Обобщение работы по формированию личностных УУД в 4 класс епосредством профориентационной работы

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Слайд 1.

Формирование действия смыслообразования

у младших школьников как условие сохранения и укрепления их психологического здоровья Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и учителя, и родители учащихся. Поэтому, принимая школьников в первый класс, для нас важно сделать учебный процесс не только комфортным, но и построить его так, чтобы ученик не остался равнодушен к учению и знаниям, чтобы он учился не только из чувства долга или по принуждению. Эти задачи являются одновременно и требованиями новых стандартов, которые ориентируют школу на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. Высокая учебно-познавательная мотивация делает учебу более интересной и эмоционально привлекательной для ребенка. Это по идее должно снижать школьную тревожность, а значит способствовать сохранению психологического здоровья учащихся. Слайд 2. В течение 4-х лет мы пытались максимально использовать различные педагогические методы активизации познавательной мотивации и выработки УУД смыслообразования в разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности. Смыслообразование является ключевым моментом в развитии учебно-познавательной мотивации школьников. Потому что, только понимая, зачем ребенок изучает тот или иной школьный предмет, он будет с интересом учиться. Слайд 3. В 1 классе особое внимание я уделяла работе по формированию внутренней позиции школьника и учебно-познавательной мотивации у первоклассников, которая является стержнем смыслообразования как универсального учебного действия и делает ребенка субъектом учебной деятельности. Задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для этого на уроках активно использовались проблемные ситуации, творческие задания, вызывающие интерес у детей. Для формирования познавательной мотивации на уроках постоянно актуализировались мотивы предыдущих достижений ("мы в течение нескольких уроков учились …"), формировались мотивы относительной неудовлетворенности ("Кому нравится выполнять...? Кто считает, что научился…?"), использовались игровая мотивация и непроизвольные мотивы удивления, любознательности. Кроме того было важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях и чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. По данным психологической службы в данном первом классе оказался самый высокий процент учащихся со сформированной внутренней позицией школьника, и в целом класс был наиболее успешен в аспекте социальной адаптации. Слайд 4. Во 2 классе работа, ориентированная на саморазвитие и самореализацию личности учащегося, потребовала создания и использования в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Для этого наиболее эффективной технологией оказалась проектная деятельность. Учебный проект как педагогический метод активизации познавательной мотивации и выработки УУД смыслообразования нами используется с 1 класса. Работа над учебными проектами побуждает учащихся находить личностный смысл обучения. А это приводит к повышению познавательной мотивации и общей учебной активности учащегося, что улучшает общее эмоциональное состояние школьника. В результате ученик добивается учебных успехов, что в свою очередь способствует повышению его самооценки, растет его уверенность в себе, снижается тревожность. Таков, на наш взгляд, механизм влияния учебных проектов на укрепление психологического здоровья учащихся. Над индивидуальными проектами мы работали и в первом, и во втором классе. Но во втором классе уделялось особое внимание анализу этой работы - я проводила обобщающие занятия, на которых мы с детьми обсуждали свои впечатления от этой работы; качества и умения, которые помогли им в работе над проектами. Затем переходили к обсуждению знаний, умений и качеств, которых еще не хватает, и ставили задачи на дальнейшее саморазвитие. Эти занятия способствовали осознанию детьми личностных смыслов работы над проектами. Слайд 5. В третьем классе я усложнила задачу, перейдя к коллективным творческим проектам, протяженным во времени. Такие проекты активизируют не только познавательные потребности учащихся, но и их творческие способности по презентации полученных результатов. Это становится дополнительным мотивом осуществления проектной деятельности, основой для повышения уверенности в себе и как следствие, укрепления психологического здоровья учащихся. Мотивационная сфера учеников становится богаче. Мне кажется, что уже к концу 3-го года обучения у большинства учащихся был сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес, а у некоторых и обобщенный учебно-познавательный интерес. У ребят сформировался мотив достижения, появился мотив участия в коллективной творческой и социально значимой деятельности, что является основой их психологического здоровья и в подростковом возрасте.
Слайд 6. В 4 классе продолжилась работа по формированию и познавательных, и регулятивных универсальных учебных действий, включающих в себя такие важные УУД, как постановка цели, определение этапов ее достижения, выбор средств, самооценка и т.п., но особое внимание мы уделили личностным УУД, а именно действию смыслообразования. Возраст, приобретенный опыт, уже сформированные УУД позволяют четвероклассникам увидеть смысл учения, связать то, что происходит на уроке и вне его, с его реальными жизненными интересами и потребностями. Поэтому мы попытались работу по формированию действия смыслообразования построить на основе проектной деятельности, связанной с профориентацией обучающихся. В течение года была разработана и проведена система взаимосвязанных занятий, целью которых было стремление на основе рефлексии, анализа и самоанализа ребят помочь им осознать значение учебной и внеучебной (проектной) деятельности в дальнейшем личностном развитии. Тем самым мы способствовали формированию личностных смыслов учения. Профориентационная работа предполагала решение следующих задач: - теоретическое знакомство с миром профессий и их классификацией; - изучение профессий родителей (коллективное составление анкеты, самостоятельный опрос родителей, обработка и презентация результатов соцопроса); - определение собственных предпочтений в мире профессий и соотнесение их со своими возможностями (самоанализ),

