Конспект урока по русскому языку на тему Части речи - местоимение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Части речи - местоимение.

Задачи урока:

Формировать представления:

- о личных местоимениях;

- о том, что местоимение - это часть речи;

- о том, что личные местоимения имеют формы ед. и мн. числа;

познавательные УУД:

- выделять и осмысливать в определении новой части речи существенную информацию;

- осуществлять декодирование/считывание информации из иллюстраций учебника

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 52-55); Рабочая тетрадь 1.


  1. Кинезиологические упражнения

  • Шапка размышлений (используется для настроя

  • Ухо - нос

  • «Ленивые» восьмёрки

  1. Словарная работа.

-Спишите слова, вставляя пропущенную орфограмму:

-г-род, фу-бол, п-года, б-лот-, тр- -вай.

- Сверьте свою работу с образцом (эталоном) , оцените свою работу в баллах.( Перед оцениванием вырабатываются критерии для оценивания).

- Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

- Составьте предложение с любым из записанных слов.

- Запишите:

Огородники собрали богатый урожай овощей. Огородники заготавливают на зиму компоты и варенье.

- В первом предложении подчеркните главные члены предложения. Объясните свой выбор.

- Прочитайте ещё раз второе предложение. Что вы заметили?

- Какое слово вы бы заменили? Почему?

- Каким словом можно заменить слово огородники?

- Определите тему нашего урока.

- А зачем мы будем учиться заменять повторяющиеся слова в предложениях?

III.1. С. 52-53. Упражнение 46.

Цель упражнения - создать условия для наблюдения за

значением личных местоимений.

Сначала дети, выполняют вопросы-задания учебника на с. 53, подставляя вместо выделенных

цветом местоимений подходящие по смыслу существительные. Так они практически убеждаются

в том, что местоимения используются вместо имен существительных и указывают на те

предметы, которые были названы ранее. Это возможно сделать в силу того, что в тексте стихотворения чередуются местоимения женского и мужского рода: за ним (за Карлом Иванычем Шустерлингом); за ней (за обезьяной);

за ним (за хозяином); за ней (за коровой); за ним (за петухом).

III.2. Знакомство с определением местоимения как части речи.

Чтение слов Анишит Йокоповны на с. 53.

После прочтения слов Анишит Йокоповны, посвященных местоимениям, дети перечитывают

только слова, выделенные цветом, - это будет первой частью определения местоимения.

(Второй частью будут сведения о личных местоимениях на плакате Летучей Мыши на с. 54, которую

прочитают после работы с упражнением 47).

IV.1. С. 54. Упражнение 47.

Цель упражнения - на основе наблюдений привести детей к определению личных местоимений.

Сравнив два предложения из упражнения по заданиям учебника, дети должны прийти к

выводу, что местоимение не называет предмет, но указывает на него; местоимение указывает на

тот предмет, о котором уже шла речь раньше.

IV.2.Прочитывается вторая часть определения на плакате Летучей Мыши на с. 54

IV.3.Предложение вернуться к стихотворению Хармса и сказать еще раз, на кого указывают

там личные местоимения, адресовано не очень сильным детям: им будет несложно сделать это,

поскольку эта работа уже была проделана.

V.С. 55. Плакат на всю 55-ю страницу (на котором изображены хорошо знакомые детям

Маша, Миша и Костя Погодин) раскрывает смысл того, почему местоимения называются

ЛИЧНЫМИ.

Обратите внимание детей на то, что одним из значений слова ЛИЦО является

«человек». Билет на два лица - это билет на двух человек.

Рассмотрите с детьми каждую картинку. Задайте вопросы:

- Кто это говорит о себе «я»?

(Правильно, это Маша Иванова.)

- А кто говорит о себе «мы»?

(Действительно, это Маша, Миша и Костя.)

- Кто говорит «ты»?

Это и Костя говорит, обращаясь к Маше, и Маша, обращаясь к Косте.

- А кто и кому говорит «вы»?

Костя Погодин, обращаясь к Маше и Мише.

- Можно ли, говоря «вы», обращаться к одному человеку, а не к нескольким? В каком

случае?

- Правильно, когда младший обращается к старшему, малознакомому человеку или к

старшему, хорошо знакомому человеку, который не является родственником. Это форма

вежливого обращения.

- А кто и о ком говорит «он»?

Маша с Костей так говорят о Мише.

- А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об

уроке?

- В каком случае можно сказать «она»? Кто так может сказать, судя по картинке, и о ком?

- А можно ли сказать «она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?

- А кто и о ком говорит «они»?

- Правильно, Миша о Маше и Косте.

- А можно ли сказать «они» о предметах, а не о людях?

Обратите внимание детей на то, что местоимения 1-го и 2-го лица указывают только на

людей. А вот местоимения 3-го лица - на людей и на предметы, о которых уже шла речь.

Отметьте, что все местоимения имеют формы ед. и мн.ч., но лишь местоимения 3-го лица

имеют в единственном числе еще и род, могут быть местоимениями м.р., ж.р. и ср.р. А

местоимения 1-го и 2-го лица не имеют рода. «Я» и «ты» - так могут сказать о себе или

обратиться к другому и мальчик, и девочка.

VI. Самостоятельная работа.

Карточка: Спишите предложения, заменяя где нужно существительные местоимениями. подчеркните местоимения:

Вариант №1.

Над луговыми цветами летали насекомые. Насекомые собирали с цветов нектар.

Вариант №2.

Мама купила на рынке овощи. Мама приготовит салат.

- Оцените свою работу. Объясните товарищу правильность выполнения работы. Пусть вас оценит товарищ.

VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 30.

VII Рефлексия



© 2010-2022