• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект «открытого» урока окружающего мира в 1 классе (технологическая карта) по теме:

«Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.»

Автор: Мельникова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №9 г.Кинеля

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Мельникова Татьяна Анатольевна

Место работы: ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 «Б»

Дата проведения: 05.02.2015

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, «Просвещение» 2013 г.

Тема урока: Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цели по содержанию:

обучающие: сформировать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.

развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов.

воспитывающие: воспитать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе.

Планируемые результаты учебного занятия: развитие личностных, регулятивных, познавательных учебных действий

Предметные:

- усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида;

- находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

- приводить примеры животных холодных районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные :

регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- освоить основы познавательной рефлексии;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Личностные:

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Используемая технология: игровая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Информационно-технологические ресурсы: Мультимедийная презентация к уроку «Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.»; модель глобуса; карточки с названиями «Арктика», «Антарктида», «Северный полюс», «Южный полюс», «Холодные районы Земли»; учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс; печатный материал; раздаточный материал: иллюстрации с изображением животных Арктики и Антарктиды; раздаточный материал: листы с изображением Арктики и Антарктиды; раздаточный материал: сигнальные карточки-кружки зеленые и красные; конверты с заданием; раздаточный материал: карточки «Смайлики для графического диктанта; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Арктики и Антарктиды; демонстративный ряд иллюстраций с изображением животных Южного и Северного полюса.

Режим доступа: kinelschool9.ru/122-metodicheskaya-kopilka-nashih-uchiteley.htm

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу


- С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором узнаем много интересного и удивительного.

Ученики настраиваются на работу.


  • позитивное отношение к предстоящей деятельности;

  • включение в учебную деятельность.

(коммуникативные, познавательные)

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Актуализация опорных знаний и способов действий

  1. Графический диктант

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на смайлике нарисуете улыбку, если не согласны переверните улыбку: Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов. - ДА - НЕТ

  1. Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока

-В нашей местности происходит смена времён года? - А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?

- Ребята, а как думаете, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно?

Ученики работают индивидуально


Ученики отвечают на вопросы учителя


  • овладеть логическим действием обобщения;

  • уметь строить рассуждения на основе известных понятий.

(коммуникативные, познавательные)

3.Этап выявления места и причины затруднения

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

  1. Инсценирование - А знаете ли вы, что…

Десятки тысяч лет назад весь наш мир был не таким как сейчас. Вечные снега и нетающие льдины покрывали всю Землю. Всегда одинаково холодно, пустынно и печально было здесь. Никогда не заглядывало сюда веселье. А звери и птицы жили на одной огромной льдине.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Ученики высказывают свои мнения, анализируют ситуацию.

  • умение осознавать и формулировать

цель работы на уроке с помощью учителя;

  • понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Практическая работа с использованием глобуса

- Отгадайте загадку:

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.


- А что такое глобус?

(У учителя на столе демонстрационный глобус). - Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло? (Учитель показывает на демонстрационном глобусе Северный и Южный полюс). - Итак, Северный и Южный полюсы расположены в противоположных частях нашей планеты Земля. Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.



Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.


Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Южный

полюс



- Теперь сравним: что общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой? - А какое отличие между ними? - Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие?

- Тема урока: Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Высказывание предположений, гипотез

(У каждой группы - глобус). Ученики высказывают свои мнения.


  • находить на глобусе Северный Ледовитый океан, Антаркти­ду, Северный и Южный полюса.

(регулятивные)

5.Этап реализации построенного проекта

Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску новых знаний

Групповая работа, фронтальная беседа на основе презентации и выступлений учащихся - Итак, отправляемся в путешествие, но путешествовать будем группами. Каждая группа получит сейчас конверт с заданием и узнает, что или кого они будут исследовать. Вместе с заданием прилагается план, по которому вы будете строить свое выступление.

Северный Ледовитый океанФизминутка (Каждой группе выдается печатный материал, иллюстрации, энциклопедии, план выступления) - Итак, отправляемся на Северный Ледовитый океан. Покажите его ещё раз на своих глобусах.
Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.



























- Какие холодные районы Земли вы теперь знаете? - Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района - это Северный Ледовитый океан и Антарктида. - Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?

Ученики рассказывают о правилах поведения при работе в группах.

1 группа: Северный Ледовитый океан

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

2 группа: Животный мир Арктики.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Белый медведь

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

3 группа: Антарктида

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

4 группа: Животный мир Антарктиды.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.

Пингвины

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов.


  • овладеть начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире;

  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • установить причинно - следственные связи между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого уметь строить рассуждения;

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

(коммуникативные, познавательные)





Ответы детей

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Групповая работа Физминутка

Бело-чёрные пингвины Далеко видны на льдинах. Вот они шагают дружно, Для порядка это нужно. Оттопырили ладошки И попрыгали немножко. Руки вверх чуть приподняли

И быстрее побежали


- Сейчас каждая группа получит набор карточек с изображением животных и листы с районами Арктики или Антарктиды. Задание: расселите жителей на своих полюсах. (Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку).

Представитель от каждой группы выходит к доске и защищает свой проект.


Дети выполняют движения








Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.

Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки.


  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

  • рассматривать и сравнивать иллюстрации, осуществляя проверку группового задания;

  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;

  • готовность слушать собеседника.

(познавательные, коммуникативные)

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Игровая ситуация - А сейчас игра: «Может ли такое быть?» - Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет. Будьте внимательны!

Дети, прослушав каждое стихотворение, показывают сигнальные карточки.


  • становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.

(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Фронтальная беседа на основе полученных знаний - Скажите, есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин? (в зоопарке, в цирке.) - Итак, подведём итог нашего урока. - Какие холодные районы нашей планеты вы знаете? - Чем похожи эти районы? - Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли? - Как они приспособились к условиям жизни?

Дети отвечают на вопросы учителя.

  • уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;

  • оценивать результаты работы

(познавательные, коммуникативные)

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Оценить свою работу на уроке вам поможет игра «Сели - встали - встали выше».

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах.

Спасибо за урок!

Своими действиями ученики дают ответы на вопросы учителя.


  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • осознать личностный смысл учения;

  • закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность.

(регулятивные)

10. Внеурочное творческое задание (по желанию)

Создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание. - Ребята, предлагаю вам дома, кто желает, выполнить одно из заданий:

  1. Сочинить стихотворение или найти и выучить стихотворение про жителей северного и южного полюсов.
  2. Нарисовать рисунок на тему:
«Мы на Северном полюсе» или «Мы на Южном полюсе»

Найти интересные факты о белых медведях или пингвинах (проиллюстрировать)

Дети выбирают задание по желанию

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания.

(коммуникативные, познавательные)

Заместитель руководителя ОО __________________/Самаркина Н.Ю./

© 2010-2022