- развитие учебно-познавательной мотивации. Слайд 7. Первое занятие явилось началом большой исследовательской работы для ребят. Мы вспомнили наши проекты, обсудили свои впечатления от этой работы, обсудили качества и умения учащихся, которые не только помогли им в работе над проектами, но и проявились в ходе поисково-творческой работы. Естественным образом возник вопрос о необходимости и целесообразности данной деятельности. Все это вывело ребят на новый, более высокий уровень проблемы: они задумались о значимости учебной и внеучебной деятельности в целом, и пришли к осознанию того, что дальнейшая их жизненная успешность/неуспешность напрямую зависит от результатов школьного обучения и правильного профессионального выбора. Мы решили вместе задуматься о выборе будущих профессий и начале выстраивания индивидуальной траектории дальнейшего саморазвития. Была также проведена анкета, направленная на выяснение профессиональных интересов и осознанности предстоящего выбора. Дома ребята должны были подумать, какая профессия лично их привлекает. Слайд 8. В начале второго занятия детям была показана презентация, рассказывающая о различных видах профессий. Ребята вспомнили профессии некоторых сказочных героев, а также профессии, которые их окружают. Как оказалось, многие ученики уже определили сферу своей будущей деятельности. После знакомства с классификацией профессий ученикам было предложено разбиться на 5 групп в соответствии с данной классификацией и собственными предпочтениями: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - искусство. В каждой группе ребята коллективно попытались составить список личностных качеств, необходимых человеку в данной выбранной им сфере. После обсуждения ребята представили получившиеся списки качеств. На дом ребята получили задание составить такой же список качеств личности конкретно для себя, ориентируясь на выбранное направление будущей профессиональной деятельности. Слайд 9. Третье занятие. В ходе анализа домашней работы выяснилось, что имеющихся знаний о профессиях у ребят пока еще недостаточно, поэтому было решено начать с изучения профессий родителей. Детям было предложено разбиться на группы и попытаться сформулировать вопросы о профессиях родителей и о том, как они их выбирали. В ходе коллективного обсуждения по группам ученики составили вопросы анкеты, предназначенной для родителей. Мы обсудили предложенные вопросы групп и составили единую анкету, с которой ребята и обратились к родителям. Слайд 10. На четвертом занятии ребята с удовольствием представили итоги анкетирования в своей семье. При этом некоторые из них не просто рассказали о профессиях родителей, но и подготовили творческие презентации. Выступления получились яркие и эмоциональные. Видео 1. При этом оказалось, что некоторым ребятам профессии родителей им по каким-либо причинам не подходят, а некоторым - родители сами не рекомендуют повторять их профессиональный выбор. В конце занятия ребята получили задания подумать и определить, какую профессию они хотели бы получить в будущем. Слайд 11. На пятом занятии в начале были представлены основные критерии, на которые человек чаще всего ориентируется при профессиональном самоопределении: ХОЧУ, МОГУ, НАДО. Учащимся было предложено проанализировать свои профессии по этим критериям. Ученикам пришлось провести сложную работу по самоанализу, в которой каждый из ребят критически взвесил не только все свои предпочтения, но и (что более значимо) свои возможности, достоинства и недостатки. Были заслушаны