Планирование урока с целью формирования у обучающихся коммуникативных учебных действий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование урока с целью формирования у обучающихся коммуникативных учебных действий
Одним из планируемых результатов освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования является овладение детьми коммуникативными универсальными учебными действиями. Работу по формированию коммуникативных УУД целесообразно организовать на учебном занятии с помощью специальных видов работы с предметным содержанием за счет изменения способов взаимодействия обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД) в отличие, например, от познавательных связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Однако в отличие от освоения предметных знаний, освоение коммуникативных УУД требует иных процедур. Ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить обращение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий. Работа по формированию коммуникативных УУД проводится на учебном занятии не вместо, а во время освоения предметных знаний, умений и навыков с помощью специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения способов взаимодействия обучающихся. Предметные знания и умения - необходимый содержательный материал, на котором разворачивается ситуация коммуникации. При планировании урока, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников, педагог ориентируется не только на программу учебного предмета, но и на программу формирования коммуникативных УУД, которая позволяет определить, над какими именно умениями необходимо работать на том или ином этапе, какие образовательные ситуации, виды работ необходимо для этого организовать. «Это полезно знать» Для того чтобы учащиеся освоили коммуникативные УУД, педагогу необходимо создавать ситуации, в которых каждый школьник регулярно будет:

  • вступать во взаимодействие с другими участниками учебного процесса в специально организованных условиях;
  • излагать определенные темы устно и письменно;
  • самостоятельно работать информацией;
  • в рефлексии (с помощью педагогов и товарищей) обнаруживать свои образовательные дефициты и ставить перед собой образовательные задачи по дальнейшему развитию коммуникативных действий.
Что представляет собой программа формирования коммуникативных УУД, и как она может помочь педагогу при планировании занятия? Программа описывает:
  1. Цели и сущность процесса формирования коммуникативных УУД.
  2. Перечень обобщенных коммуникативных УУД (макроумений) и входящих в них конкретных умений (микроумений).
Коммуникативные УУД включают две группы умений:
  • умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - в парах, группах, командах.
  • умения коммуникации - работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.
Например, выделение обобщенных умений коммуникации основано на видах речи (говорение, письмо) и способах их восприятия (слушание, чтение). С учетом этого выделены следующие обобщенные умения коммуникации:
  • умение выражать свои мысли в устном тексте точно, компактно, без искажения;
  • слушать, вникать в суть услышанного, ставить вопрос к услышанному;
  • самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
  • выражать свои мысли в письменной форме.

Пример Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному предполагает сформированность следующих микроумения:
  • ставить цели слушания;
  • понимать ситуацию общения и адекватно на нее реагировать;
  • выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;
  • формировать вопрос к тому, что непонятно в тексте;
  • выделять в слушаемом тексте смысловые части;
  • определять главную мысль текста;
  • формировать вопросы, направленные на обсуждение слушаемого текста;
  • высказывать свое мнение относительно слушаемого текста и т.д.

  1. Требования к подготовке обучающихся на разных ступенях обучения - обязательный минимум, которым должен владеть каждый обучающийся.
  2. Уровни сформированности коммуникативных УУД. Уровни формируются как целостные, интегральные качества, характеризующие переход от простого к сложному. Ученик переходит к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего. Таким образом, уровни позволяют обеспечить поэтапное и последовательное формирование коммуникативных УУД у каждого обучающегося и его работу в зоне ближайшего развития. На каждой возрастной ступени выделяется несколько уровней-этапов.
  3. Виды деятельности, формы совместимой работы, образовательные ситуации, направленные на формирование коммуникативных УУД и обеспечивающие заданные результаты.

Пример В программе предполагаются виды деятельности, направленные на формирование умения слушать, вникать в суть услышанного:
  • прослушивание (слушание) текстов и интерпретация услышанного в форме плана текста, конспекта, собственного текста (подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста; выполнить краткий или подробный пересказ и т.п.), схемы, таблицы или рисунка и т.п.;
  • поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного текста;
  • поиск ответов на заданные вопросы в слушаемом тексте;
  • анализ устного ответа товарища;
  • постановка вопросов, направленных на понимание слушаемого текста;
  • формулировка собственных выводов на основе услышанного и т.д.

