Конспект урока по теме Слова однозначные и многозначные (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

КЛАСС: 2 «Б»

ПРОГРАММА «Начальная школа XXI века»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык

ТЕМА УРОКА: Слова однозначные и многозначные ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с многозначными и однозначными словами. Предметные: создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах; обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала. Метапредметные: познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию. коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия. Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи. Оборудование: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 1. . - М.: «Вентана-Граф», 2011г., 2 класс; презентация к уроку; карточки для групповой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель: Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

А) Чистописание.

Учитель: Начинаем урок с чистописания. Пишем буквы, состоящие из полуовалов, Какие это буквы?( Сс Ээ) (на доске открывается образец)

Запишите число, классная работа и пропишите данные буквы (прописывают)

Б) Словарная работа. Сегодня в словарной работе мы познакомимся с написанием слов, которые вы угадаете по лексическому значению.

1. Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик-стрекотание …. сорока

2. Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением … соловей

Учитель: Вспомните еще словарные слова-названия птиц (воробей, ворона) (записывают)

III. Этап мотивации и целеполагания.

Учитель: Чтобы приступить к изучению новой темы, я хочу убедиться, что вы хорошо помните ранее изученный материал. А проверим это устно выполняя тест. Выберите верный вариант ответа.

1.Какие буквы из указанных названы неверно?

а) б (бэ) б) г (гэ) в) с (сэ)

2.Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

а) рожь б) чашка в) юла

3.Какой из данных звуков является шипящим?

а) [ж ] б) [ г] в) [л ]

4. В каком слове пропущена буква И

а) св…тло б) т…пло гр…бной

5. В каком слове ПО является приставкой

а) поход б) пояс в) порог

6 .Определите слово, которое соответствует лексическому значению «Очень мелкий дождь»

а) ливень б) град в) изморось

Учитель: Напомните, что такое лексическое значение?

Учащиеся: (то, что обозначает слово, его толкование)

Учитель: Молодцы. Вы готовы к изучению новой темы. И начнем мы с задания для групп.

Учитель: По лексическому значению угадайте слово

1. 1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов

3. Бьющий из земли источник ( ключ)

Учитель: Почему толкования разные, а вы назвали одно и то же слово?

Учащиеся: (слово имеет несколько значений)

Определите тему нашего урока

Учащиеся: ( многозначные слова)

Учитель: Как вы думаете, каковы будут наши учебные задачи? Что мы должны узнать?

Учащиеся: ( что такое многозначные слова, как их употреблять в речи)

Учитель: Да, сегодня мы будем исследовать многозначные слова и попробуем все это узнать.

IV. Этап усвоения знаний и способов действий.

Учитель: Итак, начинаем наше исследование.

Откройте учебники и прочитайте стихотворение А. Барто

«Разговор с дочкой» (читает один учащийся)

Учитель: Почему дочка не поняла маму?

Учащиеся: ( она подумала о другом значении слово теплота)

А где мы можем уточнить значение слова?

Учащиеся: (В толковом словаре.)

Учитель: Кто хочет найти значение этого слова в Интернете? (вызываю двух человек)

Учитель: А мы найдем его значение в нашем толковом словарике (дети ищут толкование слов)

Учитель: Это слово однозначное или многозначное? Почему?

Учащиеся: (два значения)

Учитель: Какая статья подходит к нашему стихотворению?

Учащиеся: ( вторая)

Учитель: А какие ещё значения нашли ребята в Интернете? (зачитывают)

Учитель: Выпишите это слово в тетрадь и запишите то значение, которое употреблено в стихотворении.

Сделайте вывод. Какие слова называются многозначными?

Учитель: Молодцы. Продолжить наше исследование мне помогут ребята. ( выходят 4 человека. Один говорит: «Подайте мне ручку». А ребята подают ему шариковую ручку, свою руку, дверную ручку)

Почему ребята не поняли, что именно надо подать? ( не знали, какую именно ручку)

Учитель: А как же надо поступать, чтобы тебя понимали?

Учащиеся: ( уточнять, что именно)

Учитель: Вот мы с вами и пришли ко второму выводу.

Физминутка

V. Этап встраивания нового материала в систему знаний.

Учитель: Сейчас вы будете выполнять в группах важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу, умете ли правильно употреблять в речи многозначное слово. Соберитесь в группы ( по цветам, стикеры,

Группа становится в том месте, где прикреплен большой цветной лист)

Задание. В толковом словарике найдите слова и устно составьте предложения с разными значениями (масло, свежий, свет, острый, наказать). (После выполнения задания каждая группа озвучивает свои предложения, стоя на тех же местах).

Учитель: Вы правильно выполнили задание. Теперь займите свои места и каждый запишите одно предложение своей группы с любым значением.

Учитель: Следующее задание выполняете в парах. Составьте самостоятельно устно толкование данных слов. Пейзаж - 1 ряд, каша- 2 ряд, глава- 3 ряд.

(Проверка )

Учитель: А теперь сверьте свое толкование и толкование в учебнике. VI. Этап подведения итогов урока. Учитель: Подведем итоги наших исследований. Сделаем выводы, что узнали о многозначных словах или какие задачи решили?

VII. Рефлексия. Учитель: Как вы думаете, все ли мы узнали сегодня о многозначных словах? Учащиеся: Нет, что-то предстоит еще узнать на следующих уроках. Учитель: Оцените свою работу на уроке. Не забудьте посмотреть в тетрадь. Учащиеся: (Ребята оценивают себя в тетради. Если все ясно и понятно было на уроке, на полях карандашом ставят « +», если есть некоторые вопросы - +- , если непонятно многое - «?».) VIII. Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Домашнее задание вам по выбору.

1. Записать толкование 2-3 многозначных слов и составить с ними предложения.

2. у. с.28, упр 2

5


© 2010-2022