несколько учащихся с их самоанализом. К следующему занятию было предложено подготовить творческие презентации собственного выбора профессии на основе самоанализа. Слайд 12. Свои презентации и размышления по своему выбору профессии ученики представили на шестом занятии. Видео 2. Также была повторно проведена активизирующая анкета по выбору профессии и осмыслению собственных личностных ресурсов. Результаты анкетирования показали, что по сравнению с первым опросом возросло тех учащихся, кто смог адекватно оценить свои личностные ресурсы по подготовке к своей будущей профессии. Слайд 13. Так, сравнение результатов по одному из основных вопросов анкеты Какие личностные качества у тебя есть для овладения будущей профессией? показало, что в итоговом анкетировании подавляющее большинство ребят смогли дать осознанный ответ, соотнеся требования выбранной профессии со своими личностными качествами. Слайд 14. Кроме того, по окончании нашей работы, почти все учащиеся, проанализировав требования выбранной профессии, стали понимать, какие учебные знания пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности. Слайд 15. Если в начале профориентационной работы практически половина обучающихся класса была вполне довольна своими учебными усилиями, а третья часть учеников вообще не смогла ответить на поставленный вопрос, то по окончании серии наших занятий ситуация заметно изменилась. Подавляющее большинство учеников проявили самокритичность, ответив, что их учебных усилий для достижения выбранной профессии на сегодняшний день недостаточно, и лишь 10% затруднились с ответом. Слайд 16. Отвечая на вопрос "Что тебе нужно предпринять для подготовки к будущей профессии?" 56% учащихся (вместо 14% в первичном анкетировании) стали считать, что важнее учеба, чем какие-то личностные характеристики человека. При этом стоит обратить внимание, насколько понятнее стал этот вопрос для ребят: если в начале работы 47% не знали, как ответить, то в конце работы таких осталось только 9%. Слайд 17. Подводя итог проведенной работы, можно отметить, что она оказала развивающее влияние на детей. Ребята стали лучше разбираться в профессиях, стали лучше понимать свои профессиональные предпочтения, научились анализировать свои личностные ресурсы для овладения будущей профессией. Немаловажно то, что они поняли связь сегодняшней учебы с развитием своих личностных качеств, которые в будущем помогут им освоить выбранную профессию. Кроме того, выявление имеющихся собственных положительных качеств, а также определение недостающих, вывело ребят на постановку задач на дальнейшее саморазвитие. Слайд 18. Конечно, выбор пока сделан предварительный, и многое за время их последующего взросления изменится. Но важно, что сегодняшняя их учеба получила дополнительный стимул и обрела дополнительный смысл. Значит, цель наших занятий была в определенной степени достигнута - такое важное универсальное учебное действие как смыслообразование получило новое развитие. Для большинства моих учеников учеба - это не скучная обязанность, а осознанная деятельность, интересное, хотя порой и трудное дело, приносящее ощущение успеха и положительные эмоции. Высокая учебно-познавательная мотивация не только делает более легкой учебу, но и создает общий положительный эмоциональный фон, что способствует укреплению психологического здоровья. Все это позволяет мне сделать общий вывод о том, что работа над формированием смыслообразования способствует сохранению психологического здоровья моих учеников.

8



© 2010-2022