классное руководство» Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физичес-кое развитие школьника .5-9 классы. 2-е изд., стереотипн.- М: Глобус, 2008- 336с.

3.Северина О.А., Савина Л.М. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе.- Волгоград: Панорама , 2007 -160с.

4.muzvip.narod.ru /5.html

6. muzvip.narod.ru /7html


© 2010-2022