  1. Таблицы учета результатов обучения каждого обучающегося, позволяющие фиксировать, какие из микроумений и на каком уровне сформированы у каждого ребенка, над какими необходимо работать в настоящий момент (в соответствии с достигнутым уровнем развития коммуникативных УУД). Такие таблицы помогаю планировать учебное занятие с учетом индивидуальных образовательных задач каждого школьника.
Таким образом, программа позволяет определить, над какими микроумениями необходимо работать с учетом достигнутого учениками уровня, и какие виды работ целесообразно использовать для этого при освоении предметного материала. На наш взгляд, учебное занятие необходимо планировать с учетом интересов каждого ученика. Однако урок, в отличие от коллективных учебных занятий, предполагающих индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, не позволяет этого делать. Поэтому учитель вынужден ставить образовательные цели для всего класса или для условно выделенных им групп обучающихся, отличающихся друг от друга по уровням сформированности коммуникативных УУД. Планирование начинается с определения образовательных задач, которые стоят перед классом (или перед отдельными группами учеников). После того как определены тема и предметные задачи, необходимо, опираясь на программу формирования коммуникативных УУД и соответствующие карты учета, выяснить, над какими конкретными умениями (микроумениями) в настоящий момент необходимо работать ученикам, за счет каких форм и способов работы это можно осуществить. В приложении представлен пример оформления карты учета сформированности у обучающихся умения читать с пониманием.
Пример. Если ученик находится на первом уровне сформированности коммуникативных УУД и еще не научился отвечать на наводящие вопросы по прочитанному тексту, то не имеет смысла формировать у него умения, относящиеся ко второму уровню, например, выполнять сжатый пересказ теста. Если ученики не умеют выделять главное в тексте, формировать его главную мысль, то преждевременно работать на умениями систематизировать информацию, содержащуюся в тексте.
Итак, исходя из достигнутого школьниками уровня сформированности коммуникативных УУД, определяем надпредметную задачу, например: - учиться отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; - учиться формировать выводы на основе прочитанного; - учиться интерпретировать прочитанное в виде таблицы. Эта задача является одной из задач урока. Педагоги часто допускают ошибку, планируя урок и указывая в качестве надпредметной задачу формирования обобщенного умения, например «формировать умение слушать», что свидетельствует о формальной постановке образовательных задач. Невозможно продуктивно работать сразу над всеми микроумениями, входящими в макроумение, и невозможно выяснить по окончании урока, насколько удалось реализовать поставленные задачи, какие результаты достигнуты. Приведем пример гармоничного сочетания предметного и надпредметного в целеполагании урока и корректной постановки надпредметных задач.
Математика, 2-й класс. Тема «Решение задач и уравнений». Задача урока: - отработать умение решать задачи разными способами; - закрепить умение оформлять решение уравнения; - развивать умение интерпретировать прочитанное в виде схемы; - развивать умение выполнять взаимопроверку по образцу и без него.
На следующем шаге планирования необходимо определить способ освоения предметного содержания. Для этого можно обратиться к программе формирования коммуникативных УУД, в которой содержатся примерные виды работ, направленные на развитие тех или иных умений. Выбранный вид работы должен способствовать развитию тех микроумений, которые обозначены в задачах урока. Если перед учениками стоит задача учиться отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста, можно предложить обсуждения текста по предмету и вопросы к нему. В приведенном выше примере перед учениками стояла задача научиться интерпретировать прочитанное в виде схемы. Поэтому им предлагалось прочитать фрагмент текста учебника и схематически представить его содержание в тетради. Следует помнить, что фронтальная организационная форма не позволяет участвовать в коммуникации каждому ученику. Индивидуальная работа на начальных этапах формирования умения также нецелесообразна. Следовательно, на уроке необходимо запланировать работу с текстом либо в малых группах, либо - что предпочтительнее - в парах. Парная работа позволяет вступить в коммуникацию каждого ученика. Таким образом, предметные и надпредметные задачи будут сочетаться за счет видов и форм работы. Если учитель планирует работу обучающихся в группах или в парах, необходимо позаботиться об учебно-дидактических средствах, которые помогут ученикам организовать коммуникацию без участия педагога. Это могут быть, например, вопросники, алгоритмы работы, особым образом оформленные учебные тексты. Данные учебно-дидактические средства по сути дела заменяют учителю носителя предметного содержания и организатора коммуникации. Алгоритмы, вопросники регламентируют порядок действий групп, помогают распределить позиции в паре, задают ход мышления, указывают, какие операции необходимо выполнять школьникам при работе с текстом, организуют понимание, оформление обучающимся текстов. Приведем примеры таких учебно-дидактических средств.
Пример Для изучения и озаглавливания абзаца текста в паре можно предложить ребятам следующий алгоритм.
  1. Прочитать абзац. Попытайтесь ответить на вопрос: «О чем говориться в абзаце?»
  2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, смысл каждого предложения.
  3. Какова главная мысль абзаца?
  4. Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением.
  5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?
  6. Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацам.
  7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?
  8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль.
  9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.
  10. Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает такой способ работы с абзацем. В дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечисленные действия уже без алгоритма.

