Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская средняя общеобразовательная школа»

городского округа «город Якутск»













Урок окружающего мира

1 класс

Тема урока:

«ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА И КУДА ОНА УХОДИТ»































Болурова Анна Николаевна -учитель начальных классов,

Соколова Валентина Александровна - учитель химии

г. Якутск

2015 Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Планируемые образовательные результаты: Предметные: научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр; получат возможность: сравнивать способы очистки воды. Метапредметные: Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности, формировать личностный смысл учения; содействовать развитию навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, прививать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательные ресурсы:

  • учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
  • рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
  • физическая карта полушарий;
  • иллюстрации растений, животных, человека, водопровода;
  • для опыта - мерный стакан, тушь, кисточка, воронка, фильтр;
  • м /проектор, интерактивная доска, компьютер.
Организационная структура урока: I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Всё ль на месте?
Всё ль в порядке -
Книжка, ручка и тетрадка? (дети проверяют рабочие места)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим. II.Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Ребята, отгадайте загадку! Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (вода) -Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода - всё не беда! (Предположительные ответы детей) - Вода - это самое большое богатство в мире. Вода - это бесценное, волшебное вещество, которое создало нашу планету. Посмотрите на карту полушарий (на доске «Физическая карта полушарий) и скажите, какого цвета на ней больше? (голубого). Как вы думаете, что означает этот цвет? (вода). Наша планета Земля в большей степени состоит из воды. А где еще содержится вода? (предположительные ответы детей). У вас на партах лежат конвертики, откройте их и посмотрите, что внутри. (пазлы). Сейчас мы с вами будем работать в группах. - Работа в группах (памятка «Работа в группах»). Задание: собрать на А4 пазлы. (дети собирают пазлы - картинки: растение, животные, человек, фрукты и овощи, рыба, водоросли и т.д.). Свою работу дети вывешивают на доску и дают полный ответ на вопрос «Где содержится вода?». Вывод: Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья. III. Постановка проблемы урока.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.

На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода. Проблема урока: - Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Вот это, ребята, тема нашего урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы. - Кто сегодня пользовался водой? - Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей) - Где начало этого пути? - Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. - Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. - Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей) - Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу. - Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей. - Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий. V. Физминутка. - Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю... - Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками. - Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). - Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. VI. Первичное закрепление. Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60 - Вот так долго вода из реки добирается к нам, в каждый дом, в каждую квартиру, к каждому крану. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. - Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт? - Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий? - Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку? - Проследим её путь по иллюстрации. - Как же мы можем помочь обитателям этой реки? - Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязнючки? (ответы детей) чтобы ответить на этот вопрос мы отправляемся с вами в школьную лабораторию, которой заведует учитель химии Соколова В.А. (Учитель химии рассказывает об источниках загрязнения воды и способах ее очистки.) VII. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». - Сейчас мы будем проводить опыты. Для того чтобы вода была чистой, человек использует разные методы очистки воды. Демонстрация опытов (учитель химии В.А. Соколова): А) фильтрование; Б) отстаивание; В) выпаривание; Г) обеззараживания; Д) хроматография.
Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.
1. Приготовьте стаканчик с чистой водой и воронку. 2. Возьмите пробирку с землёй и песком. 3. Смешаем воду с землей.

- Что мы делаем?

-Что наблюдаем?

- Делаем вывод.


Опыт 2. Фильтрование.

  1. Установим фильтр в воронку и выльем загрязнённую воду.
  1. Сравним воду на первоначальном этапе и после фильтрации.


Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. - Делаем вывод.

-В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станций, а затем вода попадает опять в реку.

(Дети поблагодарили учителя химии за интересную работу.) VIII. Итог урока. - Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос? - Откуда в наш дом приходит вода? - Куда загрязнённая вода уходит? - Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? (ответы детей)
IX. Домашнее задание: выпустить листовку «Берегите воду!»
X. Рефлексия. - Много ли воды на Земле? - Посмотрите на карту полушарий. Какого цвета на ней больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан. Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь!
-Кто из вас, ребята, - Сделал для себя ОТКРЫТИЕ! - АКТИВНО работал на уроке! - Кому на уроке было ИНТЕРЕСНО! - Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ! (Учащиеся показывают смайлики соответствующего настроения). - Спасибо вам, ребята, за урок!

© 2010-2022