Помимо вопросников и алгоритмов целесообразно иметь разнообразные памятки-«подсказки» для учеников о порядке действий в той или иной ситуации: «Как подготовиться к выступлению в малой группе», «Как самостоятельно изучить тему», «Как составить план рассказа» и т.д.
Пример Памятка для обучающихся 2-3-х классов «Как составить план рассказа»
  1. Прочитайте рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
  2. Разделить рассказ на смысловые части.
  3. Определить главное в каждой части, отметить в тексте основные предложения.
  4. Перечитай по отдельности каждую часть и попробуй пересказать своими словами, о чем в ней говорится.
  5. Подбери и запиши заголовок в каждой части.
  6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-то важдное.

Ученики часто испытывают трудности при составлении текста на опрделенную тему. Помочь им в этом может план работы над текстом, включающий опорные слова и карты само- и взаимопроверки, пользуясь которыми, ученик может последовательно изложить тот или иной вопрос.
Приме плана работы над текстом:
  1. Составьте письменный рассказ и озаглавьте его, используя вопросы плана и опорные слова.
Вопросы плана: Где живет Алеша Соловьев? Где расположена деревня? Кто есть у Алеши? Что любит Алеша? Когда браться приходят на пасек? Как выглядит пасека? Что делают братья? Как проходит день? Опорные слова: В деревне Сосновка, быстро, помогать, на берегу реки Быстрины, старший брат, ранним утром, пасечником, ульи, пчелы, готовят рамки.
  1. Проверь себя по карте самопроверки по карте самопроверки: поставь «+», если ты выполнил условия, если не выполнил - поставь «-». Поставить себе оценку (2-5 баллов).

Карта самопроверки/проверки

Требования к сложению

«+» или «-»

  1. Озаглавлен ли текст?


  1. Все ли опорные слова использованы?


  1. Соблюдаете ли последовательность изложения текста?


  1. Используются ли дополнительные средства выразительности языка?


  1. Понравился ли тебе твой рассказ?


  1. Найди напарника для взаимопроверки. Обменяйтесь с напарником составленными текстами. Проверьте работу друг друга по карте проверки.

Работая таким образом, ученик усваивает, что излагать какой-либо вопрос, текст необходимо по заранее составленному плану, не упуская главного. После того как текст готов, необходимо его перечитать и проверить на соответствие заданным параметрам. Различные карты само- и взаимопроверки, памятки с критериями анализа и оценки выполнения работы помогают формировать у школьников умения адекватно оценивать себя и других.
© 2010-2022